Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 148
1.

Источник: Аргуновские чтения - 2023 : материалы IX Международной конференции (workshop), посвященной обсуждению "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.)

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается музыкальная культура в области академической музыки, как традиционная ценность российской культуры и коммуникационная система, имеющая ряд характерных особенностей и черт. Культурный диалог в наши дни приобретает тенденцию "культуры отмены", потому активизация творческой деятельности, включая современные каналы коммуникации, актуализация отечественного классического репертуара становится ведущей задачей концертных организаций страны, включая Филармонию Якутии.
The article considers musical culture in the field of academic music as a traditional value of Russian culture and a communication system that has a number of characteristic features and peculiarities. Cultural dialogue today is acquiring the trend of a “cancellation culture”, therefore the activation of creative activity, including modern communication channels, the actualization of the domestic classical repertoire is becoming the leading task of the country's concert organizations, including the Philharmonic of Yakutia.

Пестрякова, Т. И. Традиционные российские ценности и музыкальная культура в области академической музыки / Т. И. Пестрякова ; Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г. М. Кривошапко // Аргуновские чтения - 2023 : материалы IX Международной конференции (workshop), посвященной обсуждению "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.). - Якутск : НБ РС (Я), 2023. - (Культура Арктики ; вып. 14). - С. 108-112.

2.

Ответственность: Ляпкина Татьяна Федоровна

Количество страниц: 5 с.

В статье анализируется творческий и эстетический опыт в деятельности культурно-досугового учреждения села Сыдыбыл Вилюйского улуса. Сегодня такой бесценный опыт может быть использован для организации деятельности мастерской по производству народных инструментов, тем самым это будет способствовать развитию и возрождению якутских национальных традиций.
The article analyzes the creative and aesthetic experience in the activities of the cultural and leisure institution of the village of Sydybyl Vilyuysky ulus. Today, such invaluable experience can be used to organize the activities of a workshop for the production of folk instruments, thereby it will contribute to the development and revival of Yakut national traditions.

Чыларова, И. П. "Мастерская по изготовлению традиционных музыкальных инструментов: вокальной опыт и возможности организации (на примере деятельности МБУ МФККИС "Үрүҥ Уолан" с. Сыдыбыл Вилюйского улуса)" / И. П. Чыларова ; научный руководитель Т. Ф. Ляпкина ; Арктический государственный институт культуры и искусства // Аргуновские чтения - 2023 : материалы IX Международной конференции (workshop), посвященной обсуждению "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.). - Якутск : НБ РС (Я), 2023. - (Культура Арктики ; вып. 14). - С. 61-65.

3.

Ответственность: Попова Галина Семеновна (Научный руководитель)

Количество страниц: 8 с.

На основе культурологического анализа разработан оригинальный проект популяризации якутской классической музыки, способный на основе универсалий коллективного бессознательного укреплять единство многообразия полиэтнического социума. Результаты исследования выражаются в массовом привлечении аудитории театров, ознакомлении иноязычных и иностранных слушателей - средствами межэтнической, международной классической музыки с национальным этнокультурным контекстом легче всего происходит культурный диалог и межкультурная коммуникация, а основным условием последнего выступает этнокультурная самоидентификация личности.
On the basis of cultural analysis developed an original project to promote the Yakut classical music, able on the basis of cultural universals to strengthen the unity of diversity a multi-ethnic society. The results of the study are expressed in attracting the mass audience to theaters, the introduction of foreign and international students - means of interethnic, international classical music with the national ethno-cultural context of the easiest happening cultural dialogue and cross-cultural communication, and the main condition is the ethnocultural identity of the personality.

Захарова, А. Н.
Проект "Календарь творчества В. В. Ксенофонтова" / А. Н. Захарова ; научный руководитель Г. С. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып. 6). - С. 868-875.

4.

Количество страниц: 8 с.

Доклад раскрывает вопросы общей характеристики фортепианного творчества якутского композитора Кирилла Афанасьевича Герасимова, который является профессиональным композитором, членом Союза композиторов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Актуальность данной темы подчеркивается недостаточным количеством музыковедческих работ. Основное внимание автор доклада акцентирует на музыкальной образности сочинений композитора в данном направлении творчества.
The report reveals issues of main characteristics of piano art of Yakut composer Kirill Afanasevich Gerasimov, who is a professional composer, the member of the Composers’ Union of the Russian Federation and Republic of Sakha (Yakutia). Relevance of the report is emphasized by insufficient number of musicological works. The author of the report focuses on musical imagery of compositions of the composer in this direction of creativity.

Давлетова, Р. Р.
Фортепианная музыка якутского композитора Кирилла Герасимова / Р. Р. Давлетова ; Якутский музыкальный колледж (училище) им. М. Н. Жиркова // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып. 6). - С. 841-848.

5.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Варган - один из ярчайших представителей реликтовых музыкальных инструментов. Который можно охарактеризовать как щипковый аэрофон. Кроме того, варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший сквозь века и практически не изменивший своего внешнего вида.
Jew`s-harp is one of the brightest representatives of relic musical instruments. Which can be described as plucked aerofon. In addition, jew`s-harp is one of the oldest musical instruments, the past through century and virtually not changed its external kind of.

