Музыковедческая терминология как зеркало поисков национальной самобытности академического музыкального искусства Республики Саха (Якутия) = Musicological terminology as a reflection of the search of national identity in the academic musical art of the Republic of Sakha (Yakutia)
Обложка

Музыковедческая терминология как зеркало поисков национальной самобытности академического музыкального искусства Республики Саха (Якутия) = Musicological terminology as a reflection of the search of national identity in the academic musical art of the Republic of Sakha (Yakutia)

Статья в журнале

Русский

781(571.56)

10.48201/9785854012843_205

академическая музыка; якутская музыка; музыкальные термины; тойук; дэгэрэн; олонхо; Кирилл Герасимов; Владимир Ксенофонтов; academic music; Sakha music; musical terms; toyuk; degeren; olonkho; Kirill Gerasimov; Vladimir Ksenofontov

Термины, понятия и категории в музыковедении = Terms, concepts and categories in musicology: IV Международный конгресс Общества теории музыки, Казань, 2-5 октября 2019 года. материалы конгресса. – 2021

Определение уникального облика якутской профессиональной музыки, начиная с первых этапов её формирования (1940-е годы), было связано с поисками национальной самобытности в образах, сюжетах, языковых средствах музыкальных произведений. Основой современной академической музыки Якутии, наряду с профессиональным музыкальным искусством, стали имеющие многовековую историю музыкально-фольклорные традиции саха. Желание воплотить в академической музыке традиционную для культуры саха образность, сформированную в эпических сказаниях олонхо, празднике летнего солнцестояния Ысыах, шаманских ритуалах, календарных обрядах, вызвало необходимость введения в музыкальный словарь академического искусства ряда музыкальных терминов, адекватно передающих этнокультурную реальность. Названия фольклорных жанров тойук (обрядовая песня-импровизация в торжественно-гимническом стиле), дэгэрэн (подвижная, размеренная песня-танец), олонхо(эпическое сказание) стали фигурировать не только в качестве названий музыкальныхпроизведений, но и как названия жанров, определяя образно-тематический строй и особенности композиции. Таковы произведения В. Ксенофонтова, переосмысливающегожанр концерта в традициях гимнических импровизаций саха: Тойук "Заря взошла" для скрипки и симфонического оркестра (1987), Концерт-тойук для арфы и симфонического оркестра (1989), Концерт-тойук "Матушка-Вилюй" для меццо-сопрано и женского хора (1991). К. Герасимов в произведении "Тойук" и "Дэгэрэн" для скрипки и симфонического оркестра (1993) создаёт новый тип национальной двухчастной циклической формы (с контрастом частей медленно–быстро), весьма удачно применяя музыкально-стилевые и драматургические приёмы народных жанров в академическом произведении. Для воплощения эпических образов В. Зырянов создаёт музыкально-театральный жанр музыкальное олонхо ("Туйаарыма Куо", "Кун Эрили"), П. Иванова пишет балет-олонхо "Нижний мир" (2006).

Добжанская, О. Э. Музыковедческая терминология как зеркало поисков национальной самобытности академического музыкального искусства Республики Саха (Якутия) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки, Казань, 2-5 октября 2019 года : материалы конгресса / Министерство культуры Российской Федерации, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова [и др.] ; редакционная коллегия: Гирфанова М. Е. [и др.]. - Казань : Казанская государственная консерватория, 2021. - С. 205-212.
DOI: 10.48201/9785854012843_205

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно