Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 1308
1.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматриваются основные особенности геополитического статуса Республики Саха (Якутия) как специфического актора геополитики через призму концепции "Леналенд". Актуальность темы заключается в росте значимости Якутии как во внутрироссийских геополитических процессах, так и в глобальных; в необходимости научного сопровождения политики региональных властей в аспекте геополитики, а также в научной неразработанности региональных геополитических характеристик республики. В ходе исследования основу методологии составили: классическая геополитическая теория, критический (внутренний) геополитический подход, органицистский подход, теория неоевразийства. Цель исследования - выявление основных геополитических характеристик Якутии для анализа её геополитического статуса, а также переосмысление понятия "Леналенд" в контексте современной российской геополитики. В ходе работы выявлено: географические особенности, влияющие на состояние республики как геополитического актора; вытекающие из данных особенностей геополитические вызовы и направления деятельности органов государственной власти. Понятие "Леналенд" переосмыслено от англо-саксонской трактовки на российскую теорию школы неоевразийства.
The article examines the key features of the geopolitical status of the Republic of Sakha (Yakutia) as a distinctive geopolitical actor through the lens of the "Lenaland" concept. The relevance of the topic lies in the growing importance of Yakutia in both intra-Russian and global geopolitical processes; the need for scholarly support of regional government policies in the context of geopolitics; and the underdevelopment of regional geopolitical characteristics of the republic in academic research. The study’s methodology is based on classical geopolitical theory, critical (internal) geopolitical approach, organicist approach, and the theory of Neo-Eurasianism. The research aims to identify Yakutia’s core geopolitical characteristics to analyze its geopolitical status and to reinterpret the concept of "Lenaland" within the framework of modern Russian geopolitics. The study reveals: geographical features influencing the republic’s role as a geopolitical actor; resulting geopolitical challenges; and strategic directions for state authorities. The concept of "Lenaland" is reinterpreted from its Anglo-Saxon classical geopolitical definition to a modern Russian geopolitical theory within the Neo-Eurasianist school.

Парфенова, О.А. Леналенд: анализ геополитического статуса Якутии в XXI веке / О. А. Парфенова, А. И. Николаев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2025. - N 3 (39). - С. 54-61. - DOI: 10.25587/2587-5612-2025-3-54-61
DOI: 10.25587/2587-5612-2025-3-54-61

2.

Количество страниц: 13 с.

В мировой и отечественной административной практике национальный район используется как одна из форм реализации государственной национальной политики по отношению к малочисленным народам. В настоящей статье авторы рассматривают основные концептуальные положения данной правовой формы, а также процесс ее становления в историческом и современном контексте. Достичь целевой установки позволяет комплексный подход. В частности, в статье широко используется системный подход для рассмотрения статуса национального района, его исторических и современных характеристик. На основе предшествующих исследований национальных районов, а также с привлечением материалов из политической жизни Республики Саха (Якутия) проведен анализ формирования статуса национального района. Предыдущий опыт продемонстрировал, что для поддержки малочисленных народов недостаточно формального декларирования новых административных единиц. Однако оно является первым шагом к общественному и социально-экономическому развитию района. В связи с этим актуальным становится поддержка государства национальных административно-территориальных образований, основная цель которых заключается в сохранении исконной культуры и традиционного образа жизни коренного населения, памятников истории и культуры народов Севера, развитии присущих региону видов хозяйственной деятельности.
In the global and local administrative practice, the national district is used as one of the forms of implementation of the state national policy in relation to ethnic minorities. In this article the authors consider the main conceptual provisions of this legal form, as well as the process of its formation in the historical and modern context. A comprehensive approach allows to achieve the goal of the article. In particular, the article makes extensive use of a systematic approach to consider the status of the national district, its historical and contemporary characteristics. Based on previous studies of national districts, as well as using materials from the political life of the Republic of Sakha (Yakutia), the analysis of the formation of the status of the national district was carried out. The previous experience has demonstrated that formal declaration of new administrative units is not enough to support ethnic minorities. However, it is the first step towards public and socio-economic development of the district. In this regard, state support for national administrative-territorial formations is vital. These formations are designed to preserve indigenous culture, the traditional way of life, and historical monuments of the northern peoples. They also promote the development of regionally specific economic activities.

Парфенова, О. А.
Национальный район арктической зоны Якутии: понятия и характеристики / О. А. Парфенова, А. П. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 164-176. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176

3.

Количество страниц: 10 с.

