Аргунов Александр Валерьевич

Место работы автора, адрес/электронная почта: ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН", Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН ; 677007, г. Якутск, пр. Ленина, 41 ; e-mail: argal2@yandex.ru ; http://ibpc.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. биол. наук

Область научных интересов: Биология

ID Автора: SPIN-код: 5268-1563, РИНЦ AuthorID: 635998

Документы 1 - 9 из 9
1.

Количество страниц: 10 с.

Возведение линейных сооружений оказывает влияние на жизнедеятельность диких копытных в Якутии, нарушая целостность природной среды за счет фрагментации лесных массивов, сокращения площадей лесных биоценозов и местообитаний диких животных. В 2015-2022 гг. проведены исследования по выявлению воздействия железной дороги Беркакит-Томмот-Нижний Бестях на перемещения диких копытных в Центральной Якутии. В зимние периоды (ноябрь-январь) проведены семь маршрутов общей протяженностью 280 км на отрезке железной дороги протяженностью 40 км. Всего в разные годы зарегистрировано 115 следов четырех видов диких копытных - сибирской косули, дикого северного оленя, благородного оленя и лося. Установлено, что негативная роль инженерно-технического сооружения на перемещения диких копытных была выражена только в начальный период строительства железной дороги, когда на фоне высокого уровня фактора беспокойства и появления незнакомого животным искусственного объекта были нарушены естественные пути перемещений диких копытных, которые восстановились с завершением строительства этой магистрали. Дикие копытные по-разному реагировали на незнакомый искусственный объект. Переходы дикого северного оленя через железную дорогу начали отмечаться уже в первый год после завершения ее строительства, косули и благородного оленя - через 1 год, лося - через 6 лет. Естественные пути перемещений диких копытных восстановились спустя 4-5 лет после строительства железной дороги. Происходящие сукцессии растительного покрова на преобразованных ландшафтах леса вдоль железной дороги улучшили кормовую базу для косули, благородного оленя и лося, благодаря появлению в изобилии травяно-кустарникового покрова, способствовали возникновению новых альтернативных биотопов на нарушенных природных территориях. Таким образом, железная дорога Беркакит-Томмот-Нижний Бестях на современном уровне интенсивности эксплуатации не представляет собой серьезной угрозы, ограничивающей пути перемещений диких копытных.
The construction of linear structures significantly impacts the livelihoods of wild ungulates in Yakutia, disrupting the integrity of the natural environment by fragmenting forest areas and reducing the extent of forest biocenoses and wildlife habitats. Between 2015 and 2022, studies were conducted to assess the impact of the Berkakit-Tommot-Nizhny Bestyakh railway on the movements of wild ungulates in Central Yakutia. During the winter months (November to January), seven trails, totaling 280 km, were surveyed along a 40 km section of the railway. A total of 115 tracks from four species of wild ungulates-Siberian roe deer, wild reindeer, red deer, and elk-were recorded over various years. We observed that the negative impact of the engineering structure on the movements of wild ungulates was primarily evident during the initial phase of its construction. During the early stages of railway construction, the high level of disturbance and the introduction of an unfamiliar artificial structure disrupted the natural movement patterns of wild ungulates. However, these patterns were restored following the completion of the railway. Wild ungulates exhibited varying responses to the unfamiliar artificial structure: wild reindeer began to cross the railway in the first year after its construction, while roe deer and red deer did so within one year, and elk took six years to adapt. The natural movement routes of wild ungulates were reestablished four to five years after the railway was completed. The succession of vegetation in the altered forest landscapes along the railway enhanced the forage base for roe deer, red deer, and elk, as abundant grass and shrub cover emerged, leading to the development of new alternative habitats in the previously disturbed areas. Therefore, the Berkakit-Tommot-Nizhny Bestyakh railway, at its current level of operational intensity, does not pose a significant threat to the movement paths of wild ungulates.

Аргунов, А. В.
Воздействие железной дороги на перемещение диких копытных в Центральной Якутии / А. В. Аргунов ; Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. - 2024.- N 4, Т. 29. - C. 641-650. - DOI: 10.31242/2618-9712-2024-29-4-641-650
DOI: 10.31242/2618-9712-2024-29-4-641-650

2.

Количество страниц: 8 с.

Изложены данные по распространению сибирской косули в Якутии в прошлом и в настоящее время. Рассматривается динамика ареала вида в голоцене. Анализируются пути формирования нового ареала косули в этом регионе в 20 в. Обсуждаются структура ареала вида в разных эколого-географических районах Якутии. Отмечены случаи появления косули в субарктической зоне.

Аргунов, А. В. Формирование ареала и современное распространение сибирской косули (Capreolus pygargus, Cervidae) в Якутии / А. В. Аргунов // Зоологический журнал. – 2013. – Т. 92, N 3. – С. 346-352
DOI: 10.7868/S0044513412120045

3.

