Тематические подборки
Картинка коллекции
Владимир Михайлович Санги — основатель нивхской литературы, один из авторов реформы нивхского алфавита, автор правил нивхской орфографии, нивхского букваря, учебника нивхского языка, учебников для нивхских школ, книг для чтения на нивхском языке, издатель русских классиков в переводе на нивхский язык.

БИОГРАФИЯ
Родился 18 марта 1935 года в стойбище Набиль (теперь посёлок Сахалинской области). Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, Высшие литературные курсы. Член Союза писателей СССР с 1962 года.
После окончания института В. Санги в 1959 г. вернулся на Сахалин, преподавал в нивхской школе, затем был назначен инспектором по делам малых народов Ногликского райисполкома. По роду своей деятельности посещал отдаленные стойбища, встречался с нивхами и ороками, эвенками и нанайцами, записывал нивхские легенды и предания.
С 1976 г. проживал в Москве, будучи секретарь правления Союза писателей РСФСР. В 1996 году писатель возвращается из Москвы на родовые земли в Ногликский район.
В течение ряда лет В. Санги избирался секретарем правления Союза писателей России, был первым президентом Общероссийской Ассоциации народов Севера (1990-1994).
Награжден Государственной премией РСФСР имени М. Горького — за роман «Путешествие в стойбище Лунво», орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За верность Северу», Орденом Дружбы.

ТВОРЧЕСТВО:
Литературным творчеством начал заниматься в студенческие годы: писал стихи и рассказы, часть которых печаталась в журналах «Костер», «Охота и охотничье хозяйство».
Первая книга «Нивхские легенды», изданная в Южно-Сахалинске в 1961 г. принесла В. Санги всесоюзную известность.
Следом за первой книгой выходят из печати сборник рассказов «Голубые горы» (1962) и стихи «Соленые брызги» (1962).
В 1960—1970-е годы появились новые крупные произведения писателя: повести «Изгин» (1969) и «Тынграй» (1970); романы «Ложный гон» (1965), «Женитьба Кевонгов» (1975), «Время добыч» (1977). «Женитьба Кевонгов» — одно из лучших произведений В. Санги, в нем ярко проявилось увлечение писателя историей своего народа, фольклором. На материалах нивхского фольклора, построен сборник «Легенды Ых-мифа» (1967).
Одна из важнейших тем творчества В. Санги — человек и природа, он пишет о мужестве и чести, о месте человека в жизни, о кровной связи его с родной землей. В его произведениях очень много автобиографичного, документального, все они написаны с большим уважением и глубоким почтением к своему народу. В них отразилась связь между прошлым, настоящим и будущим древнего нивхского народа, национальный характер, мышление, особое видение мира, быт, традиции, ритуалы, язык — то, что в условиях современной цивилизации может быть безвозвратно потеряно, если не будет зафиксировано для потомков.
В 1980-е годы в центральных издательствах выходит несколько сборников произведений В. Санги, в том числе «Избранное», включивших лучшие романы и повести, рассказы, сказки и очерки нивхского писателя. В серии «Новинки «Современника» издана эпическая поэма «Человек Ых-мифа» (1986), написанная по мотивам народных сказаний. В. М. Санги работает над историческим романом о судьбах нивхов и русских мореплавателей, исследовавших Сахалин.
В 2000 году издан двухтомник избранных произведений, включивший лучшие романы и повести, рассказы, сказки и очерки, получившие широкое признание в нашей стране, рисующие широкую панораму жизни нивхского народа.
Многие произведения В. Санги переведены на языки народов СССР и зарубежных стран. Являясь председателем комиссии по литературам и фольклору народов Севера и Дальнего Востока, В. М. Санги много времени уделяет составлению и редакции сборников произведений национальных авторов, переводит на нивхский язык русскую и мировую классику.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
• В 1993 году Санги избран вождём родов Кет Восточнобережного Сахалина и бассейна реки Тыми
• В 2015 году рубиновой звезде седьмой величины в созвездии Рыб присвоено имя «Владимир Санги»
• К 80-летнему юбилею Владимира Санги в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось заседание круглого стола «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия коренных народов Севера Сахалина (нивхов)»
• По признанию Владимира Санги, его стихи часто складываются как песни, оригинальные слова которых положены на музыку, написанную им самим

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 56
1.

