Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 111
1.
Автор:
Alekseev Nikolai A.

Источник: Shamanic worlds: rituals and lore of Siberia and Central Asia / Marjorie Mandelstam Balzer, editor. - Armonk, New York; London, 1997. - P. 49-109

Количество страниц: 61 с.

Шаманы и их религиозная практика
3.
Авторы:
Yakovlev William F., Яковлев Вильям Федорович

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 112 с.

Издание посвящено особому символу и памятнику материальной культуры якутов - сэргэ
4.
Авторы:
Аксянова Галина Андреевна, Антонов Егор Петрович
Заглавие: Якуты. Саха

Издательство: Наука

Год выпуска: 2012

Серия, номер выпуска: Народы и культура

Количество страниц: 664 с.

В исследовании большое внимание уделяется происхождению, археологии, антропологии, ран ней этнической и социальной истории якутского народа, дается демографическая характеристика якутов, описаны этнографические и этнотерриториальные группы за пределами республики. Все сторонне рассмотрены вопросы развития хозяйства, материальной и духовной культуры. Впервые представлено подробное описание ремесел и культуры жизнеобеспечения, важное место занимает реконструкция архаичного календаря и календарных праздников. В тесной взаимосвязи рассматриваются мифология, ранние культы, шаманизм и православие. Разделы, посвященные образованию и профессиональной национальной культуре, написаны на основе междисциплинарных методик: историко-культурной, искусствоведческой, литературоведческой, культурологической. Также при водятся современные материалы по этнокультурным и этнополитическим проблемам.
5.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 522 с.

В сборник включены работы, посвященные духовной и материальной культуре якутов, проблеме традиционных религиозных верований и шаманизма у народов Сибири и Центральной Азии. В книге анализируется фольклор сибирских народов в его внутренней связи с мифологией
6.
Автор:
Алексеев Николай Алексеевич

Издательство: Наука

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 248 с.

В книге содержится сравнительный анализ материалов о традиционных воззрениях и обрядах якутов, алтайцев, хакасов, шорцев, тувинцев и тофаларов, входящих в одну языковую семью и осваивающих единый историк-культурный регион.
Результаты исследования исконных религиозных верований тюркоязычных этносов сопоставлены с данными по традиционной религии бурят и эвенков. Прослеживаются общие закономерности формирования древних форм религии у народов Сибири, показана эволюция мифологических воззрений и систем религиозных обрядов, их влияние на бытовую культуру
7.
Автор:
Алексеев Николай Алексеевич

Год выпуска: 1975

Количество страниц: 210 с.

Монография посвящена анализу традиционной религии якутов. В книге классифицированы якутские религиозные верования, иссследуется пережитки ранних форм религии якутов, подробно характеризуется промысловый культ, освещаются культы духов-покровителей семьи, божеств-покровителей скотоводства и деторождения (айны) и культ кузнецов. Описывается и анализируется якутский шаманизм
8.
Заглавие: Олоҥхо чорооно

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 24 с.

Автор в книге размышляет о религиозном мировоззрении народа саха
9.

Издательство: ИП Троев Ю. А.

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 208 с.

Автор на основе фольклорных, этнографических и археологических материалов раскрывает и анализирует основные характеристики поведенческой культуры якутов с целью изучения мифологического сценария жизни, выявления жизненных ориентиров и ценностей этноса. Раскрывается природа и суть традиционных представлений саха о взаимоотношении человека и судьбы, о феномене смерти и загробном существовании
10.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 316 с.

В работе предпринята попытка выявить характер и механизм изменений комплекса идей и представлений, связанных с вопросами жизни и смерти, а также обрядового цикла в контексте трансформации культуры народа саха. На основе этнографических, фольклорных, археологических, архивных данных и собственных полевых материалов автор раскрывает и анализирует основные характеристики поведенческой культуры якутов (саха)с целью изучения мифологического сценария жизни, выявления жизненных ориентиров и ценностей индивида и коллектива в целом. Раскрывается природа и суть традиционных представлений саха о взаимотношении человека и судьбы, что наиболее полно отражается в феноменах предсказания и моделирования будущего