Руфов, Д. Е.
Варган у тюрко-монгольских народов / Руфов Д. Е. ; научный руководитель Яковлева К. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып.6). - С. 134-138.

6.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена проведению "Жирковских чтений" - Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, которая прошла в г. Якутске 20 апреля 2021 г. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Жирковские чтения" была приурочена к Году науки и технологий в Российской Федерации.
The article is devoted to the Zhirkov Readings — a scientific conference with international participation, which was held in Yakutsk on April 20,2021. Attention is drawn to the goal and objectives of the conference and how they were implemented in the speeches of the participants. Rethinking the creative heritage of such outstanding composers from the national republics of Russia as M.N. Zhirkov (1892-1951) in the context of the processes of development of modem Russian culture is relevant in modem science. This was shown by the overview of the issues of the reports presented in the article.

Павлова-Борисова, Т. В. Итоги и перспективы проведения I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Жирковские чтения" / Павлова-Борисова Т. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 5-10.

7.

Количество страниц: 11 с.

Предложен опыт определения культурологического ракурса исследования музыкального искусства. Музыка рассматривается в контексте ее воздействия на культуру: отбор персоналий определен вкладом и влиянием их на изменение культурного поля в национальном регионе, степенью участия в трансляции культурного опыта. Ситуация в национальной культуре уникальна тем, что на глазах современников разворачивается социокультурный эксперимент по становлению синтезов классического европейского искусства с национальными музыкальными традициями народов Севера. Этот опыт ожидает рефлексии носителей культуры, в чью повседневность входят и постоянный музыкальный фон из гаджетов; театр оперы и балета, филармония, музыкальная школа. Искусствоведы и музыковеды исследуют профессиональные проблемы становления академического искусства, но не менее востребовано осмысление данного феномена эстетиками, философами и культурологами: как, в связи с этим, меняется город, республика, молодежь, культура в целом. Рассмотрены варианты анализа изменения культурной ситуации, в частности, как меняются элитарная, народная и массовая формы якутской национальной культуры. Предложен эксперимент по выделению специфики культурологического анализа, его отличия от искусствоведческого и собственно музыковедческого. Обозначены проблемы, связанные с особенностями трансляции культурного опыта на различных уровнях: локальном, региональном, национальном. Культурологический подход предполагает анализ аспектов становления художественной урбанистики, который здесь только назван. Перспективы культурологических исследований представляются в изучении проблем становления провинциального музыкального центра в рамках художественной урбанистики как актуальные музыкальные практики в культурном пространстве Якутска, регулятивные практики.
The experience of determining the culturological perspective of the study of musical art is proposed. Music is considered in the context of its impact on culture by selection of personalities is determined by their contribution and influence on changing the cultural field in the national region and degree of participation in broadcasting cultural experience. The situation in the national culture is unique in that a socio-cultural experiment is unfolding in front of contemporaries in the formation of syntheses of classical European art with the national musical traditions of the peoples of the North. This experience awaits the reflection of cultural bearers, whose everyday life includes a constant musical background from gadgets, opera and ballet theater, philharmonic society, and music school. Art critics and musicologists are exploring the professional problems of the formation of academic art, but the understanding of this phenomenon by aesthetics, philosophers and culturologists is no less in demand: how, in connection with this — the city, republic, youth, culture are changing in general. The options for analyzing changes in the cultural situation are considered how the elite, folk and mass forms of the Yakut national culture is changing. It is proposed an experiment to highlight the specifics of culturological analysis, its differences from art history and musicological it self. The problems associated with the peculiarities of the translation of cultural experience are identified at various levels — local, regional and national. The culturological approach presupposes an analysis of the aspects of the formation of artistic urbanism, which is just named here., Prospects for cultural studies are presented in the study of the problems of the formation of a provincial music center in the framework of artistic urbanism, as actual musical practices in the cultural space of Yakutsk and regulatory practices.

Никифорова, С. В.
Культурологические ракурсы музыковедческих исследований в Республике Саха (Якутия) / Никифорова С. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор,[автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 22-32.
DOI: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140

8.

Количество страниц: 8 с.

Одним из первых, кто написал о возможности создания оркестра якутских народных инструментов, был музыкальный деятель, композитор М.Н. Жирков. В данной статье на основе изучения исследовательской коллекции Марка Николаевича, представленной в музейных фондах Республики Саха (Якутия), архивных материалов, хранящихся в фондах Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) выявляется его роль в становлении якутских музыкальных инструментов, делается корректировка описаний эолофонов (ветряных инструментов), выполненных композитором.
One of the first to write about the possibility of an orchestra of Yakut folk instruments was a musical figure, composer M. N. Zhirkov. This article, based on the study of the research collection of Mark Nikolayevich, presented in the museum funds of the Republic of Sakha (Yakutia), archival materials stored in the funds of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia role), reveals his role in the formation of Yakut musical instruments, correction of descriptions of eolophones (wind instruments) performed composer.

Дьяконова, В. Е.
Роль М. Н. Жиркова в изучении якутских музыкальных инструментов / Дьяконова В. Е. ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 32-39.