Издательство: Советский писатель

Год выпуска: 1961

Количество страниц: 344 с.

4.

Издательство: Хабаровское книжное издательство

Год выпуска: 1967

Количество страниц: 418 с.

Двадцать девять авторов, представителей многих народностей Приамурья и Северо-Востока нашей страны, выступают со своими произведениями в этой книге. В стихах, рассказах, повестях они рассказывают о судьбе народов, возрожденных к счастливой жизни победой Великого Октября. Среди авторов — и зачинатели литературы малых народов Дальнего Востока: Тэки Одулок, Кецай Кеккетын, Аким Самар, Джанси Кимонко и писатели и поэты молодого поколения: Ю . Рытхэу, Г. Ходжер, В. Кеулькут, В. Санги и многие другие
5.
Автор:
Санги Владимир Михайлович
Заглавие: Легенды Ых-мифа

Издательство: Советская Россия

Год выпуска: 1967

Количество страниц: 248 с.

Первый нивхский писатель Владимир Санги. автор романа «Ложный гон», повестей «Изгин», «Семиперая птица» и ряда сборников рассказов и стихов, уделяет много внимания культурному наследию своей маленькой четырехтысячной народности — его эпосу. Пожалуй, нет на Сахалине селения пли стойбища, где бы не побывал неутомимый исследователь. Зимой — на собаках, летом — на лодках, а чаще — пешком он пробирается в самые отдаленные стойбища охотников и рыбаков, где едва ли не каждый второй старик — сказитель. Полные рюкзаки записей наблюдений и древних преданий привозит с собой писатель из каждого путешествия. Эта книга — первая большая работа, написанная по мотивам нивхского фольклора. Самый широкий читатель найдет для себя в этой книге много интересного
6.
Автор:
Романенко Даниил Иванович

Издательство: Знание

Год выпуска: 1967

Количество страниц: 46 с.

Эта брошюра написана доцентом Литературного института имени А.М. Горького, писателем и литературным критиком Даниилом Ивановичем Романенко. Он много лет занимается литературой народов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Бурятии, Хакасии, Тувы, Коми АССР. Настоящий очерк-обозрение посвящен литературному творчеству ряда талантливых художников Крайнего Севера и Дальнего Востока
7.
Авторы:

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1968

Количество страниц: 92 с.

Биһиги дойдубут хотугулуу-илиҥ өттүгэр нивхилэр олороллор. Нивхилэр Амур өрүс кытылыгар, Хабаровскай кыраайга уонна Сахалин арыыга бааллар. Балык, кыыл булдунан дьарыктаналлар. Оҕолоор, бу кинигэни ааҕыҥ. Оччоҕо эһиги нивхилэр ааспыт уонна билиҥҥи олохторун, ити норуот номоҕун уонна үгэһин тустарынан элбэҕи билиэххит. Кэпсээннэри нивх бастакы суруйааччыта Санги Владимир Михайлович суруйбута. Кини Южно-Сахалинскай куоракка олорор
8.

Издательство: Западно-Сибирское книжное издательство

Год выпуска: 1968

Количество страниц: 260 с.

Долго неистовствовали бураны. В избе старого Мазгуна уже много дней никто не решался выйти на улицу. Уныло и медленно тянулось время. Но больше всех изнывала мать Пларгуна, маленькая женщина средних лет.
Пришло время, когда Мазгун снял со стены старую одностволку и вышел на крыльцо. Звук выстрела слился с грохотом бурана. Мазгун стрелял в ветер. Из далекого прошлого идет этот обычай. Надо пронзить сердце самого Ум-ла-ла – Злого Ветра и тогда на Землю вернется тихая солнечная погода – Погода Охоты. С хорошей погодой беспокойство матери Пларгуна усилилось. Наконец прилетел вертолет. Вышли охотники, юноши все нет и нет. «Где мой сын?! Где Пларгун?!», - истошно закричала женщина.

