Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 1598
1.

Количество страниц: 12 с.

Актуальность исследования исходит из необходимости освещения эпической формульности в контексте когнитивной лингвистики, которая в настоящее время приобретает все большее значение. Поскольку эпическое сказительство является коммуникативным актом, то в нем обнаруживаются акты семиозиса и номинативные акты, предполагающие наличие когнитивной инфраструктуры в каждом участнике коммуникации. В этой связи особо интересным представляется описание видения эпического мира сказителем-олонхосутом, которое находит отражение в коллективных знаниях эпической аудитории. В свою очередь структура коллективных знаний выполняет функцию универсальных схем восприятия и осмысления новых знаний. Потому сказитель при каждом исполнении олонхо структурирует его так, чтобы она стала частью общего сознания. Целью настоящей статьи является выявление стркутуры концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ, репрезентированного в ранних записях якутского олонхо в диахроническом аспекте. Под термином концепт мы понимаем гештальт – оперативную единицу в мыслительных процессах, актуализируемую эпическими формулами, состоящими из ритмико-синтаксических параллелизмов. При анализе репрезентации концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ были применены методы концептуального и когнитивно-матричного анализа в рамках прототипического подхода. В результате исследования установлено, что в пределах категории исследуемого концепта обнаруживается прототип, состоящий из вербальных референтных координат. Эти координаты объективизируются ядерными лексическими единицами, содержащими концептуальную информацию и устойчивыми словосочетаниями, раскрывающими портретное описание и эмоциональное состояние богатыря олонхо. Промежуточную позицию занимают варианты концепта, репрезентированные в более поздних текстах при помощи одиночных формул, в которых наблюдается трансформация концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ посредством упрощения гештальта до отдельно взятой одной характеристики. Видимо процесс упрощения концепта был продиктован развитием эпического сказительства, когда необходимость детального описания стала необязательной ввиду развития восприятия эпической аудитории. На периферии прототипа представлены авторские вариации концепта, которые свидетельствуют о наличии в сказительстве импровизаторского аспекта, где сказитель свое "уклонение" от эпических традиций санкционирует дополнительными авторскими ремарками, призванными обозначить для эпической аудитории его отступление от общепринятых норм.

Борисов, Ю. П. Репрезентация концепта богатырь в гневе в ранних текстах олонхо: прототип и варианты / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 77-87
DOI: 10.25587/d5787-1930-5942-q

2.

Количество страниц: 10 с.

В настоящее время проведение работ по развитию, углублению и расширению специального раздела языкознания – лингвофольклористики – полезно для дальнейшего развития филологии в целом. Целесообразность же развития фольклорной лексикографии как отдельной части лингвофольклористики у специалистов не вызывает сомнений. В статье обобщены результаты размышлений автора об основной лексикографической проблеме в области фольклорной лексикографии – теории выделения из массива фольклорных текстов единиц лексикографического описания и дальнейшего оформления их в виде словарной вокабулы в словаре языка фольклора. Поскольку принципы и структура словаря языка фольклора в силу своеобразия устно-поэтического языка имеют принципиальные отличия от всех существующих на данный момент словарей, указанная проблема ставит перед фольклорными лексикографами множество сложных задач. С этой точки зрения основное внимание в данной работе уделено эпическим формулам и формульным конструкциям, в различных вариациях функционирующим в текстах якутского героического эпоса олонхо. Эпические формулы и формульные конструкции рассмотрены здесь в качестве единиц лексикографического описания в словаре языка олонхо. В силу взаимоорганизованности, тесной переплетённости понятия "язык олонхо" в работе затронуты также вопросы, касающиеся структурных особенностей конструкций формульного характера, фразеологизмов, а также эпических периодов. Так как словарная работа требует от фольклорных лексикографов крайне внимательного и ответственного отношения, автором была предпринята попытка разработать определённую модель, способную стать инструкцией при проведении правильного отбора единиц лексикографического описания из массива эпических текстов якутского эпоса, а также при дальнейшем их оформлении в формы словарных вокабул. Именно поэтому была проведена предварительная лексикографическая инвентаризация языка олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" К. Г. Оросина (1947). Цель инвентаризации – упорядочение фольклорного материала и создание структурной классификации единиц лексикографического описания в словаре языка олонхо. При проведении этой работы базовой основой послужила приблизительно сформулированная дефиниция номинативного обозначения представителей злых сил – богатырей абаасы в тексте вышеуказанного олонхо. Проведённый анализ выявил следующие результаты: 1) в лексикографическом срезе функциональные единицы языка олонхо, имеющие одно и то же семантическое содержание, в тексте олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" К. Оросина представлены различными единицами лексикографического описания: и формулами, и формульными конструкциями, и конструкциями формульного характера; 2) выявлена другая лексикографическая единица – неформульное номинативное обозначение абаасы; 3) материал показал наличие в тексте анализируемого олонхо формул, имеющих иные опорные слова, которые составляют ядро формульной модели; 4) в результате проведённого анализа было принято решение включить единичные выражения, не имеющие отчётливо сформированной структурной основы, в отдельную группу единиц лексикографического описания. Дальнейшие исследования связаны с более детальным рассмотрением природы возникновения, дальнейшего развития и функционирования в якутской эпической традиции конструкций формульного характера.

