Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 739
1.

Количество страниц: 13 с.

В мировой и отечественной административной практике национальный район используется как одна из форм реализации государственной национальной политики по отношению к малочисленным народам. В настоящей статье авторы рассматривают основные концептуальные положения данной правовой формы, а также процесс ее становления в историческом и современном контексте. Достичь целевой установки позволяет комплексный подход. В частности, в статье широко используется системный подход для рассмотрения статуса национального района, его исторических и современных характеристик. На основе предшествующих исследований национальных районов, а также с привлечением материалов из политической жизни Республики Саха (Якутия) проведен анализ формирования статуса национального района. Предыдущий опыт продемонстрировал, что для поддержки малочисленных народов недостаточно формального декларирования новых административных единиц. Однако оно является первым шагом к общественному и социально-экономическому развитию района. В связи с этим актуальным становится поддержка государства национальных административно-территориальных образований, основная цель которых заключается в сохранении исконной культуры и традиционного образа жизни коренного населения, памятников истории и культуры народов Севера, развитии присущих региону видов хозяйственной деятельности.
In the global and local administrative practice, the national district is used as one of the forms of implementation of the state national policy in relation to ethnic minorities. In this article the authors consider the main conceptual provisions of this legal form, as well as the process of its formation in the historical and modern context. A comprehensive approach allows to achieve the goal of the article. In particular, the article makes extensive use of a systematic approach to consider the status of the national district, its historical and contemporary characteristics. Based on previous studies of national districts, as well as using materials from the political life of the Republic of Sakha (Yakutia), the analysis of the formation of the status of the national district was carried out. The previous experience has demonstrated that formal declaration of new administrative units is not enough to support ethnic minorities. However, it is the first step towards public and socio-economic development of the district. In this regard, state support for national administrative-territorial formations is vital. These formations are designed to preserve indigenous culture, the traditional way of life, and historical monuments of the northern peoples. They also promote the development of regionally specific economic activities.

Парфенова, О. А.
Национальный район арктической зоны Якутии: понятия и характеристики / О. А. Парфенова, А. П. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 164-176. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176

2.

Количество страниц: 10 с.

Специфика ситуации в Республике Саха (Якутия) порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Вопрос обсуждается в рамках культурной устойчивости развития Арктики. Рассматривается потенциал межкультурной коммуникации для повышения устойчивости в условиях изменений в Арктическом регионе. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую неформальная межкультурная коммуникация должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Тема статьи соответствует приоритетному направлению исследований этносоциального и этнокультурного развития северных (арктических) территорий, а также в области сохранения и развития арктических культур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач социально-культурного развития Республики Саха (Якутия), а именно образовательных, межэтнических, интеграционных и т. п., поскольку результатом исследования будет выявление путей и предпосылок для эффективной реализации неформальной межкультурной коммуникации, направленной на интеграцию мигрантов в общество и на углубление и расширение их межкультурного общения с коренными гражданами РС (Я).
The specifics of the situation in the Sakha Republic (Yakutia) give rise to the need to update the intercultural policy, which can serve as a response to the challenges of ethnic diversity. The issue is discussed in the framework of cultural sustainability of the Arctic development. The potential of intercultural communication for increasing sustainability in the context of changes in the Arctic region is considered. The solution to this problem will indicate the key role that informal intercultural communication should play in the context of civil society in the education and integration of citizens living in an international environment. The topic of the article corresponds to the priority area of research in the ethno-social and ethno-cultural development of the northern (Arctic) territories, as well as in the field of preservation and development of cultures of the North-East of the Russian Federation in the context of globalization processes. The implementation of the main concepts of this article is of great importance for solving various socio-cultural problems of the Republic of Sakha (Yakutia), including those related to education, interethnic relations and integration. The results of the study will help to identify ways and prerequisites for the effective use of informal intercultural communication. This kind of communication will be aimed at the integration of migrants into society, as well as promote more profound and extended intercultural interaction with the indigenous residents of the Republic of Sakha (Yakutia).

Корякина, А. А.
Неформальная межкультурная коммуникация в условиях арктического региона / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 134-143. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143

4.

Количество страниц: 15 с.

