Тематические подборки
Картинка коллекции
История перевода якутского героического эпоса олонхо на другие языки

1844 г. – во время путешествия по Восточной Сибири (1842—1845) академик А.Ф. Миддендорф обратил внимание на пение неизвестного олонхосута-импровизатора, которое его очень заинтересовало. Тогда он записал начало олонхо «Эриэдэл Бэргэн» латинским алфавитом на языке оригинала, а затем основное содержание в сжатой форме изложил на русском языке. Это произведение вошло в сборник «Образцы народной литературы якутов» в 1911 г.
1851 г. – О. Н. Бётлингком был предпринят подстрочный перевод на немецкий язык олонхо «Эрэйдээх-Буруйдаах Эр-Соготох» А. Я. Уваровского. Уместно напомнить, что именно О. Н. Бётлингк впервые ввел в научный оборот термины олонхо и олонхосуты.
1884 г. – в «Известиях Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества» был опубликован перевод на русский язык олонхо Н.С. Горохова «Юрюнг Уолан», передающий наиболее полное и верное представление о якутском олонхо.
1890 г. – «Верхоянский сборник» известного русского учёного-этнографа, фольклориста и политического ссыльного И.А. Худякова, сосланного за революционную деятельность в Верхоянск, представляет собой русский перевод собранного им полевого материала. В сборник вошли подстрочный перевод известного олонхо «Хаан Джаргыстай» и неполные записи трёх олонхо «Басымнилаах Баатыр», «Огоннёрдоох эмээхсин» (Старик со старухой), героями которых являются Эр Соготох и Бэрт Хара — излюбленные герои эпических произведений Якутии. «Верхоянский сборник» имел большое значение для более достоверного ознакомления русскоязычных читателей с якутским олонхо.
1900 г. – плодотворной была работа другого политического ссыльного, С.В. Ястремского, побывавшего в якутской ссылке в 1887—1896 гг. В 1895 г. он записал и в 1900 г. перевёл отрывки из трёх олонхо на русский язык. Итоги работы Ястремского по якутскому фольклору были опубликованы в Ленинграде под названием «Образцы народной литературы якутов» в 1929 г. В разделе «Былины (олонхо)» в переводе на русский язык были опубликованы тексты пяти олонхо: «Эр Соготох» Г.Н. Саввинова (Мегинский улус), «Кулун Куллустур» Н.А. Каприна (Дюпсюнский улус), «Грозный Разящий» С.Н. Стрекаловского (Дюпсюнский), а также «Бессмертный витязь» и «Шаманки Уолумар и Айгыр», изданные Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов».
1936 г. – в издательстве «Советский писатель» издан сборник «Якутский фольклор», состоявший в основном из ранее не публиковавшихся материалов, собранных А.А. Поповым и студентом Г.А. Неустроевым. В книгу вошли якутские эпические произведения «Эр Соготох» и «Две шаманки» на русском языке в литературной обработке Е.М. Тагер. Подготовленные переводы передавались для окончательной редакции литературоведу М.А. Сергееву. Таким образом, была совершена первая попытка художественного перевода олонхо, ставшая образцом при подготовке серьёзных фольклорных изданий.
1947 г. – издание олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный». Перевод, комментарии и вступительную статью к этой книге написал Г.У. Эргис. Это издание положило начало двуязычному изданию памятников якутского героического эпоса олонхо.
1971 г. – перевод олонхо А.Я. Уваровского «Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох» на английский язык, который был осуществлен доцентом хирургической травматологии медколледжа университета Аризоны Дугласом Линдсеем и опубликован в ежеквартальном издании университета Аризоны.
1975 г. – известным переводчиком В.В. Державиным осуществлён перевод на русский язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского. Перевод был признан специалистами в качестве одного из максимально приближённых к тексту оригинала, раскрывающим языковой и духовный потенциал якутского эпоса.
1984 г. – в Братиславе издательство «Татран» выпустило перевод Милоса Крно на словацкий язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» с текста перевода В.В. Державина.
1984 г. – текст олонхо «Могучий Дьагарыма» народного поэта Якутии В.М. Новикова- Кюннюк Урастырова, воссозданный на основе ранее им услышанного олонхо знаменитого амгинского олонхосута Т.В. Захарова-Чээбия, переведен на русский язык А. Романовым. В адрес переводчика было сказано, что он сумел постичь дух олонхо, войти в его своеобразный мир и передать всё это мастерски на русском языке.
1985 г. – вышла в свет книга из серии «Эпос народов СССР», в которой представлен перевод олонхо «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» олонхосута И.Г. Теплоухова-Тимофеева, записанного в 1906 г. В.Н. Васильевым и опубликованным Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов». Перевод на русский язык олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» осуществили А.А. Попов и И.В. Пухов.
1990 г. – Янкель (Жак) Карро, сотрудник Национальной библиотеки Парижа, открыл для европейского читателя удивительный мир древнего якутского эпоса, осуществив перевод на французский язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К.Г. Оросина.
1993 г. – в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» на якутском и русском языках было издано олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева.
1996 г. – в той же серии издан «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева. Переводы осуществлены Н.В. Емельяновым, П.Е. Ефремовым, С.П. Ойунской. Оба издания сопровождаются грампластинками с фрагментами олонхо.
2005 г. – олонхо П.В. Оготоева «Элэс Боотур» на корейском языке опубликовано в Южной Корее в переводе профессора Канг Дук Су.
2010 г. – благодаря организации «Тюрксой» (Турция) вышло в прекрасном оформлении олонхо К.Г. Оросина «Дьурулуйар Ньургун Боотур» на турецком языке. Перевод осуществил доктор Мурат Эрзос.
2011 г. – опубликовано олонхо верхоянской сказительницы Д.А. Томской-Чайки «Үчүгэй Үөдьүгүйээн, Куһаҕан Ходьугур = Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур» в переводе на русский язык Е.С. Сидорова.
2011 г. – Научно-исследовательский институт Олонхо при СВФУ им. М. К. Аммосова издал олонхо П. П. Ядрихинского-Бэдьээлэ «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта» с переводом на русский язык. Перевод осуществила группа переводчиков, состоящая из числа преподавателей и студентов Института языка и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ под общей редакцией профессора Т. И. Петровой.
2012 г. – в переводе на русский язык Е.С. Сидорова издан текст олонхо нюрбинского сказителя Н.Г. Тагрова «Уол Эр Соготох = Неистовый Эр Соготох».
2012 г. – вышла книга П.В. Оготоева «Элэс Боотур» на французском языке. Перевод осуществлен с якутского на французский язык В. И. Шапошниковой.
2014 г. – вышел в свет перевод на английский язык полного текста олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Книга была выпущена в издательском доме Renaissance Books под редакцией Пола Норберри в Великобритании.
2014 г. – завершен и издан перевод олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на кыргызский язык. Текст перевода осуществлен с русского перевода В.В. Державина народным поэтом Республики Кыргызстан Бексултаном Жакиевым.
2016 г. – вышел в свет текст олонхо Д.А. Томской-Чайки «Кыыс Кылаабынай Бухатыыр = Богатырка Кыыс Кылаабынай», подготовленный профессором СВФУ В. В. Илларионовым в переводе на русский и английский языки. Русский перевод осуществила А. Е. Шапошникова, на английский язык В. К. Неустроева.

