Тематические подборки
Картинка коллекции
Эпическим произведениям коренных малочисленных народов Севера наряду с самобытностью присущи общие черты. Так, к ним относятся, например, соучастие сказителя и слушателей в процессе повествования, почитание сказителя как обладателя божественного дара. Эпосы различных этносов обладают схожей структурой: зачин-вступление; завязка; кульминация; развитие действия. Помимо сюжетной структуры эпосам свойственны и общие мотивы.
Эпос представляется как некоторая энциклопедия аутентичного быта и духовной культуры народа, так, например, во многих эпосах рассказывается о структуре мира (как правило, трехчастной), об особенностях жилища, традиций того или иного народа.

Героический эпос долган
Самым архаичным в фольклоре долган является эпический жанр – олонхо, впитавший в себя многовековую историю и традиции целого народа. Олонхо – героический эпос долган, который включает в себя мифологию, религию и психологию этноса. В переводе с долганского слово «олоҥхо» означает «повествование, рассказ, вымысел». Исторические легенды и предания рассказывали о переломных моментах в жизни народа. Олонхо является вершиной духовного творчества долган, сплавом его мудрости, сокровищницей языкового богатства. Среди других жанров олонхо выделяется монументальностью и уникальными особенностями.

Эвенский нимкан
В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме. Песенно-прозаический эпос исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища.

Эвенкийский нимнгакан
Материалы по эвенкийскому эпосу свидетельствуют о том, что в нем имеются такие древние элементы, как героическое сватовство, борьба с чудовищами и др., присущие догосударственному эпосу. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Сюжеты эвенкийских нимнгаканов разнообразны. Есть сказания об одиноких героях - пеших охотниках, становящихся родоначальниками эвенков; о женщинах-богатырках; о братьях-богатырях, спасающих друг друга; о брате и сестре и др.

Юкагирские сказания
Исторические предания занимают в фольклоре лесных юкагиров одно из видных мест. Предания о межплеменной борьбе являются своеобразной народной летописью, отображающей историю далекого прошлого. Многие из преданий, рассказывающих о военных подвигах юкагирских мужчин, содержательно уже ориентированы на героизацию соплеменников и стоят по своему развитию как бы на пути к архаическому героическому эпосу. Исторические предания лесных юкагиров значительно отличаются от цикла сказаний тундровых юкагиров о богатыре Эдилвее, характеризующихся большим объемом, присутствием типических персонажей, сюжетов и мотивов, переплетением признаков военно-героических преданий, мифологических представлений и волшебных элементов, яркостью и образностью языка и т.д.

Данная подборка включает эпическое наследие долган, эвенков, эвенов и юкагиров: как сами фольклорные тексты, так и научную и научно-популярную литературу по этой теме.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована картина Ю. Спиридонова "Хозяин Момских гор".
Издания подборки 1 - 10 из 45
5.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1969

Количество страниц: 304 с.

Монография "Эвенки" посвящена самой многочисленной и самой расселенной малой народности Севера, ранее называемой тунгусами. Такая обобщающая работа публикуется впервые. Для написания ее, кроме литературных, музейных и архивных источников, использованы материалы, собранные автором в длительных экспедициях на протяжении 1925-1960 гг. к разным группам эвенков. В книге говорится о расселении и численности эвенков, истории изучения этой народности и ставится проблема этногенеза, освещены вопросы хозяйства, культуры, семейного быта и др.
6.

Издательство: Якутское книжное изд-во

Год выпуска: 1970

Количество страниц: 170 с.

В статьях освещаются итоги изучения якутской литературы, фольклора и языка за 50 лет Советской власти и затронуты актуальные проблемы развития языка якутов, эвенов, юкагиров, якутской литературы и фольклора
7.
Автор:
Ефремов Прокопий Елисеевич

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 133 с.

В работе исследуется самый крупный жанр долганского фольклора - олонхо: вопросы сказительской традиции, сюжетно-композиционной структуры, системы образов, художественно-изобразительных средств
8.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1986

Количество страниц: 312 с.

Здесь собрано эпическое наследие 98-летнего эвенского народного певца Николая Георгиевича Мокроусова. В текстах эпические сюжеты и мотивы связаны с ранними представлениями и социальными институтами эвенов. В жанровых формах их эпос представляет собой сплав элементов обрядовой поэзии, мифа, архаической формы волшебной сказки и эпоса
9.

Издательство: Издательство ЯГУ

Год выпуска: 1989

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 163 с.

В хрестоматии даются историко-этнографические сведения о юкагирах, жанровая характеристика фольклора. Публикуемые тексты даны на юкагирском и русском языках со сквозной нумерацией в обеих частях и сопровождаются комментариями, помещенными в конце каждой части. Хрестоматия имеет несомненную практическую и научную ценность как учебное пособие, которое может быть использовано в практике преподавания юкагирского языка и как научное издание, содержащее новый ценный материал по языку, культуре и этнографии современных юкагиров
10.

Издательство: ЯГУ

Год выпуска: 1989

Серия, номер выпуска: Ч. 2

Количество страниц: 96 с.

В хрестоматии даются историко-этнографические сведения о юкагирах, жанровая характеристика фольклора. Публикуемые тексты даны на юкагирском и русском языках со сквозной нумерацией в обеих частях и сопровождаются комментариями, помещенными в конце каждой части. Хрестоматия имеет несомненную практическую и научную ценность как учебное пособие, которое может быть использовано в практике преподавания юкагирского языка и как научное издание, содержащее новый ценный материал по языку, культуре и этнографии современных юкагиров