Документы 1 - 10 из 1623
1.
Заглавие: Өйдөөх оҕолор

Ответственность: Попова Людмила Михайловна (Интервьюер)

Количество страниц: 1 с.

Беседа с министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимиром Анатольевичем Егоровым о Международных интеллектуальных играх

Егоров, В. А. Өйдөөх оҕолор : [норуоттар икки ардыларынааҕы Интеллектуальнай оонньуу туһунан : СӨ үөрэҕин уонна наукатын миниистирэ Владимир Егоровы кытта кэпсэтии / кэпсэттэ Людмила Попова] // Саха сирэ. – 2018. – N 5, Бэс ыйын 20 күнэ. – С. 9.

2.

Количество страниц: 1 с.

Үүс күүс : [уран тарбахтаах норуот маастара А. Зверева] / Иван Алексеев түһэриитэ // Далбар хотун. - 2011. - N 6. - С. 1.

3.

Количество страниц: 2 с.

Зинчук, Н. Н. Якутское научно-исследовательское геологоразведочное предприятие (ЯНИГП) ЦНИГРИ акционерной компании "Алмазы России - Саха" / Н. Н. Зинчук, доктор геолого-минералогических наук // Наука и образование. – 1996. – N 1, март. – С. 104-105.

4.

Количество страниц: 10 с.

Ларионов, В. П. Якутский научный центр - главный форпост науки на северо-востоке страны : из выступления председателя президиума ЯНЦ СО РАН / В. П. Ларионов // Наука и образование. – 1997. – N 4 (8), декабрь. – С. 11-19.

5.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена историческому осмыслению якутской эмиграции в эпоху войн и революций, а именно адаптации якутской колонии эмигрантов в Китае как своеобразного социокультурного феномена, который, являясь неразрывной частью русской эмиграции, до сих пор остается Һбелым пятномһ в истории Якутии. Исследование направлено на изучение Һякутского мираһ в Харбине, реконструкции ландшафта Һидейһ и Һпереживанийһ якутской интеллигенции, за которой долгое время в национальной истории Саха был закреплен ярлык Һвраг якутского народаһ. Оказавшись на чужбине, они были вычеркнуты из исторической памяти, а их имена были преданы забвению. Организационное ядро якутской эмиграции в Китае было сконцентрировано на создание сетевого интеллектуального сообщества на основе объединения всех якутских эмигрантов, оказавшихся в Японии, Европе, Америке.
The article is devoted to the historical interpretation of the Yakut emigration in the era of wars and revolutions, namely, the adaptation of the Yakut colony of emigrants in China as a kind of social and cultural phenomenon, which is an inseparable part of Russian emigration, but remains a white spot in the history of Yakutia. The research is aimed at studying the ҺYakut worldһ in Harbin, reconstructing the landscape of the Һideasһ and Һexperiencesһ of the Yakut intelligentsia, for which a label Һthe enemy of the Yakut peopleһ was fixed for a long time in the national history of the Sakha people. Once in a foreign land, they were deleted from historical memory, and their names were forgotten. The organizational core of the Yakut emigration in China was concentrated on creating an online intellectual community based on the unification of all Yakut emigrants who found themselves in Japan, Europe, and America.

Романова, Е. Н. Якутские эмигранты в Китае: (1920-1940-е гг.) / Е. Н. Романова // Клио. – 2018. – N 9 (141). – С. 140-144.

6.

Количество страниц: 12 с.

Изучается изготовление нарядной женской безрукавки Һтангалайһ, бытовавшей в якутской культуре XVII-XVIII вв. В ходе исследования выявлено, что производство такого типа одежды было длительным технологическим процессом, состоявшим из нескольких этапов. Сложность изготовления тангалаев отразилась в фольклоре и может свидетельствовать о существовании прослойки швей, занятых производством подобной, дорогой одежды для местной знати, что, в свою очередь, говорит о сложной организации якутского общества рассматриваемого периода.

Петрова, С. И. Якутская одежда тангалай: крой, отделка, технологии / С. И. Петрова, А. Н. Прокопьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2023. - N 1 (60). - С. 151-162. - DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-13
DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-13

7.

Количество страниц: 1 с.

Якутская мастерица - в конференции по моде и дизайну в Санкт-Петербурге : [об участии А. Зверевой в XVII Международной научной конференции "Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии" в г. Санкт-Петербурге] // Международный аэропорт Якутск. - 2014. - N 7, июль. - С. 9.

8.

Количество страниц: 4 с.