9.

Количество страниц: 9 с.

В статье впервые рассмотрены жанрово-интонационные аспекты двух стилей самобытного фольклора народа саха (самоназвание якутов): уйулга ырыа — самоуглубленное пение и кутуруу — шаманское камлание. Каждый из них дифференцирован по типам интонирования, способам звукоподачи и является типичным для определенной сферы. Исследователь Э.Е. Алексеев впервые обосновал существование различных видов "сосредоточенного, самоуглубленного пения, использующие сходные структурно-интонационные приемы и нередко связанные с болезненно-мрачной сферой" [1, с. 11]. Чтобы развить важное наблюдение Э.Е. Алексеева, для обозначения третьего стиля автором строк был введен специальный якутский термин "уйулҕа ырыа" (уйулгаырыа) — связанный с определенным психологическим состоянием, полученным вследствие эмоционального самоуглубления. Этномузыкознание, связанное с интердисциплинарными исследованиями обладает большими возможностями изучения четвертого песенного стиля саха, связанное с кутуруу — шаманским камланием (ойуун кутуруута), который как считает эпосовед В. В. Илларионов, должен быть отделен от всех иных стилей. Типы интонирования стиля кутуруу выявлены на основе нотации шаманского эпического песнопения в исполнении выдающегося этнофора У.Г. Нохсорова. Нотация звукового идеала, существующего в памяти носителей традиции помогает восстановить исчезающие специфические приемы, типы интонирования. В контексте дальнейшего рассмотрения песенной системы якутского фольклора можно заключить, что обозначенные стили уйулга ырыа и кутуруу обладают самостоятельной эстетической ценностью.
For the first time, the article considers the genre and intonation aspects of two styles of the original folklore of the Sakha people (the selfname of the Yakuts): uyulga yrya — self-deepened singing and kuturuu— shamanic rituals. Each of them is differentiated according to the types of intonation, methods of sound presentation and is typical for a particular sphere. Alekseev was the first to substantiate the existence of various types of "concentrated, self-deepening singing, using similar structural and in to national techniques and often associated with a morbidly gloomy sphereһ[1, p. 11]. To develop an important observation of E.E. Alekseev, to designate the third style, the author of the lines introduced a special Yakut term "uyulgayrya" — associated with a certain psychological state obtained as a result of emotional self-deepening. Ethnomusicology associated with interdisciplinary research has great opportunities for studying the fourth song style of the Sakha, associated with kuturuu — shamanic ritual (oyuun kuturuuta), which, according to the epic scholar V.V. Illarionov, must be separated from all other styles. The types of intonation of the kuturuu style are revealed on the basis of the notation of shamanic epic chants performed by the outstanding ethnophor U.G. Nokhsorov. The notation of the sound ideal that exists in the memory of the bearers of the tradition helps to restore disappearing specific techniques, types of intonation. In the context of further consideration of the song system of Yakut folklore, it can be concluded that the indicated styles of Uyulga Yrya and Kuturuu have an independent aesthetic value.

Григорьева, В. Г.
О вокальных стилях в музыкальном фольклоре caxa— уйулга ырыа (самоуглубленное пение) и кутуруу (шаманское камлание) / Григорьева В. Г. ; МБУДО "Амгинская ДШИ им. А.А. Черемных" // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 39-47.

10.

Количество страниц: 8 с.

В данной статье рассматривается проблема изучения песенного творчества олонхосута, народного певца, организатора первого самодеятельного художественного кружка "Олонхо" Николая Ивановича Степанова-Ноорой, репертуар которого в свое время послужил основой для зарождения профессионального музыкального искусства Якутии. В работе дается также краткая характеристика творчеству и репертуару известного олонхосута. Целью нашей статьи является изучение песенного творчества олонхосута, народного певца Н. И. Степанова-Ноорой. На основании изучения песенного творчества Н. И. Степанова установлено, что из репертуара постановок кружка профессиональными композиторами были оформлены нотные записи персонажей олонхо, которые послужили материалом для изучения якутской песни. Также нами выявлено, что на песни-поэмы Н. И. Степанова были написаны либретто для одних из первых музыкальных постановок оперы и балета.
This article deals with the problem of studying the song creativity of olonkhosut, a folk singer, organizer of the first amateur artcircle "Olonkho" Nikolai Ivanovich Stepanov — Noora, whose repertoire at one time served as the basis for the emergence of professional musical art of Yakutia. The work also gives a brief description of the creativity and repertoire of the famous olonkhosut. The purpose of our article is to study the song creativity of olonkhosut, folk singer N. I. Stepanov — Noora. Based on the study of N. I.’s songwriting. It was established by Stepanov that from the repertoire of the circle’s productions, musical notes of the characters of Olonkho were designed by professional composers, which served as material for studying the Yakut song. We also revealed that the librettos for one of the first musical productions of opera and ballet were written for the songs poems of N. I. Stepanov

Степанова, О. Н.
Песенное творчество Н. И. Степанова-Ноорой в музыкальной культуре Якутии / Степанова О. Н. ; Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 48-55.