Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 24
1.

Количество страниц: 4 с.

Подчеркнуто, что миграционная тематика в Якутии актуальна до сих пор. Показано значение смены места жительства в связи с работой, а в целом причины миграции оценены как социально значимые

Санников, Д. И. Якутские песни времен Великой Отечественной войны (на материале рукописного песенника) / Д. И.Санников ; Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 182-185.

2.

Количество страниц: 2 с.

Статья о совместной работе сотрудников АГИКИ с авторским коллективом Музея и Центра хомуса народов мира над составлением второго тома каталога музейных предметов из фонда музея является вкладом в мировое наследие варганных инструментов.

Дьяконова, В. Е. О работе над 2-м томом каталога музейных предметов из фонда Музея хомуса народов мира / В. Е. Дьяконова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Культура и искусство Арктики. - 2023. - N 2 (6). - С.21-23.

3.

Ответственность: Халтанова Александра Дмитриевна (Составитель), Ларионова Анна Семеновна, Никифорова Вера Семеновна

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 36 с.

Нотация фольклора : (практические рекомендации) : учебно-методическое пособие по дисциплине "Нотация фольклора" для студентов, обучающихся по профилям подготовки "Музыкальная педагогика", "Компьютерная музыка и аранжировка" / Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) имени В. А. Босикова, Кафедра истории и теории музыки ; автор-составитель А. Д. Халтанова ; рецензенты: доктор искусствоведения А. С. Ларионова, кандидат искусствоведения В. С. Никифорова. — Якутск : Издательский дом СВФУ,2021. — 31 с. : ил., нот. ; ISBN 978-5-7513-3077-44

4.

Количество страниц: 3 с.

В статье рассматриваются вопросы изучении якутского песенного искусства, а так же людей внесших вклад в изучение в якутской песенной культуры и основные этапы развития истории якутская музыкальная культура.

Григорьев, М. Г. Традиции песенной культуры народа саха / М. Г. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 1 (12). - C. 9-11.

5.
Автор:
Сеньчукова Дарья Сергеевна

Количество страниц: 22 с.

В. И. Мартынов (р. 1946) — ярчайший представитель постмодернизма: композитор, искусствовед, фольклорист, музыкант-исполнитель, а также теолог, культуролог, писатель ифилософ, разработавший концепцию "Opus Posth". В эпоху, когда мыслители выносят приговоры искусству, создают концепции о смерти автора и даже Бога, предложенная идея о конце времени композиторов не нова, но отличается от многих тем, что ее создатель предлагает выход из сложившейся ситуации. На собственном примере он показывает, как можно двигаться дальше в связи с упадком музыкального искусства, и сочиняет произведения, следуя разработанной им концепции. В этом смысле теория Мартынова позитивна и продуктивна, поэтому подобный опыт должен подвергаться научному осмыслению. В настоящей работе рассмотрен сочиненный в 2014 г. хоровой цикл "Исаие, ликуй", на правах рукописи переданный композитором автору статьи. Указанное произведение впервые вводится в научный оборот

Сеньчукова, Д. С. Феномен "авторской" и "анонимной" музыки на примере творчества В. Мартынова / Д. С. Сеньчукова // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 106-127.
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-106-127

6.

Количество страниц: 11 с.

Якутская традиционная песенность сохраняла свои архаические черты вплоть до XVIII в. С XVIII в. в ней происходят изменения связанные с процессами взаимовлияния музыкальных культур народов Севера Якутии: эвенов, эвенков, юкагиров. Благодаря чему происходит обогащение якутской народной песни в плане изменения интонационной и метроритмической сферы, а также появлению песен со специфическими способами пения. В это же время формируются региональные и, возможно, наслежные стили в якутской песенной традиции. В XX в. под влиянием русской песенности народная песня якутов начинает осваивать европейские музыкальные основы: тональную систему, широкие интонационные обороты, маршевые и позже вальсовые ритмы. Появляются новые жанры революционной и советской массовой песни. В конце XX в. на песенную культуру народа саха начинают влиять песни, созданные мелодистами и якутская эстрадная музыка. В это время исчезают многие феномены якутской народной песни. В XXI в. в период глобализационных процессов на якутскую песенность оказывают негативное воздействие масс-медиа и молодежная субкультура. Происходят необратимые изменения в этническом пении якутов, исчезают целые пласты якутских народных песен. Такие негативные процессы приводят к слому песенных традиций. Поэтому с особой остротой стоит вопрос сохранения отдельных реликтов фольклорной музыки народа саха.

Ларионова, А. С. Трансформационные процессы в песенной культуре народа саха / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2020. - Т. 10, N 5A. - С. 328-338.
DOI: 10.34670/AR.2020.51.12.006

7.

Количество страниц: 3 с.

Дидактическая игра "Радуга нот", разработанная с учетом требований ФГОС, формирует у дошкольников музыкальную грамотность, оригинальность мышления и воображения путем игры на цветных партитурах. В ходе игры у детей развивается умение различать цвета через игру, различать длительности нот (короткие и длинные звуки), развивается чувство ритма, гибкость рук и пальцев.

Логинова, А. А. Музыкально - дидактическая игра "Радуга нот" / А. А. Логинова, Н. И. Андросова ; МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Березка" // Народное образование Якутии. - 2022. - N 3 (124). - С. 114-116.

8.
Авторы:
Ефимова Лея Александровна, Баишева Мария Ивановна

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально - игровых упражнений. В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, позволяющей воспитать полноценную личность ребенка. Авторы, на основании результатов собственного экспериментального исследования, раскрывают возможности использования музыкально — игровых упражнений для формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.

Ефимова, Л. А. Формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально - игровых упражнений / Л. А. Ефимова, М. И. Баишева / Гендерное воспитание детей дошкольного возраста: традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, (11-12 октября 2021 года г. Якутск). - 2021. - С. 78-83

9.

Количество страниц: 4 с.

В статье уделяется внимание первым записям напевов якутских народных песен выдающегося народного певца Якутии С. А. Зверева, произведенным первым якутским композитором М. Н. Жирковым. Представлен анализ напевов С.А. Зверева по материалам Вилюйской экспедиции М. Н. Жиркова 1943 г. Впервые исследуются записанные собирателем разнообразные жанры фольклора, исполненные С.А. Зверевым. Были зафиксированы большой старинный трехчастный осуохай и Олекминский танец по типу французского танца XVI в. Pa-de-Pha.

Ларинова, А. С. Первые нотные записи якутских народных песен С. А. Зверева (по материалам Вилюйской экспедиции М. Н. Жиркова 1943 г.) / А. С. Ларионова // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 121-123

10.

Количество страниц: 4 с.

В статье предпринята попытка обращения к актуальным вопросам интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература и музыка) в контексте современного образования. Предложен один из путей углубленного изучения литературы, включающий формирование дополнительных культурологических знаний и умений исходя из трех видов связи, которые ведут к углубленному пониманию, восприятию и интерпретации литературного произведения. В статье представлен пример использования музыкальной культуры старожилов Русского Устья на уроках литературы в гуманитарных класса: опыт формирования умения с помощью музыки постигать эмоциональную партитуру литературного произведения, выбирать музыку для создания эмоционального фона и характеристики героев. Материал может быть использован в рамках образовательного процесса в школе и вузе.

Ильина, О. М. Музыкальная культура старожилов Русского-Устья в контексте школьного и вузовского образования: опыт интеграции / О. М. Ильина // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 101-103