Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 1863
1.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 116 с.

Учитель якутского языка и литературы Г. Федотов долгое время занимается сбором устного народного творчества Момы. Сборник рассчитан для учителей якутской национальной культуры, фольклористов и интересующимся устным народным творчеством. В первой части сборника включены предисловие, предания
2.

Год выпуска: 2024

Интервью с Отличником культуры РС (Я), Членом Союза театральных деятелей РФ, музыкантом оркестра Театра танца им. С. А. Зверева-Кыыл Уола, руководителем группы "Кыл саха" А. И. Томской к предстоящему ее творческому вечеру
3.

Количество страниц: 4 с.

Истина в любом деле достигается в результате длительных и упорных дискуссий. Актуальность предлагаемой авторами темы заключается в дискуссионном ракурсе взгляда на историю этногенеза народа саха. Целью данной статьи является желание авторов внести свой вклад в понимание вопроса об участии племен хоро в формировании якутского этноса, что способствовало бы решению многих "белых пятен" в истории всего Ленского края. Скудость письменной историографической базы дает возможность осветить только некоторые аспекты из древней истории народов края.

Желобцов, Ф. Ф. Тайный предок народа саха / Ф. Ф. Желобцов, А. Т. Адамова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 4 (32). - C. 91-94. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-91-94
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-91-94

4.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена достаточно сложной и запутанной теме формирования якутского этноса. И сложность эта связана с не менее ясной до конца ролью и влиянием автохтонных тунгусо-маньчжурских племён. Как известно, тунгусоязычные племена делятся на две большие группы: северную и южную. Северная группа представлена в основном тунгусами (эвенками) Якутии. К южной группе относятся тунгусоязычные племена Приамурья и острова Сахалин. Изучение истории, жизни и быта самого большого из палеоазиатских народов - тунгусов (эвенков) - поможет восстановить более полную картину истории не только Ленского края, но и всей Центральной Азии.

Винокурова, Л. С. Тунгусо-маньчжуры в истории этногенеза народа саха / Л. С. Винокурова, Ф. Ф. Желобцов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 4 (32). - C. 77-83. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-77-83
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-77-83

5.

Издательство: Издательство АН СССР

Год выпуска: 1966

Количество страниц: 796 с.

6.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1975

Количество страниц: 236 с.

В основу книги положены материалы Всесоюзной конференции «Проблемы теории фольклора», проведенной Научным советом по фольклору при Отделении литературы и языка АН СССР, Институтом мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР и Институтом грузинской литературы АН Грузинской ССР в 1972 г. в г. Тбилиси. Работа посвящена актуальным вопросам теории и история фольклора, специфике жанров, поэтике. Эти проблемы рассматриваются на материале фольклора народов СССР. Делается попытка определить некоторые перспективы развития фольклористики.
7.
Автор:
Вайнштейн Севьян Израилевич

Издательство: издательство восточной литературы

Год выпуска: 1961

Количество страниц: 232 с.

9.

Количество страниц: 12 с.

Изучение региональных традиций олонхо считается актуальным направлением в якутской фольклористике. По материалам исследований научных сотрудников ИГИПМНС СО РАН С. Д. Мухоплевой и Н. А. Дьяконовой, начиная с ХVII в., на территории Хангаласского улуса проживало около 60 олонхосутов. Это свидетельствует о том, что в Хангаласском улусе сказительское искусство было довольно распространено. Исследование сказительской традиции олонхосутов Хангаласского улуса относится к малоизученным темам якутской фольклористики. Объект исследования: сказительские традиции олонхо Хангаласского улуса. Предметом исследования являются олонхосуты Хангаласского улуса, формы исполнения олонхо, ареал бытования. Цель работы - изучение исполнительской традиции олонхо Хангаласского улуса. В статье использованы следующие методы исследования: описательный метод - для характеристики форм бытования, картографический метод с использованием географических информационных систем - для определения ареала бытования олонхо в Хангаласском улусе. В результате исследования выявили имена 78 олонхосутов из разных источников: справочника "Олонхосуты Якутии", библиографического справочника Хангаласской улусной библиотеки, сайта Олонхо, Цифрового архива Научно-исследовательского института Олонхо СВФУ и из воспоминаний местных жителей. Разделили сказительские традиции хангаласских олонхосутов на 4 локальные группы: мальжагарские олонхосуты, малтанские олонхосуты, олонхосуты округа Эркээни и олонхосуты округа Самыртай.

Илларионова, Т. В. Сказительские традиции олонхосутов Хангаласского улуса / Т. В. Илларионова, Ю. Ю. Киприянова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Качикатская средняя общеобразовательная школа им. С. П. Барашкова" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 60-71. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-60-71
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-60-71

10.

Количество страниц: 6 с.