Роббек, Л. В. Формулы и формульные конструкции олонхо как единицы лексикографического описания / Л. В. Роббек // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 57-65
DOI: 10.25587/h0468-8768-8698-c

3.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает "эвенк, тунгус", хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Варламов, А. Н. Эпические сюжеты эвенков и хамниган: к вопросу о культурной общности / А. Н. Варламов, М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 40-49
DOI: 10.25587/i2607-6286-7959-a

4.

Количество страниц: 8 с.

Исследовано современное состояние сельской кредитной кооперации в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены пути дальнейшего развития сельских кредитных кооперативов первого и второго уровней в условиях местного самоуправления.

Винокурова, В. С. Состояние и перспективы развития сельской кредитной кооперации в условиях местного самоуправления на примере Республики Саха (Якутия) / В. С. Винокуров, И. К. Николаева // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2008. - N 10 (190). - С. 122-128.

5.

Количество страниц: 4 с.

Эффективное взаимодействие школьников с социумом способствует повышению качества, доступности, эффективности образования, обеспечивает непрерывный и инновационный характер образования в целом. Поэтому организация различных проектных работ, экскурсий, пленэров, выставок и конкурсов по договорам и различным соглашениям с организациями и учреждениями Таттинского улуса становится обязательным условием эстетического образования в школе.

Платонова, М. К. Эстетическое образование социума через реализацию концепции проекта "Рисуем все" на примере Таттинской гимназии / М. К. Платонова, Т. В. Собакина // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 30-32

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье поднимается вопрос о необходимости внедрения педагогических технологий открытого образования. Описываются основные этапы технологии тьюторского сопровождения. Анализируется опыт применения данной технологии на базе МОБУ "Якутский городской лицей". Технология применима не только в отношении одаренных детей, но и в других исключительных случаях, требующих индивидуального подхода.

Софронеева, Е. С. Тьюторское сопровождение как технология достижения высокого результата на заключительном этапе ВсОШ учащимися МОБУ "Якутский городской лицей". Опыт 2015-2019 гг. / Е. С. Софронеева // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 26-30

7.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается изучение использования рейтинговой системы оценивания как способа стимулирования образовательной деятельности учащихся. Современная система российского образования претерпевает серьёзные модификации, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы и приёмы, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.

Макаров, Н. И. Стимулирование образовательной деятельности учащихся через рейтинговую систему оценивания / Н. И. Макаров // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 23-25

8.

Количество страниц: 4 с.

Для каждого учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом. Одним из способов, способствующих пробуждению интереса учащегося к изучаемому предмету, является привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности. В данной статье представлен опыт работы учителя по формированию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся, способствующей саморазвитию личности ученика.

Тимошина, Н. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как условие саморазвития их личности / Н. В. Тимошина // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 20-22

9.

Количество страниц: 4 с.

В работе рассматривается контроль за физической подготовленностью учащихся, с акцентированием внимания на самоконтроль школьников, обучение этому на уроках физической культуры. Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при выполнении физических упражнений самого различного плана является обязательным условием повышения качества физического воспитания. Выявлено, что самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики, а в старшем возрасте - на физическое развитие.

Самоконтроль учащихся на занятиях физического воспитания в период дистанционного обучения на примере МОБУ ЯГЛ / В. В. Кислач // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 17-19

10.

Количество страниц: 8 с.

Несмотря на многочисленные исследования различных сторон социализации в рассмотренной нами литературе не ставится вопрос о размывании качественных границ понятия социализации и, соответственно, нет научного анализа этого явления. Практически нет в социологической литературе методик диагностики результатов этого процесса. Поскольку социализированность определяется не только усилиями со стороны различных агентов социализации, но и усилиями самого социального субъекта, нами выбран деятельностный подход к анализу социализации учащихся. При этом мы считаем необходимым рассматривать не любую деятельность, а ее особую форму - социальные функции учащихся. Объектом выступает социализация учащихся. Предметом является функциональное содержание и методика диагностики социализации учащихся. В каждой образовательной организации так или иначе ведется большая по объему и содержанию работа по социализации учащихся, действуют различные программы и проекты по воспитательной работе и социализации. Но педагогов Таттинской гимназии всегда интересовала возможность создания, разработки и применения на практике действенного инструментария по выявлению уровня социализации.

Технологический инструментарий по выявлению уровня социализации в Таттинской гимназии / В. Е. Богатырева, А. Г. Гуляева, Л. Ф. Саввина [и др.] // Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС : материалы научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 26 марта 2021 г. - 2021. - С. 11-17.