Тематические подборки
Картинка коллекции
Цель коллекции – показать путь становления профессиональной музыкальной культуры Якутии, её неразрывную связь с фольклором, познакомить с музыкальными деятелями: композиторами, вокалистами, внесшими большой вклад в культуру республики.

Истоками зарождения и развития профессионального музыкального искусства (так же, как и литературы и изобразительного искусства) явилась древняя культура якутов, обусловленная своеобразными социально-экономическими условиями жизни народа со скотоводческим укладом хозяйства. После 1917 года якутская музыка развивается по двум направлениям: в рамках традиционного (народно-национального) и профессионального искусства.
Первая нотная запись якутской народной песни была сделана А. Ф. Миддендорфом (1844), фонографическая - В. И. Иохельсоном (1901). Опубликованы сборники А. В. Скрябина (при участии К. П. Виноградова и Н. И. Аладова, 1927), Ф. Г. Корнилова (1936) и др. Большой вклад в изучение якутской народной музыки внесли M.H. Жирков, Г.А. Григорян, С.А. Кондратьев, а также Д. Р. Рогаль-Левицкий, В.М. Беляев, Н.И. Пейко, И.А. Штейнман, Э.Е. Алексеев.

Музыкальная культура европейского типа в Якутии начинает формироваться в 1910-е годы. Развивается музыкальная самодеятельность, возникают первые оркестры, хоры, в том числе при культурно-просветительских обществах «Саха аймах» (1917–1920), «Саха омук» (1920–1928). В 1920-е годы в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры русских и якутских народных инструментов. Предпринимались попытки организации симфонического оркестра. В конце 1920-х годов создана балетная студия О. Райковской. Важную роль в становлении профессиональной якутской музыкальной культуры сыграл Якутский радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров профессионального музыкального исполнительства до 1990-х годов. В 1943 здесь созданы хор и симфонический оркестр. В конце 1940-х – начале 1950-х годов поставлено несколько опер. В 1944 году открылась первая музыкальная школа, в 1948 – музыкальное училище. В середине 1950-х годов состоялись первые выпуски якутской оперной студии при Уральской государственной консерватории.
В развитии музыкального театра большое значение имело создание национального якутского хора при Якутском драматическом театре (1936–40; руководитель М.Н. Жирков). В 1944 году возникла самостоятельная музыкальная театр-студия.
В 1940 поставлен первый национальный спектакль – музыкальная драма «Нюргун Боотур»; в 1947 году – первая национальная опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок». С середины 1950-х годов активизируется деятельность музыкальной труппы Якутского музыкально-драматического театра. С национальным репертуаром (оперы и балеты Жиркова и Литинского, Г.А. Григоряна, Г.Н. Комракова и др.). ставятся первые классические постановки – оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Алеко» С. Рахманинова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Лауренсия» А. Крейна.
В 1960-е годы ставятся произведения европейских композиторов (Верди, Леонкавалло, Россини).
В 1971 году на базе музыкально-драматического театра создан Якутский музыкальный театр, ныне Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия).
Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор М.Н. Жирков, совместно с Г.И. Литинским создавшим национальные оперы «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» и балетов «Полевой цветок», «Алый платочек».
Большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950–60-е годы, – Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений особо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Комракова и Э.Е. Алексеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григоряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), Концерт. импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и Концерт для трубы с оркестром (1981) Берестова.
В 1970-е годы появляются композиторы-якуты – З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Герасимов, П.Н. Иванова. Среди их сочинений можно выделить оперы: «Сарыал» Ксенофонтова (1983), «Колыбельная песня» Степанова (1985), «Зелёное волшебство» П. Ивановой (1986); симфонию «Айл-Луук» Ксенофонтова, инструментальные произведения Степанова.
В 1979 году организованы Союз композиторов Якутии, филармония, в 1980 году – Национальный ансамбль танца.
В 1990-е годы открыты Высшая школа музыки, Арктический государственный институт культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище. В 1991 году в Алдане образован Государственный концертный оркестр Якутии под руководством Н.В. Базалевой. В 1980–90-е годы интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направление в любительском и профессиональном творчестве. Создаются центры традиционной музыкальной культуры: Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей якутских музыкальных инструментов, Международный центр хомусной (варганной) музыки и др. В музыкальной жизни участвуют многочисленные самодеятельные коллективы фольклорной, эстрадной и академической направленности.

Использованы материалы:
Кондратьева Н.М., Лесовиченко А.М., Мазепус В.В. Якутская музыкальная культура
http://bsk.nios.ru/enciklodediya/yakutskaya-muzykalnaya-kultura
Алексеев Э.Е., Алексеева З.З. Якутская музыка
https://www.belcanto.ru/yakutskaya.html

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Предлагаем вашему вниманию другие подборки:
«Волшебный хомус» - в этой коллекции собраны издания о древнем музыкальном инструменте, технике исполнения на нём.
«Произведения якутских композиторов» - в коллекции представлены тексты якутских песен, песни для голоса с фортепиано, песенные фрагменты из опер и др.

При оформлении использовано изображение с https://ru.freepik.com/premium-photo/3d-render-piano-keys-with-treble-clef-notes-musical-background_11790845.htm
Издания подборки 1 - 10 из 275
1.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 208 с.

Книга воспоминаний об известном в республике мелодисте, долгое время проработавшем директором Майорской средней школы, учителе Иване Ивановиче Сорокоумове, который является одним из организаторов ансамблей "Нонгдан", "Ньөөлтэнкэ"
7.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 120 с.

А. В. Скрябин принадлежит тому кругу прогрессивной якутской интеллигенции, мимо которого не прошли значительные события общественной и политической жизни Якутии в начале 20-го века. Адам Скрябин - автор многих популярных и ныне песен. Народный Комиссариат просвещения ЯАССР нашел необходимым командировать А. Скрябина в 1925 году на учебу в Московскую консерваторию. Он мог стать первым профессиональным якутским композитором, но его мечты не сбылись. После трех лет учебы А. Скрябин попал "под чистку от классовых врагов". Он является одним из первых пропагандистов якутского музыкального искусства, хормейстером, руководителем первого якутского профессионального хора, организатором и руководителем ансамбля хомусистов. Впервые в 1923 году в Москве на сцене Большого театра показал музыкальное искусство Якутии. Издание в 1927 году первого сборника нот якутских песен является началом развития профессиональной якутской музыки. У его истоков стоял А. В. Скрябин
8.

Издательство: Книжное издательство

Год выпуска: 1973

Количество страниц: 68 с.

Автор - заслуженный деятель искусства РСФСР и народная артистка Якутской АССР Г. М. Кривошапко пишет о жизни и творчестве первого якутского хормейстера, самодеятельного композитора Скрябина Адама Васильевича
9.

Издательство: ТГ "TRION"

Год выпуска: 2010

Количество страниц: 126 с.

В сборник композитора, заслуженного деятеля искусств РС(Я) К. А. Герасимова вошли песни и романсы для голоса с фортепиано, а также песни для хорового исполнения. Предназначен для профессиональных исполнителей, студентов музыкальных учебных заведений, а также для широкого круга любителей якутской вокальной музыки