Актуальность формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях: недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы с учетом региональных, в частности этнопедагогических условий, определили выбор темы исследования. В период любого кризиса общества наиболее уязвимым слоем населения является молодежь. Перед образованием стоит задача формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе традиционных ценностей: ценностях семьи, национальной культуры, здорового образа жизни и т. д. В данной статье рассматривается эпос как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся. При разработке подходов содержания и логики исследования опирались на труды: философов Л. В. Баевой, Д. А. Леонтьева, Н. О. Лосского и др.; социологов В. Г. Алексеева, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов Б. С. Алишева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь и др.; педагогов А. В. Кирьяковой, Д. А. Немцовой, М. А. Расуловой и др. В исследовании авторы опирались на идеи личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; теории деятельностного подхода в работах Г.С. Батищева, Э. В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; идеи и положения этнопедагогики Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, И. С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др. Разработка программы ҺПотенциал эпоса олонхо в воспитанииһ проводилась на основе работ якутских ученых Н. В. Емельянова, В. В. Илларионова, П. А. Ойунского и др. Для реализации цели исследования, структурирования содержания материала использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез, дедукция и обобщение); эмпирические (наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ полученных результатов). В статье определены теоретико-педагогические основания и разработаны рациональные педагогические пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Результативность процесса формирования ценностных ориентаций в учреждениях СПО достигается созданием программы приобщения подрастающего поколения к национальной культуре народа саха посредством эпоса олонхо. В результате реализации разработанной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании" произошли принципиальные изменения в воспитательной деятельности СПО. Результаты исследования у КГ и ЭГ на конец эксперимента: высокий уровень - 10% (10 чел.) - ЭГ 24% (24 чел.); средний уровень - КГ 69% (69 чел.) - ЭГ 70% (70 чел.); низкий уровень - КГ 21% (21) - ЭГ 6% (6 чел.). Полученные данные у КГ и ЭГ позволяют сделать вывод, что заинтересованность нравственными ценностями преобладает, чем заинтересованность материальными ценностями. Проведенное исследование подтвердило эффективность и реализуемость предложенной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании".
The choice of the research topic stems from the relevance of forming value orientations in young people in modern conditions, and the insufficient theoretical and practical development of the problem, taking into account regional, in particular ethno-pedagogical conditions. During any crisis in society, the most vulnerable segment of the population is young people. Education faces the task of forming value orientations of students based on traditional values: family values, national culture, healthy lifestyle, etc. This article examines the epic as a means of forming value orientations of students. When developing approaches to content and logic, the research relied on the works of: philosophers L. V. Baeva, D. A. Leontyev, N. O. Lossky and others; sociologists V. G. Alekseev, V. P. Tugarinov, V. A. Yadov and others; psychologists B. S. Alishev, A. G. Asmolov, B. S. Bratus and others; and teachers A. V. Kiryakova, D. A. Nemtsova, M. A. Rasulova and others. Our study is also based on humanistic ideas of personality-oriented education, developed in the research of N. A. Alekseev, E. V. Bondarevskaya, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya and others; the theory of the activity approach in the works of G. S. Batishchev, E. V. Ilyenkov, S. L. Rubinshtein, V.D. Shadrikov and others; ideas and provisions of ethnopedagogy by G. N. Volkov, N. D. Nikandrov, I. S. Portnyagin, A. D. Semenova and others. The development of the program “The potential of the Olonkho epic in education” was carried out on the basis of the works of Yakut scholars N. V. Emelyanov, V. V. Illarionov, P. A. Oyunsky and others. To realize the purpose of the research and the content of the material, the following research methods were used: general theoretical (analysis and synthesis, deduction and generalization); empirical (observation, expert survey, questionnaires, experimental work, quantitative and qualitative analysis of the results obtained). The article defines the theoretical and pedagogical foundations and develops rational pedagogical ways to ensure the formation of value orientations of students in secondary vocational education institutions (SVE). The effectiveness of the process of forming value orientations in secondary vocational education institutions is achieved by creating a program for introducing the younger generation to the national culture of the Sakha people through the Olonkho epic. As a result of the implementation of the developed program “The potential of the Olonkho epic in education”, fundamental changes occurred in the educational activities of secondary vocational education. Results of the study in the control group (CG) and the experimental group (EG) at the end of the experiment: high level in CG - 10% (10 people), EG - 24% (24 people); average level in CG - 69% (69 people), EG - 70% (70 people); low level in CG - 21% (21), EG - 6% (6 people). The data obtained from the CG and EG allow us to conclude that interest in moral values prevails over the interest in material values. The study confirmed the effectiveness and feasibility of the proposed program “The potential of the Olonkho epic in education.”

Иванова, А. В. Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо / А. В. Иванова, М. Д. Олесова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К.Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: "Педагогика. Психология. Философия" - 2023. - 4 (32). - C. 14-19. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-14-19
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-14-19