Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 57
2.
Автор:
Садовникова Зоя Степановна

Издательство: СГУ изд-вота

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 24 с.

В книгу вошла авторская программа "Усуйаан" народного мастера по национальному шитью. Автор в течение нескольких лет успешно работает по возрождению и восстановлению эвенской национальной одежды, способов обработки шкурок. Свой богатый опыт она передает подрастающему поколению - будущему эвенского народа
3.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1999

Количество страниц: 80 с.

Иллюстрированное учебно-методическое пособие адресовано широкому кругу специалистов, учителям якутского языка, национальной культуры, изобразительного искусства, руководителям внешкольной работы "Уһуйаан", мастерам прикладного искусства и всем тем, кто интересуется художественным наследием якутского народа
4.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1979

Количество страниц: 116 с.

В книге исследуется один из самобытных видов народного декоративно-прикладного искусства Якутии - художественная резьба по мамонтовой кости, рассматриваются время зарождения и истоки этого искусства, прослеживаются сложный путь его развития, эволюция его стилей, взаимосвязь с другими видами якутского народного искусства
6.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1972

Количество страниц: 150 с.

Из всего разнообразия якутской народной резьбы по дереву в данной работе рассматривается художественно выполненная утварь и детские игрушки. В работе использованы коллекции этнографических музеев Якутска и Ленинграда, архивные источники, обширные полевые сведения, собранные автором во время экспедиционных поездок по Центральной Якутии. На основе этих материалов прослеживается развитие якутской резьбы по дереву, намечаются пути использования лучших ее традиций в современном советском искусстве
8.

Издательство: Художник РСФСР

Год выпуска: 1981

Количество страниц: 185 с.

Настоящий альбом представляет коллекцию произведений чукотского и эскимосского искусства 1930-1970-х годов Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Ядро ее составляют материалы, собранные на Чукотке в 1930-е годы. В коллекции музея широко отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, работы вышивальщиц, рисунки мастеров-косторезов
9.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Чорон, выдолбленный из дерева березы, с резным орнаментом. Форма чорона - кубок на одной ноге. Украшен богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Для придания цвета пропитан отваром коры лиственницы и обмазан растопленным коровьим нутряным жиром. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
10.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.