Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 930
1.

Количество страниц: 4 с.

Якушева, Е. Г. Принципы обучения немецкому языку студентов технических специальностей с нулевым стартовым уровнем / Е. Г. Якушева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N6 (111). – С. 42-44.

2.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам методики обучения русским пословицам как средству повышения культуры речи билингвов. Обосновывается актуальность проблемы, указываются выделенные этапы обучения, рассматриваются методы и приёмы обучения, необходимость привлечения при изучении пословиц родного языка обучающихся.

Яковлева, С. А. Пословицы на уроках русского языка в якутской школе / С. А. Яковлева ; МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 77-78.

3.

Количество страниц: 4 с.

Яковлева, М. П. Галина Ивановна Варламова – Кэптукэ : (к 70-летию со дня рождения) / М. П. Яковлева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2021, N 1 (21). - С. 159-161.

4.

Количество страниц: 9 с.

В языковых вузах происходят качественные изменения, отвечающие требованиям модернизации образования, обновляются содержание и методы обучения, развивается компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов. Наряду с формированием лингвистической компетенции студентов происходит развитие других компетенций, где важное место отводится социокультурной компетенции. В формировании социокультурной компетенции студентов существенную роль играет региональный аспект языковой подготовки. Проблемы межкультурного взаимодействия способна решать личность как освоившая иноязычную культуру, так и хорошо владеющая родной культурой. Студент должен уметь представлять свою страну и регион на иностранном языке, интерпретировать смысл высказываний, исходя из культурных особенностей участников диалога. Но анализ литературы, опрос преподавателей и студентов показывают недостаточное умение студентов репрезентировать регионоведческие знания на иностранном языке. Необходимо отметить также, что вопросы реализации регионального компонента в обучении в вузе редко рассматриваются, недостаточно разработаны вопросы определения его содержания и его роли в развитии компетенций студентов. Однако региональный аспект является значимым элементом языковой подготовки студентов, и его реализация диктует поиск путей его внедрения. В статье рассматривается опыт реализации проекта "Обучение немецкому языку бакалавров-филологов с использованием регионального материала" в рамках дисциплины вариативной части учебного плана 45.03.01. Филология, профиль подготовки: Зарубежная филология (немецкий язык и литература). Включение лингвокультурного и лингво-этнопедагогического материала на немецком языке отвечала потребностям студентов в овладении регионально-ориентированными знаниями на иностранном языке. Предварительный опрос показал, что 76 % студентов из 52 опрошенных, заинтересованы в изучении регионально-ориентированного материала на иностранном языке. The way linguistic disciplines are currently taught in universities is undergoing a qualitative change, helping it meet the requirements of educational modernization, while the content and teaching methods are updated, and a competency-based approach to professional training is developed. Along with the development of linguistic competence of the students, other competencies are being formed, among which the sociocultural competence occupies an important position. In the formation of sociocultural competence, the regional aspect of language training plays an important role. The issues of intercultural interaction can better be solved by an individual who has mastered a foreign culture through its language, while having a good command and understanding of his own. The student should be able to perceive her own country and region through the lens of the foreign language of instruction, and interpret the meaning of statements based on the cultural characteristics of those participating in the dialogue. However, the data suggests (analysis of the related literature, various surveys of both teachers and students) the apparent lack of ability displayed by the students to represent satisfactory region-specific knowledge in the foreign language. Meanwhile, issues of the consideration of the regional component in teaching at the university level are rarely discussed, questions of determining its content and its role in the development of competencies in students are not sufficiently developed. Nonetheless, the regional aspect is an important element of language instruction, and it simplementation demands the search for proper ways to introduce it.The article discusses the results of implementing the project "Teaching the German language using regional material to BA students majoring in Linguistics" in the context of customizable disciplines of the curriculum: "45.03.01 Philology, training profile: Foreign philology (German language and literature)". The inclusion of linguistic and linguistic-ethnopedagogical material met the student body's need for mastering regionally-oriented knowledge in the foreign language. A preliminary survey showed that 76 % of students from 52 respondents are interested in studying regionally-oriented material of the foreign language.The results of the project made it possible to verify the feasibility of including the regional aspect in the language instruction intended for Bachelors of Philology. The results showed that the developed pedagogical conditions contribute to the increase of the level of regional socio-cultural competence of students, which in turn contribute to the development of students' agency in the dialogue of cultures.

Яковлева, А. Н. Региональный аспект языковой подготовки бакалавров-филологов / А. Н. Яковлева, С. А. Попова ;ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, N 5. -C. 23.

5.

Количество страниц: 11 с.

Аффиксальное словообразование и терминообразование являются одним из насущных разрабатывамых разделов в якутском языкознании. Начиная с фундаментальной работы О. Н. Бётлингка ҺО языке якутовһ было проведено исследование якутской словообразовательной системы в грамматических трудах В. В. Радлова, С. В. Ястремского, Н. Н. Поппе, А. Е. Кулаковского, А. А. Иванова–Кюндя, П. А. Ойунского, Н. С. Григорьева, Л. Н. Харитонова, Н. К. Антонова, Е. И. Убрятовой, П. А. Слепцова, Е. И. Оконешникова, В. И. Быгановой, И. Б. Ивановой и др. Аффикс -һыт в якутском языке – довольно используемая словообразовательная форма, которая обозначает лицо или деятеля, для которого данный предмет (понятие) представляет объект его занятия или профессии, либо составляет его особую склонность, мастерство, сноровку, пристрастие. Аффикс -ааччы в якутском языке тоже является живым продуктивным причастно-именным аффиксом, который: во первых, обозначает действующее лицо или деятеля; во вторых, функционирует как причастие и финитная форма глагола, имеющие значение обычносовершаемого действия. Первый аффикс образует имена существительные от именных основ, а второй аффикс – имена существительные от глагольных основ. Эти производные основы при образовании от однозначной основы выражают имена существительные, обозначающие действующее лицо или деятеля, которые являются близкозначными и синонимичными

Ядрихинская, С. И. Соотношение семантики (типология семантики) производных основ, образованных аффиксами -hыт и -ааччы в якутском языке / С. И. Ядрихинская, Г. Г. Филиппов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2022. - N 4 (7). - С. 31-41.
DOI: 10.25587/ALTAISTICSVFU.2022.10.86.003

6.

