Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 65
1.

Количество страниц: 14 с.

Борисов, А. А. Современное состояние теории этногенеза саха / А. А. Борисов // Археология Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеометрология. — Новосибирск : Наука, 1999. — C. 164-176.

2.

Количество страниц: 6 с.

Бравина, Р. И. Богатство и труд в традиционной системе ценностей саха / Р. И. Бравина // Наука и образование. — 2003. — N 2 (30). — С. 66-70.

3.
Авторы:

Количество страниц: 16 с.

Мазин, А. И. К этноастрономической интерпретации числовых структур эвенкийской шаманской атрибутики / А. И. Мазин, А. В. Пеньков // Археология Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеометрология. — Новосибирск : Наука, 1999. — C. 200-214.

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье представлены результаты исследования по выявлению происходящей трансформации культуры повседневного питания сельского населения, позволяющие говорить об изменениях в культуре повседневного питания в двух условно разделенных аспектах: материальном и духовном, понимаемом как традиции, табу, пословицы и поговорки, связанные с едой или конкретными блюдами. В статье дана комплексная характеристика фактического питания и анализ общей заболеваемости взрослого населения Республики Саха (Якутия) за последние 20 лет по основным классам болезней.
The article presents the results of a study to identify the ongoing transformation of the culture of everyday food of the rural population, allowing us to talk about changes in the culture of everyday food in two conditionally separated aspects: material and spiritual, understood as traditions, taboos, proverbs and sayings related to food or specific dishes. The article presents a comprehensive description of the actual nutrition and analysis of the overall morbidity of the adult population of the Republic of Sakha (Yakutia) over the past 20 years by the main classes of diseases.

Трансформация культуры питания в сельской местности Якутии и ее влияние на медико-социальную ситуацию в регионе / Д. М. Винокурова, У. М. Лебедева, М. Н. Петрова, И. З. Борисова // Якутский медицинский журнал. — 2019. — N 4 (68). — С. 81-85. – DOI: 10.25789/YMJ.2019.68.23.
DOI: 10.25789/YMJ.2019.68.23

5.

Ответственность: Алексеев Анатолий Афанасьевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 2 с.

Архипов, А. Е. История происхождения (этногенез) северных якутов-оленеводов и особенности их культуры от XVII до нач. XX в. / А. Е. Архипов // Истоки, формирование и развитие Евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности : материалы I(XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XLV) 12-16 апреля 2005 г., Иркутск. — Иркутск: Радиан, 2005. — С. 288.

6.

Ответственность: Горохов Семен Николаевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Журавлев, В. А. Новое в приемах и методах камлания шаманов народов Севера Якутии : от классического к современным инновациям / В. А. Журавлев // Истоки, формирование и развитие Евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности : материалы I(XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XLV) 12-16 апреля 2005 г., Иркутск. — Иркутск: Радиан, 2005. — С. 313-315.

7.

Ответственность: Алексеев Анатолий Афанасьевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 2 с.

Кривошапкина, О. С. Дойка важенок в эвенской культуре / О. С. Кривошапкина // Истоки, формирование и развитие Евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности : материалы I(XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XLV) 12-16 апреля 2005 г., Иркутск. — Иркутск: Радиан, 2005. — С. 333-334.

8.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена проблеме происхождения народа саха. В статье доказывается связь предков саха с центральноазиатскими татарами, часть которых в ходе междоусобных войн XIII в. оказалась на Ангаре. Они были известны под именем усуту-мангун, или водяных татар, им принадлежала усть-талькинская археологическая культура Приангарья XII–XIV вв. Приводятся сведения из якутских легенд о прародителях, где фигурируют Эллэй из племени "татаар" и его отец Татаар-Тайма. Доказывается, что этнонимы "монгол" и "татаар" были известны предкам саха. Самоназвания якутов "саха" и "ураанхай", также имеют связь с этнонимом "цзубу" (сог-по) – обозначение татар и улухоу (урянхай) – предков татар. Центральноазиатские татары принимали активное участие в формировании кимако-кыпчакских племен. Связи с этим сравниваются версии археологов об участии кимако-кыпчакского компонента в сложении усть-талькинцев и якутской культуры.
The article discusses the origin of the Sakha people, and proves the connection between the Sakha ancestors with the Central Asian Tatars, some of which in the course of civil wars in the XIII century came to the Angara River. They were known by the name Usutu-Mangun or water Tatars, they belonged to Ust-Talkino archaeological culture of the Angara Region in the XII–XIV centuries. The information from the Yakut legends describing the forefathers features Elley from the tribe "tataar", and his father Tataar-Tyma It is proved that the ethnonyms “Mongol” and “Tataar” were known by the Sakha ancestors. The Endoethnonyms of Yakuts “Sakha” and “Uraanhay” also relate to the ethnonyms “Zubu” (sog-po), the names referred to the Tatars and Uluhou (Uriangkhai) - ancestors of the Tatars. The Central Asian Tatars took an active part in shaping the Kimak-Kipchak tribes. That is why the versions of archeologist about the participation of the Kimak-Kipchaks in formation of Ust-Talkintses and the Yakut culture are compared in the article. Thus, the beginning of the ethnogenesis of Sakha ancestors is associated with the region of Lake Baikal, where the Turkic ancestors of the Sakha contacted with the Mongol tribes.