Зов предков
Пларгун в составе охотничьей бригады впервые летит на вертолете на самый отдаленный охотничий участок.
Отца юноша не помнит, ему было три года, когда отец не вернулся с охоты. Старые охотники и дядя Мазгун пророчили ему счастливое будущее охотника, но мать Пларгуна хотела, чтобы сын выучился. Нынешней весной Пларгун окончил школу. Признаться, он еще не решил, в какой институт поступать. И велика была радость юноши, когда Нехан взял его в свое охотничье звено. Нехан появился здесь три года назад, летом. Сильный, как медведь, общительный и веселый, он быстро стал своим человеком. На слете охотников он подписал выгодный договор на семьдесят пять соболей. И вот вертолет оставил на крутом берегу таежной реки Ламги трех человек. А с ними — двух собак, брезентовую палатку-времянку, три жестяных печки, охотничье снаряжение и провизии на три месяца. «Нынче урожайный год. Орех есть — мышь есть, мышь есть —соболь есть», - сказал старик Лучка, походив минут двадцать в лесной чаще.
В первые дни охотники готовили заимки, добывали пропитание. Впервые Пларгун участвовал в охоте на медведя, впервые свежевал добытого зверя, впервые видел древний ритуал проводов медведицы к Паз–ызну и впервые добыл первый охотничий трофей – красавца хора. Увлекшись охотой на оленя, юноша в азарте ушиб голову, его угораздило спалить палатку, когда варил медвежью желчь.
Голову юноши перевязали, Нехан считал, что Пларгуна нужно везти в больницу. Подсознательно Пларгун почувствовал, что оказия с ушибом головы обрадовала Нехана.

Первая пороша
В охотничьей избушке Пларгун оказался один на один с тайгой, с её законами, которые он плохо знает, с её ночами, полными неизвестности и страха. Он один, как Робинзон Крузо на маленьком островке среди пустынного океана. Пларгун, оставшись один, вспоминает своих поселковых друзей, часто думает о девушке Нигвин.
В первый день самостоятельной охоты юноша увидел бой двух громадных хора. Они уперлись раскидистыми рогами и, тяжело дыша, напирали друг на друга.
Когда охотники собрались на совете, Нехан встретил их радушно. Но и Пларгун и Лучка сомневались в искренности поведения этого сильного человека. За обильной трапезой Лучка совершил древний ритуал: громогласными заявлениями пытаясь скрыть истинные намерения, обмануть Паз–ызна – бога гор и тайги, и вместе с ним всех зверей и птиц, усыпить их настороженность. Тогда обманутые звери станут добычей ловких охотников.
Утром юноша проснулся от визга собаки, Нехан, утверждая, что собаки съели все сливочное масло, со всего маху пинал в живот Кенграя. У нивхов запрещено бить собаку по спине и в бок — это может привести к непоправимым последствиям. Когда необходимо наказать собаку, ее бьют чаще всего по шее. Несильный удар по шее более безопасен, чем по хрупкому позвоночнику.
Нехан предпринял еще одну попытку отправить молодого охотника в селение за продовольствием. Но старик Лучка был против, ведь рядом бегает много мяса. А идти кому-то в селение — это очень опасно. Реки еще не все стали.
До своей избушки Пларгун донес собаку на руках, и от усталости даже не помнил, как взобрался в спальный мешок. Выйдя на охоту, юноша обрадовался, увидев следы соболя. И Пларгун, охваченный охотничьим азартом, погнался по следу. Через час понял, что заблудился. Разжег костер и заснул от усталости. Спасли молодого охотника старик Лучка с верным Кенграем. Наконец-то за три недели Кенграй оправился от ушибов и теперь охотно шел в тайгу. В этот раз Пларгуну удалось добыть первого соболя. А увидев, как Кенграй с головой проваливается в снег, как ему трудно достается каждый шаг, молодой охотник понял и другое. Понял, что упустил самое добычливое время — время охоты с лайкой по малоснежью.