Источники:
1. Николаева Н. А. Об истории перевода якутского героического эпоса олонхо на языки народов мира
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-perevoda-yakutskogo-geroicheskogo-eposa-olonho-na-yazyki-narodov-mira
2. Пухов, И. В. Якутский героический эпос - олонхо : публ., пер., теория, типология : избр. ст. / И. В. Пухов ; [редкол.: д. ист. н. В. Н. Иванов (отв. ред), к. филол. н. С. Д. Мухоплева, к. филол. н. В. М. Никифоров] ; Акад. наук Респ. Саха ( Якутия), Ин-т гуманит. исслед. - Якутск : Изд- во СО РАН, Якут. фил., 2004. - 207 с.
Издания подборки 1 - 10 из 38
4.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 304 с.

Дмитрий Васильевич Кривошапкин переводчик, пишет стихи. Он перевел с якутского на эвенский язык олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стемительный"
5.
6.

Издательство: Издательство Академии Наук СССР

Год выпуска: 1929

Серия, номер выпуска: Труды Совета по изучению Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. Т. 7

Количество страниц: 242 с.

Одной из задач Комиссии Академия Наук СССР по изучению Якутской АСС Республики является издание трудов прежних экспедиций, между которыми труды Якутской экспедиции 1894—1896 гг., снаряженной на средства И. М. Сибирякова («Сибиряковской»), занимают одно из первых мест. Из означенных трудов особенного внимания заслуживают исследования Д. М. Павлпнова, Н. А. Виташевского, Л. Г. Левенталя и С. В. Ястремского, каковые ныне изданы Комиссией. Предметом содержания настоящего (VII) тома Трудов Комиссии является работа С. В. Ястремского «Образцы народной литературы якутов»
7.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 438 с.

Величайший памятник якутского народного творчества - олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркских народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык "Нюргун Боотур Стремительный" в записи П. А. Ойунского переведен впервые
9.
Автор:
Полетика Всеволод Владимирович

Издательство: Амурское книжное издательство

Год выпуска: 1957

Количество страниц: 75 с.

Автор этой книги - В. В. Полетика не владеет якутским языком, и его поэма не является переводом олонхо. Это вполне самостоятельное произведение, в котором автор использовал только некоторые образы, сюжетные ситуации и детали олонхо "Нюргун Боотур Стремительный". В поэме абсолютно отсуствуют религиозно-мистические мотивы, на которых обычно строится внешняя канва олонхо, в нее введены новые сюжетные линии. Но вместе с тем В. В. Полетике во многом удалось передать героический свободный дух народной легенды, его своеобразную поэзию