Ушницкий, В. И. Племена Байкальского региона и проблема этногенеза саха=The tribes of Baikal region and the ethnogeny of the Sakha / В. И. Ушницкий // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 201-207.

9.

Количество страниц: 5 с.

В данной работе проведена попытка интерпретации почитания крупного рогатого скота у якутов. На основе фольклорных, этнографических и археологических материалов и их анализа произведена привязка культа быка к определенным родоплеменным объединениям, а также выявлены истоки данного культурного явления.
An attempt of interpretation of the cattle of the Yakut is accomplished in this article. The main object of the research is to define the role of ox worship in the traditional spiritual space of Yakuts. The set problem required to collect and analyze the archeological, ethnographical and folk sources. A benchmarking analysis resulted in discovery of the cradles of the most insufficiently explored phenomenon in the traditional culture of the Yakut. According to the preliminary data many Turkic tribes of Siberia have the cult of ox. As many scholars of different times have noticed a lot of similarities with the mythology of the Buryat more than once. The Cults of cattle is vastly widespread among Yakut tribes. Explorers suppose that their origin is connected with a Mongolian component in the ethnogeny. And a common reservoir, which these beliefs descended from, was situated in Eurasian steppes in the Bronze Age. In that way the Yakut cult of ox has to be recognized as the backwash of the steppe civilizations. The time of penetration of this phenomenon is a theme of another research work.

Сыроватский, В. В. Культовое почитание быка в традиционном культурном пространстве якутов=Spiritual worship of ox in the traditional cultural space of the Yakut people / В. В. Сыроватский // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 197-201.

10.

Количество страниц: 7 с.

В статье освещаются предварительные результаты комплексного исследования малоизученной группы русских старожилов, проживающих в с. Походск Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия). На основе изучения археологических, этнографических и письменных источников рассматриваются происхождение и основной вектор формирования традиционной культуры этой этнографической группы. Основной акцент был сделан на изучение систем жизнеобеспечения – жилища, одежды, питания. Анализ остатков построек, наиболее выразительных предметов из археологических раскопок, данных о местах выхода мигрантов в XVII в. позволили сделать вывод о том, что в основе традиционной культуры походчан лежат традиции разных районов современной Вологодской области. Дальнейшее развитие шло по пути сохранения традиций при неизбежном контакте с окружающими народами, которые не оказали принципиального влияния на сферы жизнеобеспечения русских. Таким образом, к началу XIX в. сложилась своеобразная культурная традиция русских старожилов низовий Колымы.
The article deals with the preliminary results of a comprehensive study of insufficiently studied group of the Russian old residents, who live in Pokhodsk village in the Nizhnekolymskiy region of the Republic of Sakha (Yakutia). The origin and the main vector of formation of the traditional culture of this ethnic group has been considered on the basis of archaeological, ethnographic and written sources. The main emphasis was placed on the study of life support systems - housing, clothing, food. Analysis of the remains of buildings and the most expressive objects from archaeological excavations, data about the native places of migrants in XVII century led to the conclusion that the pohodchan's traditional culture is based on traditions of different places of modern Vologda region. Further development followed the path of preserving the traditions and with inevitable contact with the surrounding nations that did not have a fundamental impact on the spheres of life-support of the Russian old-timers. Thus, by the beginning of XIX century, a peculiar cultural tradition of Russian old-timers in the lower reaches of the Kolyma River had been formed.

Строгова, Е. А. Происхождение и формирование культурных традиций русской старожильческой группы "походчане" в низовьях Колымы=The genesis of the cultural traditions of old-Russian group "pohodchans" in the lower reaches of the Kolyma River / Е. А. Строгова // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 191-197.