Количество страниц: 12 с.

Словообразование в якутском языкознании до сих пор является одним из недостаточно разработанных разделов. В области исследования русской словообразовательной системы фундаментальные научные работы были изданы В.В. Виноградовым, Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, А.Н. Тихоновым, В.Н. Немченко, Н.М. Шанским и др.; в тюркологии – Н.А. Баскаковым, А.М. Щербаком, А.Н. Кононовым, Э.Р. Тенишевым, Э.В. Севортяном, М.А. Хабичевым, Ф.А. Ганиевым и др.; в якутском языкознании – О.Н. Бетлингком, Л.Н. Харитоновым, Н.К. Антоновым, П.А. Слепцовым, И.Б. Ивановой и др. Аффикс -һыт в якутском языке довольно используемая словообразовательная форма, которая обозначает лицо или деятеля, для которого данный предмет (понятие) представляет объект его занятия или профессии, либо составляет его особую склонность, мастерство, сноровку, пристрастие. В данное время нет специального исследования аффикса на -һыт, поэтому назрела необходимость его комплексного изучения. Данная статья посвящена исследованию семантики слов, образованных с помощью словообразовательного аффикса на -һыт. Аффикс на -һыт широко используется в монгольских и тюркских языках и имеет аналогичные значения

Ядрихинская, С. И. Семантический анализ слов, образованных с аффиксом -hыт в якутском языке / С. И. Ядрихинская, Г. Г. Филиппов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика" - 2022. - N 2 (5). - С. 5-16

7.
Авторы:
Шкатуляк Анна Валентиновна, Ермолович Юлия Сергеевна

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена комплексному изучению феминитивов в медиа пространстве. В основе исследования лежит материал из социальных сетей и телевидения. В связи с продолжением дискуссии по поводу положения мужчины и женщины в стране, язык также стал претерпевать некоторые изменения. Необходимо разобраться с принципом словообразования, которому следуют феминитивы и обозначить уместность их употребления.

Шкатуляк, А. В. Модели образования феминитивов в современном русском языке / А. В. Шкатуляк, Ю. С. Ермолович // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 252-253

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассмотрены жанровые особенности документального романа "Дорогами минувших лет" ("Ааспыт кэм аартыктарынан", 2021), написанного народным писателем Якутии В. Е. Васильевым-Харысхалом. Он является автором исторических драм, которые ставятся на сцене театров РС(Я). Писатель создавал драмы на основе архивных документов, в которых отражается история якутской жизни начала ХХ в. Его произведение "Дорогами минувших лет" по жанру является документальным романом. Он основан на материалах архива, воспоминаниях и письмах, доподлинно документален. Вместе с тем, произведение отличается своеобразной художественной формой, которая выражается в особом лирическом повествовании самого автора, а также в способах раскрытия образа главного героя. Цель исследования заключается в изучении понятия документального романа и выявлении его специфических особенностей. В статье подчеркивается, что документальный роман рассказывает о малоизвестных периодах и событиях, которые до сих пор остаются не освещенными в истории Якутии. Писатель использует собственные путевые записки, которые вел во время своих исследовательских путешествий, использует личный опыт и впечатления, чтобы создать более эмоциональную связь с темой и персонажами произведения. Это позволяет читателю лучше понять авторскую мотивацию и особое отношение к рассказываемой истории. Таким образом, изучение документального романа и его жанровых особенностей имеет большую ценность, т. к. проблемы малоизученных страниц истории вызывают интерес у читателей. Документальный роман предоставляет уникальную возможность сочетания реальности и художественного полета творческой мысли, что позволяет лучше понять и оценить историю.

Шишигина, В. Р. Жанровая уникальность документального романа (на примере произведения Харысхала "Дорогами минувших лет") / В. Р. Шишигина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 52-59. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-52-59
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-52-59

9.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассмотрена основная задача топономики как географо-историко- лингвистической науки. Дан практический опыт составления топонимии родного наслега и составления электронной карты.

Шишигин, Н. А. Топонимия Бютейдяхского наслега / Н. А. Шишигина // География и краеведение в Якутии и сопредельных территориях Сибири и Дальнего Востока : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Якутской Автономной Советской Социалистической Республики (ЯАССР), г. Якутск, 25–26 марта 2022 г. / [редакционная коллегия: Л. С. Пахомова, А. Н. Саввинова, О. М. Кривошапкина и др. ; авторы предисловия: Ж. Ф. Дегтева, Л. С. Пахомова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 282-284

10.

Количество страниц: 6 с.

Широбокова, Н. Н. Усложнение языковых подсистем якутского языка как результат языковых контактов / Н. Н. Широбокова ; Институт филологии СО РАН // Евдокия Иннокентьевна Коркина: биографика и интерпретация научного и творческого наследия : сборник научных статей / Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ; [редколлегия: Н. И. Данилова, Н. И. Попова, Е. М. Самсонова ; рецензенты: Л. Н. Романова, Е. В. Семенова, И. Н. Сорова]. – Якутск : Издательство ИГИиПМНС СО РАН, 2018. – С. 83-87.
DOI: 10.25693/978-5-902198-39-0_017