Количество страниц: 8 с.

На основе данных 22 857 карточек зимнего маршрутного учета (ЗМУ) и лицензионной добыче диких копытных за 2011–2014 гг. проанализированы численность и использование ресурсов эксплуатируемых популяций копытных животных в Якутии. Показана их динамика численности в пространственно-временном аспекте за 50-летний пери- од. Обсуждаются вопросы погрешностей методов учетов диких животных, которые ведут к искажению их численности. В настоящее время численность у большинства диких копытных после их спада в 1990-х гг. стабилизируется, отмечается положительная тенденция к росту их популяций. В период 2010–2016 гг. поголовье кабарги увеличилось с 8,9 тыс. до 44 тыс. особей, сибирской косули – с 9,8 до 28,8 тыс., лесного дикого северного оленя сократилось до 63,5 тыс., благородного оленя увеличилось с 7,2 до 13,0 тыс., лося – с 60,0 до 83,0 тыс., снежного барана до 60 тыс. особей. Лицензионная добыча копытных в регионе минимальна и не превышает допустимые нормы их отстрела, наблюдается недоиспользование выделенных на отстрел лимитов. Однако при кажущемся рациональном использовании ресурсов некоторых видов копытных в отчетных документах на самом деле животные в большом количестве добываются без лицензий. К таким видам относятся косуля сибирская и лось, ареал которых затрагивает наиболее обжитые участки региона, и, напротив, ресурсы обитающих в труднодоступных районах видов, таких как кабарга, благородный олень, лесной дикий северный олень и снежный баран, испытывают небольшое охотничье влияние.

Аргунов, А. В. Динамика численности и использование ресурсов диких копытных в таежной части Якутии / А. В. Аргунов, В. В. Степанова, И. М. Охлопков // Аграрный вестник Урала. – 2017, N 7 (161). – С. 4-11.

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье представлены результаты исследований этологических процессов при функциональных и морфологических изменениях в организме диких копытных в криогенных условиях Севера, проявляющихся в литофагиальном пристрастии. Выявлены отличительные черты в литофагиальной этологии лося в Южной Якутии. Регистрация литофагии лосей посредством фотоловушек проведена на природном солонце "Сордонноох" в Южной Якутии. Солонец морфо- логически относится к солонцам смешанного типа (лугово-степные), которые формируются на 1-й и 2-й надпойменной террасах. В общей сложности проведено 94 фотоловушко-суток. За этот период зарегистрировано 374 одиночных и групповых посещения солонца. Зафиксировано пребывание на солонце 471 лося, включая повторные заходы одних и тех же индивидов. При идентификации особей по половозрастному признаку выявлено всего 28 индивидов: 14 самцов и 14 самок. Максимальное количество солонцевавших одновременно лосей достигало пяти. Продолжительность литофагии лосей в среднем составила 12,0 ± 1,1 мин. Активное посещение солонца животными зарегистрировано в самое темное время суток: с 24 ч до 4 ч, а наименьшее количество посещений приходится на дневное время: с 8 ч до 20 ч. Посещаемость солонца выше в июне.

Солонцевание лося (Alces alces L., 1758, Cervidae, Artiodactyla) в Южной Якутии / В. В. Степанова, Д. И. Тирский, А. В. Аргунов, И. М. Охлопков // Аграрный вестник Урала. – 2018, N 7 (174). – С. 52-57.

5.

Количество страниц: 8 с.

Аргунов, А. В. Динамика численности и использование ресурсов дикого северного оленя в Якутии / А. В. Аргунов // Современные проблемы науки и образования : журнал. - 2017, N 3. - С. 152-159.

6.

Количество страниц: 6 с.

Степанова, В. В. Пространственно-временная динамика ареалов благородного оленя (Cervus elaphus, Cervidae) и сибирской косули (Capreolus pygargus, Cervidae) в Якутии / В. В. Степанова, А. В. Аргунов // Экология. - 2016. - N 1. - С. 50-55. - DOI: 10.7868/S0367059715060189.
DOI: 10.7868/S0367059715060189

7.

Количество страниц: 7 с.

Аргунов, А. В. Маркировочная деятельность лося (Alces alces) в Центральной Якутии / А. В. Аргунов // Зоологический журнал. – 2021. – Т. 100, N 2. – С. 220-226. – DOI: 10.31857/S0044513421020161.�
DOI: 10.31857/S0044513421020161

8.

Количество страниц: 6 с.

Аргунов, А. В. Зимнее питание сибирской косули (Capreolus pygargus Pall., 1771) в Центральной Якутии / А. В. Аргунов, В. В. Степанова // Вестник КрасГАУ. – 2015, N 4 (103). – С. 138-143.