Специфика ситуации в Республике Саха (Якутия) порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Вопрос обсуждается в рамках культурной устойчивости развития Арктики. Рассматривается потенциал межкультурной коммуникации для повышения устойчивости в условиях изменений в Арктическом регионе. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую неформальная межкультурная коммуникация должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Тема статьи соответствует приоритетному направлению исследований этносоциального и этнокультурного развития северных (арктических) территорий, а также в области сохранения и развития арктических культур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач социально-культурного развития Республики Саха (Якутия), а именно образовательных, межэтнических, интеграционных и т. п., поскольку результатом исследования будет выявление путей и предпосылок для эффективной реализации неформальной межкультурной коммуникации, направленной на интеграцию мигрантов в общество и на углубление и расширение их межкультурного общения с коренными гражданами РС (Я).
The specifics of the situation in the Sakha Republic (Yakutia) give rise to the need to update the intercultural policy, which can serve as a response to the challenges of ethnic diversity. The issue is discussed in the framework of cultural sustainability of the Arctic development. The potential of intercultural communication for increasing sustainability in the context of changes in the Arctic region is considered. The solution to this problem will indicate the key role that informal intercultural communication should play in the context of civil society in the education and integration of citizens living in an international environment. The topic of the article corresponds to the priority area of research in the ethno-social and ethno-cultural development of the northern (Arctic) territories, as well as in the field of preservation and development of cultures of the North-East of the Russian Federation in the context of globalization processes. The implementation of the main concepts of this article is of great importance for solving various socio-cultural problems of the Republic of Sakha (Yakutia), including those related to education, interethnic relations and integration. The results of the study will help to identify ways and prerequisites for the effective use of informal intercultural communication. This kind of communication will be aimed at the integration of migrants into society, as well as promote more profound and extended intercultural interaction with the indigenous residents of the Republic of Sakha (Yakutia).

Корякина, А. А.
Неформальная межкультурная коммуникация в условиях арктического региона / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 134-143. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143

4.

Количество страниц: 12 с.

В данной статье исследованы основные направления сотрудничества России и Китайской Народной Республики в Арктическом регионе. В новых геополитических условиях, санкциях, ухудшения отношений с западными странами, Россия переориентировала внешнюю политику со странами Азии и Глобального Юга. Для поддержания стабильности и развития экономики необходимо решить внутренние задачи развития регионов. Наиболее важными с точки зрения социально-экономических и геополитических факторов являются такие макросубъекты, как Дальний Восток и Арктика. Были созданы отдельные институты управления - Министерство Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Принимаются нормативно-правовые акты, касающиеся развития данных регионов. Реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, в которые вкладывают средства зарубежные инвесторы, в том числе китайские. В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику в арктическом регионе. Растет заинтересованность в освоении Северного морского пути и Северо-Западного пути. Китай является с 2013 г. страной-наблюдателем в Арктическом совете, у него есть свои интересы в правовом определении морских вод Арктики. Наращивается научное взаимодействие с арктическими странами в области изучения изменения климата и наблюдения за северным сиянием. В последние годы Россия и Китай усиливают межгосударственное взаимодействие в различных сферах. Наиболее результативным направлением на сегодня выглядит взаимодействие в энергетической сфере, например, проект ЯМАЛ СПГ. Перспективными выглядят направления в вопросе строительства атомных ледоколов и совместном развитии Северного морского пути. Также ожидается вклад Китая в инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, среди которых стоит выделить территории опережающего развития. Для Республики Саха (Якутия) наиболее важным является строительство Ленского моста, который должен соединить транспортные пути на Дальнем Востоке, Восточной Азии и в Арктике.
This article examines the main areas of cooperation between Russia and the People’s Republic of China in the Arctic region. In the new geopolitical conditions, sanctions, deterioration of relations with Western countries, Russia has reoriented its foreign policy with the countries of Asia and the Global South. To maintain stability and develop the economy, it is necessary to solve internal problems of regional development. The most important from the point of view of socio-economic and geopolitical factors are such macro-entities as the Far East and the Arctic. Separate management institutions have been established - the Ministry for the Far East and the Arctic, the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic. Regulatory and legal acts concerning the development of these regions are being adopted. The largest investment projects are being implemented, in which foreign investors, including Chinese ones, invest. In recent years, China has been pursuing an active foreign policy in the Arctic region. There is a growing interest in the development of the Northern Sea Route and the Northwest Route. As an observer country in the Arctic Council since 2013, China has its own interests in the legal definition of Arctic sea waters. Scientific cooperation with Arctic countries in the field of climate change and northern lights observation is increasing. In recent years, Russia and China have been strengthening interstate cooperation in various areas. The most effective area today seems to be cooperation in the energy sector, forexample, the YAMAL LNG project. The areas of construction of nuclear icebreakers and joint development of the Northern Sea Route seem promising. China is also expected to contribute to the development of investment projects in the Far East, among which it is worth highlighting the territories of advanced development. For the Republic of Sakha (Yakutia), the most important project is the construction of the Lena Bridge, which should connect transport routes in the Far East, East Asia and the Arctic.

