Воздействие железной дороги на перемещение диких копытных в Центральной Якутии = The impact of the railway on the movement of wild ungulates in Central Yakutia
Обложка

Воздействие железной дороги на перемещение диких копытных в Центральной Якутии = The impact of the railway on the movement of wild ungulates in Central Yakutia

Статья в журнале

Русский

599.6:591.525(571.56-37)

10.31242/2618-9712-2024-29-4-641-650

дикие копытные; линейные сооружения; транспортные пути; железная дорога; wild ungulates; linear structures; transport routes; railway

Возведение линейных сооружений оказывает влияние на жизнедеятельность диких копытных в Якутии, нарушая целостность природной среды за счет фрагментации лесных массивов, сокращения площадей лесных биоценозов и местообитаний диких животных. В 2015-2022 гг. проведены исследования по выявлению воздействия железной дороги Беркакит-Томмот-Нижний Бестях на перемещения диких копытных в Центральной Якутии. В зимние периоды (ноябрь-январь) проведены семь маршрутов общей протяженностью 280 км на отрезке железной дороги протяженностью 40 км. Всего в разные годы зарегистрировано 115 следов четырех видов диких копытных - сибирской косули, дикого северного оленя, благородного оленя и лося. Установлено, что негативная роль инженерно-технического сооружения на перемещения диких копытных была выражена только в начальный период строительства железной дороги, когда на фоне высокого уровня фактора беспокойства и появления незнакомого животным искусственного объекта были нарушены естественные пути перемещений диких копытных, которые восстановились с завершением строительства этой магистрали. Дикие копытные по-разному реагировали на незнакомый искусственный объект. Переходы дикого северного оленя через железную дорогу начали отмечаться уже в первый год после завершения ее строительства, косули и благородного оленя - через 1 год, лося - через 6 лет. Естественные пути перемещений диких копытных восстановились спустя 4-5 лет после строительства железной дороги. Происходящие сукцессии растительного покрова на преобразованных ландшафтах леса вдоль железной дороги улучшили кормовую базу для косули, благородного оленя и лося, благодаря появлению в изобилии травяно-кустарникового покрова, способствовали возникновению новых альтернативных биотопов на нарушенных природных территориях. Таким образом, железная дорога Беркакит-Томмот-Нижний Бестях на современном уровне интенсивности эксплуатации не представляет собой серьезной угрозы, ограничивающей пути перемещений диких копытных.
The construction of linear structures significantly impacts the livelihoods of wild ungulates in Yakutia, disrupting the integrity of the natural environment by fragmenting forest areas and reducing the extent of forest biocenoses and wildlife habitats. Between 2015 and 2022, studies were conducted to assess the impact of the Berkakit-Tommot-Nizhny Bestyakh railway on the movements of wild ungulates in Central Yakutia. During the winter months (November to January), seven trails, totaling 280 km, were surveyed along a 40 km section of the railway. A total of 115 tracks from four species of wild ungulates-Siberian roe deer, wild reindeer, red deer, and elk-were recorded over various years. We observed that the negative impact of the engineering structure on the movements of wild ungulates was primarily evident during the initial phase of its construction. During the early stages of railway construction, the high level of disturbance and the introduction of an unfamiliar artificial structure disrupted the natural movement patterns of wild ungulates. However, these patterns were restored following the completion of the railway. Wild ungulates exhibited varying responses to the unfamiliar artificial structure: wild reindeer began to cross the railway in the first year after its construction, while roe deer and red deer did so within one year, and elk took six years to adapt. The natural movement routes of wild ungulates were reestablished four to five years after the railway was completed. The succession of vegetation in the altered forest landscapes along the railway enhanced the forage base for roe deer, red deer, and elk, as abundant grass and shrub cover emerged, leading to the development of new alternative habitats in the previously disturbed areas. Therefore, the Berkakit-Tommot-Nizhny Bestyakh railway, at its current level of operational intensity, does not pose a significant threat to the movement paths of wild ungulates.

Аргунов, А. В.
Воздействие железной дороги на перемещение диких копытных в Центральной Якутии / А. В. Аргунов ; Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. - 2024.- N 4, Т. 29. - C. 641-650. - DOI: 10.31242/2618-9712-2024-29-4-641-650
DOI: 10.31242/2618-9712-2024-29-4-641-650

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно