Поэтика северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского = Poetics of the northern space in poemsby А. A. Bestuzhev-Marlinsky
Обложка

Поэтика северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского = Poetics of the northern space in poemsby А. A. Bestuzhev-Marlinsky

Статья в журнале

Русский

821.161.1Бестужев-Марлинский.09

10.25587/2782-6635-2023-4-33-41

северное пространство; лирика А. А. Бестужева-Марлинского; поэтика; хронотоп; метонимия; миф; Siberian discourse; lyrics by A. A. Bestuzhev-Marlinsky; poetics of the North; lyrical hero; dedication poems; space; poetry of the Decembrists; chronotope; attribution; picture of the world

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество / История литературы

Актуальность темы продиктована тем, что проблема северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева, написанных в период ссылки в Якутске, практически не рассматривалась. Предметом интереса исследователей, как якутских, так и российских, становились прозаические произведения и лиро-эпические поэмы писателя. Между тем именно малые формы лирики поэта-декабриста демонстрируют начало формирования сакрального образа Якутии в русской литературе. Целью статьи является рассмотрение поэтики северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского. Северный локус становится той пространственной точкой, в которой лирическому герою открывается перспектива мифологического инобытия. Текстуальный анализ с целью изучения поэтики лирики А. А. Бестужева-Марлинского позволяет выписать систему образов в художественной картине мира автора, которые определяются как мироощущением, так и мировоззрением поэта-романтика. В качестве инструментов создания системы образов поэт применяет разнообразные приемы: от троп до авторских слов. Немалое значение при этом также имеет специфическое сочетание категорий времени и пространства, подчиненное основным мотивам поэтических произведений автора. В данной работе рассматривается не только то, как средства художественной выразительности передают картину поэтического мира лирического героя, но и формируют атрибуцию северных пространств. Северные пространства через призму романтизма представляют собой идеальную ситуацию, в которой категория дома чаще всего передается через категории воспоминания или мечты. Именно через противопоставление топосов дома и Севера выстраивается итоговая картина окружающего мира, в рамках которого находит себя лирический герой. Также в художественном мире поэта можно проследить разницу между внешним (реальным) и внутренним (перцептуальным) пространством. Однако при этом пространство действительности зачастую сливается с картинами интроспекции, размывая границы между внешним и внутренним. Ассоциации, наделяющие идеальный внутренний мир лирического героя реальными картинами природы (пространство Севера), выполняют функцию достижения гармонии между внутренним и внешним пространствами.

Ощепкова, А. И. Поэтика северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского / А. И. Ощепкова, Т. С. Монастырев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 33-41. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-33-41

Чтение документа возможно  в помещении библиотеки

Вам будет интересно