Егоров Владимир Владимирович Документы 1 - 1 из 1
1.

Количество страниц: 8 с.

Успешность адаптации студентов к учебному процессу в вузе во многом определяется особенностями латеральной специализации полушарий мозга. При этом, возможна изменчивость функционального взаимодействия полушарий, для обеспечения оптимального уровня адаптации в меняющихся условиях. Исследовалась динамика функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у студентов-медиков младших курсов в разные годы (2015-2022 гг.). Обследованные 194 студента-якута 1-2 курсов мединститута СВФУ 18 - 23 лет разделены на 4 группы по годам и подгруппы: пишущие левой рукой и пишущие правой рукой. Определяли профиль латерального фенотипа головного мозга и степень асимметрии с помощью коэффициентов асимметрии (Ка). Для оценки Ка находили средние и квартильные значения. При сравнении межгодовых значений Ка использовался непараметрический, ранговый метод Вилкоксона. У праворуких за 7 лет выявлено увеличение студентов, с правшеством руки на 25 %, а ноги на 12,3 %. Вместе с повышением правшества руки и ноги увеличилось среднее Ка, а его квартильные значения значимо сместились вправо. К 2022 г. у праворуких снизилась на 20 % доля правоглазых и снизилось до -0,05 среднее Ка. Произошел сдвиг первого квартиля Ка до -1, что соответствует симметрии глаз. У леворуких за 7 лет снизилось левшество руки на 22,6 %, ноги - на 42,2 %. Уменьшилось среднее Ка руки и ноги, устанавливается симметрия ноги и значимо отклоняется третий квартиль в положительную сторону. Снижается встречаемость доминирующего левого глаза к 2022 г. на 38,1 % относительно 2015 г. Снижение встречаемости левшества глаза сопровождается уменьшением как средних, так и медианных значения Ка, что свидетельствуют о симметричности функции этого органа у леворуких в конце семилетнего периода. Лонгитюдные исследования функциональной асимметрии мозга у студентов - медиков младших курсов свидетельствуют о тенденции к доминированию левого полушария, что должно способствовать повышению уровня развития когнитивных функций и улучшить адаптивные возможности студентов в учебной деятельности.
The success of students’ adaptation to the educational process at a university is largely determined by the characteristics of the lateral specialization of the cerebral hemispheres. At the same time, variability in the functional interaction of the hemispheres is possible to ensure an optimal level of adaptation in changing conditions. The dynamics of functional brain asymmetry (FBA) was studied in junior medical students in different years (2015-2022). The examined 194 Yakut students of 1st-2nd years of the Institute of Medicine, NEFU, 18-23 years old, were divided into 4 groups by year and subgroups: those writing with their left hand and those writing with their right hand. The profile of the lateral phenotype of the brain and the degree of asymmetry were determined using asymmetry coefficients (Ka). To estimate Ka, the mean and quartile values were found. When comparing interannual Ka values, the nonparametric Wilcoxon rank method was used. Over 7 years, an increase in right-handedness and right-footedness in students was revealed, with right-handedness by 25 %, and right-footedness by 12.3 %. Along with the increase in right-handedness and right-footedness, the average Ka increased, and its quartile values shifted significantly to the right. By 2022, the proportion of right-eyed people among right-handed people decreased by 20 % and the average Ka decreased to -0.05. There was a shift in the first quartile of Ka to -1, which corresponds to the symmetry of the eyes. In left-handed people, over 7 years left-handedness decreased by 22.6 %, and left-footedness - by 42.2 %. The average Ka of the arms and legs decreased, the symmetry of the leg was established and the third quartile significantly deviated in the positive direction. The incidence of the dominant left eye decreased by 2022 by 38.1 % compared to 2015. The decrease in the incidence of left-eyedness is accompanied by a decrease in both the average and median values of Ka, which indicates the symmetry of the function of this organ in left-handed people at the end of the seven-year period. Conclusions: Longitudinal studies of functional brain asymmetry in junior medical students indicate a trend towards dominance of the left hemisphere, which should help increase the level of development of cognitive functions and improve the adaptive capabilities of students in educational activities.

Степанова, Г. К. Лонгитудинальное изучение функциональной асимметрии мозга у студентов / Степанова Г. К., Егоров В. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Медицинские науки". - 2024. - N 3 (36). - C. 83-90.