Эй, человек
После обильного снегопада Пларгуну снова пришлось пробивать лыжню – прежнюю занесло. На кругу юноша насторожил около восьмидесяти капканов, как учил старик Лучка. Уже несколько недель соболь отказывался идти в ловушки. Будто кто-то наговорил им, и они дружно обходили ловушки молодого охотника. «В чем дело? Неужели на капканах остался запах?», - недоумевал Пларгун.
Охотники собрались на медведя. Во время охоты бесстрашный Нехан растерялся и почему-то медлил с выстрелом. Если бы не собаки, с Пларгуном случилась бы беда. Только старик не растерялся и ловко справился с медведем. Но перед охотой случилось одно событие, Нехан еще раз предложил юноше уйти в селение, так как он не может выполнить план, да и продуктов у него нет. Даже несмышленому мальчику уже было бы заметно: присутствие в тайге Пларгуна раздражает Нехана.
Как-то вышел Пларгун из своей остывшей избушки, чтобы насобирать сучьев на растопку, и услышал громкое, зовущее: «Эй, человек!»

Тайга глушит звуки
Тяжело переступая короткими широкими лыжами, поднимался человек на крутой заснеженный берег. Он левой рукой снял шапку. И увидел Пларгун: перед ним стоит девушка, нивхская девушка. Из несвязного рассказа Пларгун понял одно: родители девушки по какой-то причине ушли от людей и живут уединенно в отдаленном стойбище. Вот уже несколько зим злой дух преследует стойбище людей Такквонгун. И нет от него никакого спасения. А старики, чтобы не вызвать гнев Пал-ызна, запретили трогать духа в обличье медведя. Девушка считала, что злой дух – это бывший председатель нивхского земледельческого совхоза по имени Нехан. Он руководил колхозом лет десять, пока не довел хозяйство до полного разорения. Потом его все-таки сняли с высокого поста. Он куда-то исчез, бросив жену и ребенка. Он, наверно, умер и ушел в Потустороннее селение, а дух его остался. Тогда смелая девушка решила, что отведет духа от стойбища.
Выйдя из заимки, Пларгун увидел огромного, размером с дом, черного духа. Дух глянул на юношу ожидающе. И не спеша, вперевалку, пошел навстречу. Пларгун не слышал выстрела. Только почувствовал сильный толчок и провалился в черную бездну...

Ложный гон
Пларгун провалился в болезнь. Как только молодой охотник окреп, он вместе со стариком отправился осматривать капканы. На снегу рядом с капканом и оголившейся, источенной мышами привадой кто-то насыпал мелкой зеленоватой махорки. Юноша вспомнил, как осенью видел махорку в кармане Нехана, его испуганный взгляд и торопливое объяснение: «Это для жертвоприношений». Охотники молча вошли в избушку Нехана, молча сели на чурбаки. Пларгун стал обвинять Нехана, что тот делал все, чтобы юноша покинул тайгу: покалечил собаку, из-заа этого он лишился охоты по первоснежью, насыпал махорки у капканов, спрятал продовольствие. И все ради денег и славы.
Пларгун обрабатывал шкурку, когда к нему пожаловал Нехан и предложил сделку, он отдает своих соболей в счет плана юноши, но за это деньги пополам. «Нет», - упрямо мотнул головой Пларгун.
Началась последняя и долгожданная пора в длинной и трудной зимней охоте. В конце зимы соболь будто теряет разум, забывает об осторожности. У него просыпается потребность к гону. Но это не истинный гон. Это, как говорят охотники, пустой, или «ложный» гон, когда будто взбесившиеся соболи забывают о всякой осторожности и легко становятся добычей охотников. Во время ложного гона Пларгун ловил обезумевших соболей, выполняя план. Сезон охоты завершился, скоро за охотниками прилетит вертолет, но Пларгун неожиданно решил отправиться в стойбище рода Такквонгун и посмотреть, как там живут люди. Домой вернется на собаках с первым настом Кар-Лонга – месяца грачей. Пларгун шел широким шагом и думал о завтрашнем дне. Радовался, что скоро его мечта учиться на охотоведа осуществится. «Размечтавшись, Пларгун и сам того не заметил, как у него наладилось ритмичное, глубокое дыхание, как размеренно и широко ступают окрепшие ноги. Юноша шел шагом дальней дороги...