Григорьев, Н. А.
Российско-китайское сотрудничество в Арктике / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 110-121. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121

6.

Количество страниц: 15 с.

В данной статье исследуется политика развития Российской Арктики в форме становления институтов управления. В рамках федеративного устройства нашей страны актуализируется реализация региональной политики местных территорий. В 2000-е гг. актуализировался адресный, компенсаторский подход, где выделяются наиболее перспективные макро субъекты. Особенно обозначены Дальний Восток и Арктический регион по причине совокупности социально-экономических факторов, природно-климатических условий, транспортной инфраструктуры, геополитического положения. В области нормативно-правовой сферы были приняты стратегии, концепции, постановления развития Арктического региона. Наблюдается оформление институционального управления в виде создания отдельных органов власти. До середины2000-х гг. функции по развитию Арктики дублировались в различных федеральных ведомствах. В 2014 г. создается отдельная Государственная комиссия по развитию Арктики. В 2019 г. к ранее функционировавшему Министерству по развитию Дальнего Востока Российской Федерации добавляются задачи развития Арктики. Также функционирует отдельная государственная Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики, отвечающая за инвестиционный потенциал. Эффективность арктической политики зависит также от четкого определения и разделения функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти, что положительно влияет на общее экономическое развитие страны и федеративных отношений
This article examines the development policy of the Russian Arctic in theform of the formation of governance institutions. Within the framework of the federal structure of our country, the implementation of regional policy of local territories is being updated. In the 2000s, the targeted, compensatory approach was updated,where the most promising macro-subjects are identified. The Far East and the Arctic region are especially noted due to the combination of socio-economic factors,natural and climatic conditions, transport infrastructure, and geopolitical position.In the field of regulatory and legal sphere, strategies, concepts, and regulations for the development of the Arctic region were adopted. The formation of institutional management in the form of the creation of separate authorities is observed. Until themid-2000s, the functions of developing the Arctic were duplicated in various federal departments. In 2014, a separate State Commission for the Development of the Arctic was created. In 2019, the previously functioning Ministry for the Development of the Russian Far East was supplemented with the tasks of developing the Arctic.There is also a separate state Corporation for the Development of the Far East and Arctic, responsible for investment potential. The effectiveness of Arctic policy also depends on a clear definition and division of functions and powers between federal and regional authorities. Regional policy is an integrating factor in the interaction of the two levels of government, which has a positive effect on the overall economic development of the country and federal relations

Григорьев, Н. А.
Развитие институционального управления Арктическим регионом России / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 3 (37). - С. 108-122. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122

7.

Ответственность: Окорокова Матрена Павловна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается вопрос о политической социализации молодежи и подрастающего поколения по средствам реализации их инициатив в профилированных общественных организациях, а также анализируется влияние детских и молодежных организаций на развитие политической системы российского общества. Описываются модели, пути, механизмы и тенденции данного влияния.
The article deals with the issue of the political socialization of youth and the younger generation through the implementation of their initiatives in profiled public organizations, and also analyzes the influence of children’s and youth organizations on the development of the political system of Russian society. Models, ways, mechanisms and tendencies of this influence are described.

Иванов, А. Г.
Роль и место детских и молодежных организаций в развитии политической системы современного российского общества / А. Г. Иванов ; научный руководитель М. П. Окорокова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 60-64.

8.

Ответственность: Атласова Саргылана Серафимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается практика ограничительных административных мер в ходе ведения войн на примере Соединенных Штатов Америки начиная со времен приобретения независимости и до начала XX века. Цель автора — передать значение ограничения некоторых гражданских свобод для сопровождения военных действий и обеспечения информационной безопасности.
The article considers a practice of restrictive administrative measures during the conduct of wars on the example of United States since the time of independence and to the early XX century. The purpose of the paper is to convey the meaning of the restrictions of certain civil liberties to accompany military operations and ensure security.

Ершова, К. Е.
Об административных мерах США в ходе разных войн / К. Е. Ершова ; научный руководитель С. С. Атласова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13).

9.

Издательство: НБ РС(Я)

Год выпуска: 2025

Фильм передает стремление и состояние поколения, строившего Якутию в эпоху индустриализации. Биография выдающегося человека, советского партийного руководителя раскрывается коллегами, родственниками, современниками, представителями действующей власти. Фильм ориентирован на широкую аудиторию, адресован молодому поколению. Фильм создан при поддержке Министерства культуры и духовного развития РС (Я) и Национальной библиотеки РС (Я)
10.

Год выпуска: 2019

На средства в размере 4,795 млн рублей из бюджета Якутии планируется организовать рекламно-информационный тур для 16 журналистов и блогеров из Кореи и Германии с посещением культурных и туристических мероприятий в Якутске