Кузьмина Айталина Ахметовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел фольклора и литературы ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: igi.ysn.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Эпос, олонхо, локальные традиции, сюжет, образ, исторические предания

ID Автора: SPIN-код: 3578-0471, РИНЦ AuthorID: 530471

Деятельность: С 2006 г. работает в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Документы 1 - 10 из 30
1.

Количество страниц: 10 с.

Традиционная семантика образа быка в якутском фольклоре, в т. ч. героическом эпосе, выражает в основном отрицательные коннотации, относящиеся к абаасы – враждебным существам для людского племени. Актуальность статьи обусловлена тем, что трансформация образа быка в якутском эпосе не становилась объектом специального изучения, и исследования в этом направлении позволяют выявить не только изменения поэтики, но и локальные особенности олонхо. Новизна исследования состоит в том, что впервые исследуются изменения традиционного образа быка в устной традиции якутов, в частности олонхо, с более широким охватом фольклорного и этнографического материала. Цель исследования – изучение трансформации образа быка в якутском героическом эпосе, в частности олонхо вилюйской эпической традиции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определение семантики традиционного образа быка в мифологических и эпических текстах, в т. ч. в авторских текстах олонхо; выявление особенностей в образе быка – сына богатыря олонхо С. Н. Каратаева "Богатырь Тонг Саар". В работе использованы методы сравнительно-сопоставительного изучения, структурно-семантического, функционального анализа. Установлено, что со временем начали появляться некоторые изменения, трансформации в образе быка, связанные с локальными особенностями, угасанием эпической традиции, сильным влиянием шаманизма, усилением импровизации у отдельных сказителей и др. Как показывает проведенное исследование, этот процесс происходил постепенно, начиная с того, что в некоторых эпических текстах бык выступает ездовым животным богатыря из племени айыы аймага, главный герой превращается в быка и, наконец, богатырь рождается в облике быка. Выявлено, что зоо/орнитоморфные богатыри из племени айыы аймага, зачатые и рожденные в необычных условиях, находятся в промежуточной прослойке образов и лишены многих привилегий, доступных главным героям; что в некоторых авторских произведениях на основе олонхо традиционная фольклорная семантика быка полностью меняется, уступая рациональному, бытовому видению мира. Перспектива данного исследования видится в дальнейшем изучении семантики других зоо/орнитоморфных персонажей олонхо с привлечением более широкого материала.

Кузьмина, А. А. Трансформация образа быка в олонхо Вилюйской эпической традиции / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 3 (27). - С. 30-39.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.31.21.003

2.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2022

Серия, номер выпуска: Электронные издания Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Количество страниц: 275 с.

В издании представлены материалы Всероссийской научной конференции с международным участием "Василий Манчаары (1805–1870): образ и концепт национального героя в истории и культуре народов Евразии", проходившей в г. Якутске 3 июня 2022 г. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также для широкого круга читателей
3.

Количество страниц: 18 с.

Кузьмина, А. А. Поэтика хронотопа пути в якутском героическом эпосе (на материале олонхо С. Н. Каратаева "Богатырь Тонг Саар") / А. А. Кузьмина // Научный диалог. – 2022, т. 11, N 1. – С. 262-278
DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-1-262-278

4.

Количество страниц: 4 с.

Кузьмина, А. А. С. С. Егоров как автор самозаписи якутского героического эпоса олонхо / А. А. Кузьмина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015, N 2 (44), ч. 2. - С. 122-125.

5.

Количество страниц: 2 с.

Кузьмина, А. А. Аксакал якутской фольклористики : (к 95-летию со дня рождения доктора филологических наук Н. В. Емельянова) / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2016, N 3 (3). - С. 91-92.

6.

Количество страниц: 12 с.

Кузьмина, А. А. Технология эдиционной текстологии олонхо / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2018, N 3 (11). - С. 109-120.
DOI: 10.25587/SVFU.2018.11.16943

7.

Количество страниц: 4 с.

Кузьмина, А. А. Слово о первом якутском докторе филологических наук по фольклористике : (к 80-летию со дня рождения В. Т. Петрова) / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2019, N 4 (16). - С. 170-172.

8.

Количество страниц: 16 с.

Кузьмина, А. А. Вопросы жанровой номинации якутского героического эпоса и авторских произведений в стиле олонхо / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2019, N 3 (15). - С. 99-113.
DOI: 10.25587/SVFU.2019.15.36603

9.

Количество страниц: 10 с.

Кузьмина, А. А. Эпистолярный диалог М. К. Азадовского и Э. К. Пекарского (1918–1928) / А. А. Кузьмина// Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 4 (20). - С. 81-89.
DOI: 10.25587/d4543-6228-9260-j

10.

Количество страниц: 8 с.

Кузьмина, А. А. Особенности олекминского олонхо и влияние на него вилюйской эпической традиции / А. А. Кузьмина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 2 (18). - С. 116-122.
DOI: 10.25587/g0898-4613-2159-r