«Изгин»
Что-то родное находил Изгин в тупоносых, битых временем и невзгодами лодках. Старик Изгин опытный охотник и рыбак. Некоторые поселковые насмешники говорят, что он отжил свое и теперь годен разве только в сторожа. Но Изгин упрямо стоит на своем — он был охотником, сейчас охотник и умрет охотником. Сколько исходил Изгин за свою долгую жизнь, и неслучайно в прошлое лето профессор из Москвы и молодой поэт Тайгук записывали его рассказы, а Изгин торопился рассказать все, что слышал за свою долгую жизнь. Старику все реже и реже удавалось потешить свое сердце радостью дальних странствий. Старость и болезни держали его в четырех стенах темного приземистого дома.
Страсть к странствиям старик компенсировал перестановкой мебели, а люди воспринимают это, как очередные чудачества Изгина. Чудачеством кажется им и то, что после первой же удачной охоты старик разнес по домам родственников нерпичьи туши, не оставив ничего себе.
Во время охоты на нерп он встретил своего старого друга – лисовина. Восемь лет назад в это время и в этом же месте они впервые встретились. Когда Изгин впервые увидел лисовина, у него появилось такое чувство, будто он встретил единственного брата после долгой разлуки. В прошлую зиму Изгин видел своего старого друга, и ему стало больно, что и его друга настигла безжалостная старость. Ка только установилась морозная, тихая до звона в ушах, солнечная погода. Старик заторопился на охоту в тайгу. Перед тем как нажать на спусковой крючок, Изгин еще раз внимательно оглядел друга. Он стар. Уже не нужен природе. Все равно умрет где-то в тайге, и его съедят другие звери. Старик положил палец на холодный спусковой крючок. И вдруг увидел красную молодую лисицу, которая прилегла перед красавцем лисовином. Это был свадебный танец. «Пусть поживет до следующей зимы», — спокойно подумал Изгин.
Но одна мысль стала тревожить и настойчиво стучать в виски: там, на тропе, капканы! Стараясь обезопасить старого друга – лисовина, старик стал наугад протыкать палкой снег, понимая, что нарушает законы тайги – нельзя трогать чужие капканы и мешать другому охотнику.
Обессилевший Изгин не может идти. Но он вспоминает свое обещание: «Я еще вернусь сюда». И тут он видит верного Тахрайка. Собака прибежала, обеспокоенная столь долгим отсутствием хозяина. Изгин понимает, почему волнуется Тахрайк. «Сквозь наплывший на глаза туман он благодарно смотрит на собаку... Идем, Тахрайк, идем, — с усилием говорит старик».

В. Санги – первый в истории маленького народа нивхов писатель. В книгу вошли прозаические произведения: роман «Ложный гон» и повесть «Изгин». Роман «Ложный гон» повествует о трех охотниках, оказавшихся на промыслах в далекой тайге, где им суждено провести три месяца вдали от «большой земли». Символично название романа. Ведь ложный гон — это не только время гона одурманенных первыми лучами солнца соболей, принимающих весну за летнюю пору. Ложный гон — это и скрытая опасность для человека стать на ложный путь в жизни, сделать неверный шаг, поддавшись соблазну легкости жизненных удач.
Повесть «Изгин» воспевает органичное единение человека с природой. В повести звучит утверждение новой жизни, которую не всегда понимает Изгин, но, благодаря своей житейской мудрости, осознает ее правильность и закономерность.

Пересказала Наталья Попова, главный библиотекарь Центра детского чтения Национальной библиотеки РС (Я)