Рассматриваются фольклорные и письменные сведения о загадочных племенах Якутии, исчезнувших после XVII в. Большое внимание уделяется этническим контактам между якутскими, тунгусскими и юкагирскими группами, наличию более древних этнических образований, участвовавших в формировании этих народов. Подчеркивается, что территория Якутии не была изолирована от соседних территорий, в ней можно обнаружить следы миграций древних этносов самодийского, монгольского и тюркского происхождения.
The article examines the folklore and written information about mysterious tribes of Yakutia who disappeared after the 17th century. Big attention is paid to the ethnic contacts between the Sakha, Tungus and Yukagir groups, to the availability of the more ancient ethnic formations which participated in forming of these peoples. It is emphasized that the territory of Yakutia was not isolated from neighboring territories. Here, one one can discover the traces of migrations of the ancient ethnoses of Samodian, Mongolian, Turkic origin.

Ушницкий, В. В. Якутия в XVII веке: легендарные племена неизвестного происхождения=Yakutia in the 17th century: legendary tribes of unknown origin / В. В. Ушницкий // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – N 2 (5). – С. 5-8.

9.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются языковые средства организации художественного времени и пространства в рассказах Л. Петрушевской. Установлено, что художественное время представлено как реальное и нереальное, средствами послужили глаголы прошедшего и настоящего времени, предикаты движения. Художественное пространство в рассказах многомерное, характеризуется переплетением двух и более пространств, обозначено глаголами движения, а также предложно-падежными формами с локальным значением.
The linguistic means of the artistic time and space organization in Petrushevskaya's stories are observed. It is established that the artistic time is represented as real and unreal, as means verbs of past and present tense were used, as well as the predicates of motion. The artistic space in the stories is multi-dimensional, it can be characterized by interlacing of two and more spaces, designated by verbs of motion and by prepositional case-forms with local meanings.

Печетова, Н. Ю. Языковые средства организации хронотопа в рассказах Л. Петрушевской=The Linguistic Means of Chronotope Organization in L. Petrushevskaya’s Stories / Н. Ю. Печетова// Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2013. – Т. 10, N 5. – C. 101-105.

10.

Количество страниц: 12 с.

Предметом исследования является семантика языковых единиц, участвующих в репрезентации концепта "огонь" в лингвокультуре эвенков. Целью выступает описание концепта. В исследовании применяются лингвокультурологический и семантико-когнитивный подходы к исследованию единиц мышления. Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью фрагментов языковой картины мира эвенков. Представления об огне существуют в сознании многих народов мира. По мнению ученых, они относятся к культурным универсалиям. Огонь – одна из четырех природных стихий, первоэлементов. Поэтому существует культ огня в традиции эвенков, как и у многих других этносов. Формирование концепта в сознании эвенков шло под влиянием ландшафта, исторически связанного с территорией их проживания, традиционного типа хозяйства (охота), анимистических воззрений на природу. На лексикографическом материале выявляются языковые единицы, вербализующие концепт, производится их семантический анализ, далее исследуются фольклорные, художественные тексты, полевые аудиозаписи. После совершается лингвокультурологический анализ этих текстов. Тексты записаны от информантов, проживающих в с. Кюсть-Кемда, Каларский район, Забайкальский край; с. Усть-Нюкжа, Тындинский район, Амурская область; с. Алла, Курумканский район, Республика Бурятия; с. Тяня, Олёкминский район, Республика Саха (Якутия). Анализ полевых аудиозаписей позволил выявить ценностную составляющую ментального образования и показал, что в сознании современных эвенков сохраняется культ огня, восприятие его как божества. Это отмечается среди групп эвенков, ведущих традиционный охотничье-кочевой образ жизни. Изучение фольклорных, художественных и поэтических текстов позволило выделить образную сторону концепта. Рассматриваемое ментальное образование является базовым в сознании эвенков и родственных с ними народов. Ключевым репрезентантом концепта является лексема ‘того’, употребляемая во всех говорах эвенкийского языка и тунгусо-маньчжурских языках, что указывает на архаичность данного фрагмента языковой картины миры эвенков. Кроме упомянутой лексемы, в актуализации ментального образования употребляются и другие слова: гулу-вун, дяӈэ, яндра, оту.

Ушницкая, Н. Ю. Языковые репрезентации концепта "огонь" в лингвокультуре эвенков / Н. Ю. Ушницкая ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2023. - N 4 (11). - 47-58. - DOI: 10.25587/2782-662-2023-4-47-58
DOI: 10.25587/2782-662-2023-4-47-58