В данной статье исследуется политика развития Российской Арктики в форме становления институтов управления. В рамках федеративного устройства нашей страны актуализируется реализация региональной политики местных территорий. В 2000-е гг. актуализировался адресный, компенсаторский подход, где выделяются наиболее перспективные макро субъекты. Особенно обозначены Дальний Восток и Арктический регион по причине совокупности социально-экономических факторов, природно-климатических условий, транспортной инфраструктуры, геополитического положения. В области нормативно-правовой сферы были приняты стратегии, концепции, постановления развития Арктического региона. Наблюдается оформление институционального управления в виде создания отдельных органов власти. До середины2000-х гг. функции по развитию Арктики дублировались в различных федеральных ведомствах. В 2014 г. создается отдельная Государственная комиссия по развитию Арктики. В 2019 г. к ранее функционировавшему Министерству по развитию Дальнего Востока Российской Федерации добавляются задачи развития Арктики. Также функционирует отдельная государственная Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики, отвечающая за инвестиционный потенциал. Эффективность арктической политики зависит также от четкого определения и разделения функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти, что положительно влияет на общее экономическое развитие страны и федеративных отношений
This article examines the development policy of the Russian Arctic in theform of the formation of governance institutions. Within the framework of the federal structure of our country, the implementation of regional policy of local territories is being updated. In the 2000s, the targeted, compensatory approach was updated,where the most promising macro-subjects are identified. The Far East and the Arctic region are especially noted due to the combination of socio-economic factors,natural and climatic conditions, transport infrastructure, and geopolitical position.In the field of regulatory and legal sphere, strategies, concepts, and regulations for the development of the Arctic region were adopted. The formation of institutional management in the form of the creation of separate authorities is observed. Until themid-2000s, the functions of developing the Arctic were duplicated in various federal departments. In 2014, a separate State Commission for the Development of the Arctic was created. In 2019, the previously functioning Ministry for the Development of the Russian Far East was supplemented with the tasks of developing the Arctic.There is also a separate state Corporation for the Development of the Far East and Arctic, responsible for investment potential. The effectiveness of Arctic policy also depends on a clear definition and division of functions and powers between federal and regional authorities. Regional policy is an integrating factor in the interaction of the two levels of government, which has a positive effect on the overall economic development of the country and federal relations

Григорьев, Н. А.
Развитие институционального управления Арктическим регионом России / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 3 (37). - С. 108-122. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122

5.

Издательство: НБ РС(Я)

Год выпуска: 2025

Фильм передает стремление и состояние поколения, строившего Якутию в эпоху индустриализации. Биография выдающегося человека, советского партийного руководителя раскрывается коллегами, родственниками, современниками, представителями действующей власти. Фильм ориентирован на широкую аудиторию, адресован молодому поколению. Фильм создан при поддержке Министерства культуры и духовного развития РС (Я) и Национальной библиотеки РС (Я)
6.

Год выпуска: 2019

На средства в размере 4,795 млн рублей из бюджета Якутии планируется организовать рекламно-информационный тур для 16 журналистов и блогеров из Кореи и Германии с посещением культурных и туристических мероприятий в Якутске
7.

Год выпуска: 2025

На встрече руководства ГАУ РС(Я) "Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) им. И. С. Жараева" со старейшиной юкагиров Макаром Куриловым и председателем Ассоциации юкагиров Ириной Куриловой, было достигнуто соглашение о передаче личного фонда видеоматериалов Макара Семёновича на государственное хранение
8.

Год выпуска: 2025

Идея создания фонда для развития проектов коренных и малочисленных народов обсуждается в России на государственном уровне. Он может собирать средства бизнеса, который в своей деятельности использует знания и опыт таких народов, заявил программный директор Всероссийской конкурсной образовательной программы "Коренные малочисленные народы. Школа общественной дипломатии" Алексей Цыкарев на IV Всероссийском молодежном форуме-фестивале "Арктика. Лед тронулся"
9.

Год выпуска: 2025

Индекс устойчивого развития и качества жизни населенных пунктов арктических регионов одобрен как один из возможных инструментов ежегодного мониторинга социально-экономической ситуации в АЗРФ. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию принял решение одобрить разработанный Проектным офисом развития Арктики Индекс устойчивого развития и качества жизни населенных пунктов арктических регионов в качестве одного из возможных инструментов ежегодного мониторинга социально-экономической ситуации в населенных пунктах Арктической зоны. Предложения доклада легли в основу рекомендаций органам исполнительной власти
10.

Количество страниц: 6 с.

Данная статья является обзорной, в ней представлены различные точки зрения исследователей по поводу развития и существования молодежной политики в арктической территории в настоящее время. При написании данной статьи использованы такие методы, как поисковый и сравнительный методы. Сравнили положение молодежной политики в Арктике сейчас, между несколькими субъектами Арктической зоны. Исходя из проведенного нами сравнительного анализа, мы пришли к следующим выводам: молодежная политика на Арктической территории, является настолько же развитой, как и в других регионах РФ, и строится на основе Федерального закона о молодежной политике, и имеет свои региональные подзаконные акты и постановления, направленные на решение базовых проблем конкретного субъекта, связанных с региональными особенностями, также больше акцентируется на развитие и поддержку молодежных инициатив. В рамках написания статьи проведен социологический опрос в поселке, находящимся за полярным кругом, населением 500 человек, и выяснили проблемы молодежной политик в селе, это отсутствие возможности для саморазвития, и отсутствие перспективы развития поселка.
This article is an overview, it presents various points of view of researchers on the development and existence of youth policy in the Arctic territory at the present time. When writing this article, we used such methods as search and comparative methods, compared the situation of youth policy in the Arctic now, between several subjects of the Arctic zone. Based on our comparative analysis, we came to the following conclusions: youth policy in the Arctic territory is as developed as in other regions of the Russian Federation, and is based on the Federal Law on Youth Policy, and has its own regional by-laws and regulations aimed at solving the basic problems of a particular subject related to Due to regional peculiarities, there is also more emphasis on the development and support of youth initiatives. As part of writing this article, we conducted a sociological survey in a village located beyond the Arctic circle, with a population of 500 people.

Кириллина, Я. А.
Молодежная политика в Арктической зоне Российской Федерации / Я. А. Кириллина, С. К. Шишкина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 82-87. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-82-87
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-82-87