Арзамазов Алексей Андреевич

Место работы автора, адрес/электронная почта: Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН, Удмуртский институт истории, языка и литературы ; 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 ; http://udnii.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Финно-угорские литературы и языки, литературные традиции народов России, история удмуртской литературы, удмуртская поэзия, теория "миноритарных" литератур, герменевтика и феноменология, сравнительное литературоведение, искусственные языки

ID Автора: SPIN-код: 9789-1083, РИНЦ AuthorID: 637995

Документы 1 - 1 из 1
1.

Количество страниц: 6 с.

Литература - один из фундаментальных срезов культуры, в котором складывается, отражается картина мира народа. В художественном слове аккумулируется разнородная этнокультурная информация, дающая развернутое представление о мировоззрении, ментальности, прошлом и настоящем этноса. Субъективированная природа литературы нередко оказывается Һусилителемһ этнопсихологического, этносоциального, этнополитического контекста (плана, содержания). Разностороннее исследование этнического компонента - одно из актуальных направлений современного литературоведения. Национальные литературы народов России за последние несколько десятилетий претерпели значительные изменения - иначе и быть не могло. Сама эпоха вынуждала писателей внутренне перестраиваться, пересматривать творческие отношения с гуманитарным контекстом, своим читателем, самим собой. Нам представляется, что национальные литературные традиции, начиная с середины 1980-х гг., вступают в фазу значительной культурной амплификации, сюжетно-тематического расширения, образно-символического Һпереключенияһ, которые продолжались без малого три десятилетия. Это объясняется рядом универсальных историко-культурных факторов. Во-первых, изживает себя соцреализм как магистральный и достаточно односторонний художественный метод, накладывающий серьезные ограничения на творческие репрезентации (необходимо заметить, что в большинстве национальных литератур не было писателей-диссидентов, Һоппонирующихһ соцреализму). Во-вторых, у писателей появляется полноценная возможность обратиться к прежде запрещенным по идеологическим соображениям именам и книгам, творчески осмыслить многомерный эстетико-культурный опыт русской и мировой словесности. В-третьих, литературно-поэтический подъем совпал с периодом так называемого Һпарада суверенитетовһ 1990-х гг., с ростом этнического самосознания, открытием неизвестных страниц истории своего этноса. Говоря о феномене развития национальной литературы в обозначенный временной отрезок, речь может идти о значительном расширении постулируемой проблематики, интенсивно протекающей межкультурной коммуникации, о высоком уровне творческой свободы, активизации книгоиздания, глубинной художественной актуализации народных мифологических представлений. На наш взгляд, именно национальные литературные стратегии конца ХХ - начала ХХI века отражают сложную духовную и интеллектуальную работу писателя-этнофора, приоткрывают трагичность его самоощущения. Текстовой корпус произведений национальных писателей молодого поколения нередко являет собой совершенно особое состояние языка, одновременно утрачивающего свою веками складывавшуюся естественность, строгость, Һстройностьһ и обретающего новую онтологическую открытость к другим моделям коммуникации, системам образности, Һчужимһ метафорам.

Арзамасов, А. А. Литературы народов России на рубеже XX-XXI столетий: реалии развития / А. А. Арзамазов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2019. — N 2 (27). — C. 105-110.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.02.27.14