Авиационные катастрофы в Якутии 1930-1999 гг.: учебное пособие
Обложка

Авиационные катастрофы в Якутии 1930-1999 гг.: учебное пособие

Якутск

2000

68 с.

Краткое содержание

Данное учебное пособие тиражом в 100 экземпляров предназначено для курсантов Якутского летно-технического училища Г.А.
Учебное пособие состоит из четырех разделов. В первом вкратце приведены Правила расследования авиапроисшествий и инцидентов с гражданскими судами в РФ. Во втором разделе рассматриваются наиболее важные аспекты, влияющие на безопасность полетов. В третьем разделе перечислены причины авиапроисшествий в России и Якутии за 1990-1998 гг.
В четвертом, самом большом разделе, впервые дается наиболее подробный перечень авиапроисшествий, происшедших в Якутии с 1930 по 1999 гг. Этот перечень не претендует на полноту сведений ввиду того, что часть документов, хранящихся в архивах, еще не выявлена. Также в приведенный перечень не включены 46 катастроф, произошедших с 1942 по 1945 гг., по перегону самолетов по Ленд-Лизу по трассе «Аляска-Сибирь». Всего в этом перечне 75 авиакатастроф, зафиксированных на территории Якутии.
Первая авиакатастрофа произошла 7 марта 1930 года. Комиссия установила, что самолет «Юнкере», пилотируемый летчиком О.А. Кальвица при бортмеханике Ф.Ф. Леонгард с одним пассажиром на борту, летевший по маршруту Якутск - Сангар - Жиганск - Булун подошел к поселку Сангар на высоте 600-700 метров. На высоте 70-100 метров сильным ураганным ветром самолет резко бросило вниз на нос и бортмеханик, будучи не пристегнут, был при резком броске самолета выброшен за борт. Самолет перешел в вертикальное пике и врезался в землю. Вместе с экипажем погиб и пассажир.
Далее идет список авиакатастроф с подробными описаниями событий, датой, временем, местом. Из наиболее крупных авиакатастроф. 22 ноября 1948 года в районе поселка Рыжово Средне-Колымского района потерпел катастрофу самолет ЛИ-2. При заходе на посадку погибли все члены экипажа (5 человек) и пассажиры (18 человек). 6 января 1968 года потерпел авиакатастрофу самолет Ан-24, выполнявший рейс Якутск - Олекминск - Новосибирск. После взлета из Олекминска в 12 часов 20 минут местного времени, экипаж доложил о занятии эшелон 4500 метров. В 12 часов 28 минут диспетчер обнаружил исчезновение отметки самолета с экрана монитора. На вызов экипаж не отвечал. В 15 часов 50 минут Ан-2 обнаружил несколько очагов пожара в 90 км от реки Олекмы. 7 января обломки самолета были найдены в 92 км от Олекмы. Экипаж и 36 пассажиров погибли. Комиссия установила, что разрушение самолета началось в воздухе, что никаких следов столкновения с НЛО не обнаружено. Причины авиакатастрофы не выяснены.
В Якутии с 1930 по 1999 гг. включительно выявлено 79 авиационных катастроф, в которых погибло 250 члена экипажа и 433 пассажиров. Получили телесные повреждения и ранены 35 авиаторов и 63 пассажира. Всего в авиакатастрофах пострадало 781 человек.
Распределение причин авиакатастроф следующие:
Ошибки экипажа - 32,9%
Сложные метеоусловия - 34,1 %
Разрушение судна в полете - 3,7 %
Отказ систем управления - 8,8 %
Пожар двигателя - 5%
Отказ двигателя - 5%
По вине наземных служб - 2,6 %
По неустановленным причинам - 3,7%
В авиакатастрофах разбилось 79 самолетов и вертолетов различных типов. Наибольшее число падает на самолет Ан-2 - 12, вертолеты Ми-8 -11 и Ми 4-10.

Заключение
Многие катастрофы и авиапроисшествия в Якутии связаны с климатическими и географическими особенностями края. Поэтому для летно-технического состава знание истории авиапроисшествий (обстоятельств, причин, следствий и мероприятий по устранению ошибок) необходимо с профессиональной точки зрения.

Пересказал Тимофей Тюнгюрядов, сотрудник Национальной библиотеки РС (Я)

Пестерев, Владимир Ильич.
Авиационные катастрофы в Якутии 1930-1999 г.г. : (Учеб. пособие). - Якутск, 2000. - 61 с.

Читать фрагмент

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно