Илларионова Туяра Васильевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: tv.illarionova@s-vfu.ru, 445325@mail.ru ; www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Фольклористика

ID Автора: SPIN-код: 9839-9404, РИНЦ AuthorID: 532409

Документы 1 - 10 из 49
1.

Количество страниц: 12 с.

References: p. 62-63 (29 titles)
Статья посвящена сюжетной структуре олонхо "Биэ уола Бэйбэлдьин Тулаайах" ("Сынкобылы Бэйбэлджин Тулаях") в исполнении сказителя Ф. С. Семенова–Кырса. Для понимания особенностей поэтики эпоса важное значение имеет рассмотрение характер-ных признаков сюжетосложения. Сюжетная структура олонхо состоит из: зачина, завязки, этапов развития, кульминации, развязки и заключения. Олонхо о богатыре Бэйбэлджин Тулаях имеет своеобразный, только ему присущий сюжет. Сюжет олонхо углубляется в представление различных миров – Верхнего, Срединного и Нижнего, каждый из которых играет значимую роль в судьбе главного героя. Эти миры не только создают богатый фон для событий, но и символизируют различные аспекты духовной и физической реальности, с которыми сталкивается герой. В сюжете подробно описываются испытания, через которые проходит главный герой. Победы над абаасы и спасения девушек айыы усиливают тему вечной борьбы добра со злом, что является основой для развития сюжета. Приобретают важность семейные и социальные связи, мотив преемственности и наследования. Открытие связей между героями в кульминации сюжета подчеркивает важность происхождения и рода как структурных элементов эпоса. Использование в сюжете мотивов сна и пророчеств служит важным инструментом для определения судьбы героя и его потомков. Это усиливает фаталистические элементы в эпосе, связывающие современные действия с историческим контекстом и будущим. Сюжет завершается повествованием о выполнении благодарственного ритуала, который подчёркивает взаимодействие человека с духовными силами природы и социальную ответственность перед ними. Жертвоприношение духам воды символизирует признательность и подкрепляет идею гармоничного сосуществования. В качестве основных методов использованы: метод сплошной выборки для сбора сюжетных мотивов; метод структурного анализ для изучения структуры сюжета.
The article is devoted to the plot structure of the olonkho “Bie uola Beibeldjin Tulaaiakh” (Orphan Beibeldjin the Mare’s Son) performed by the narrator F. S. Semyonov-Kyrsa. To understandthe peculiarities of the poetics of the epic, it is important to consider the characteristic features of plot structure. The plot structure of an olonkho consists of a beginning, a plot, stages of development, a climax, a denouement and a conclusion. Olonkhos about the bogatyr Beibeldjin Tulaaiakh have a peculiar plot, unique to them. The olonkho plot delves into the representation of different worlds: the Upper, Middle and Lower, each of which plays a significant role in the fate of the protagonist. These worlds not only provide a rich backdrop for the events, but also symbolize the different aspects of spiritual and physical reality that the hero encounters. The story details the trials that the protagonist goes through. The victories over the abaahy demons and the rescue of the Aiyy girls reinforce the theme of the eternal struggle between good and evil, which is the basis for the development of the plot. Family and social ties, the motif of succession and inheritance become important. The discovery of the links between the heroes at the climax emphasizes the importance of descent and lineage as structural elements of the epic. The use of dream and prophecy motifs in the story serves as an important tool for determining the fate of the hero and his descendants. It reinforces the fatalistic elements in the epic, linking contemporary actions to historical context and future consequences. The narrative concludes with the performance of a thanksgiving ritual that emphasizes man's interaction with the spiritual forces of nature and social responsibility to them. The sacrifice to the spirits of water symbolizes gratitude and reinforces the idea of harmonious coexistence. The main methods used were: the method of solid sampling to collect plot motifs; the method of structural analysis to study the structure of the plot.

Кононова, А. И.
Сюжетные особенности олонхо Ф. С. Семенова - Кырса "Биэ уола Бэйбэлдьин Тулаайах" ("Сын кобылы Бэйбэлджин Тулаях") / А. И. Кононова, Т. В. Илларионова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2025. - N 2 (18). - C. 53-64. - DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-53-64
DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-53-64

2.

Количество страниц: 14 с.

Илларионова, Т. В.
Сюжетно-композиционная структура олонхо Хангаласского улуса / Т. В. Илларионова, Ю. Ю. Киприянова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Качикатская средняя общеобразовательная школа им. С. П. Барашкова" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024. - N 4 (16). - С. 74-87. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-74-87
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-4-74-87

3.

Количество страниц: 8 с.

В настоящей статье впервые рассмотрен творческий путь известного народного певца С. А. Зверева-Кыыл Уола. На основе тщательного изучения его биографии и репертуара выделены три этапа творчества; отражены разностороннее дарование и творческая активность С. А. Зверева. Благодаря этим качествам он был не только известным сказителем-импровизатором, но и замечательным артистом-самородком, организатором самодеятельных коллективов и ансамблей, что отличает его от других народных певцов саха. Впервые сделан акцент на освещении многогранной деятельности С. А. Зверева, его роли в сохранении, популяризации и возрождении этнокультурного наследия якутского народа. Особо отмечается, что народный певец, с раннего детства воспитывавшийся в атмосфере фольклорной среды, унаследовал дар сказителя от своих предков. Влияние знаменитых певцов-олонхосутов родного улуса, а также вилюйской локальной традиции способствовало становлению С. А. Зверева как одного из лучших исполнителей устного народного творчества. Многогранный талант, широкие познания позволили С. А. Звереву стать организатором и популяризатором этнокультуры и фольклора народа саха.
In the present article first described the creative way of the famous folk singer S. A. Zverev-Kyyl Uola. Based on a careful study of his biography and repertoire identified three stages of creativity; reflects the diverse talent and creative activity S. A. Zverev. Because of these qualities, he was not only a famous storyteller, improviser, but also a wonderful artist-nugget, organized amateur groups and ensembles, which distinguishes his from other folk singers of Sakha. For the first time focuses on the multifaceted activities of S. A. Zverev, his role in the preservation, promotion and revival of ethno-cultural heritage of the Yakut people. It was specifically noted that folk singer since early childhood was brought up in the atmosphere of a folk environment, inherited the gift of the storyteller from their ancestors. The influence of famous singers-olonkho tellers from native ulus and also the Vilyui local traditions contributed to the formation of S. A. Zverev as one of the best performers of folklore. A multifaceted talent, wide knowledge allowed S. A. Zverev became the organizer and promoter of ethnicculture and folklore of the Sakha people.

Илларионов, В В. Народный певец С. А. Зверев: особенности творческой лаборатории / В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 1 (18). - С. 126-133.

4.

Ответственность: Илларионова Туяра Васильевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Данная статья содержит музыкальную характеристику традиции русскоустьинцев на примере песни "Бурульдинский камень", расшифровку аудиоматериала. Основой для статьи стали материалы сборника "Русские старожилы Якутии", а также исследования Богораза В. Г. Цель работы - сохранение нематериального наследия традиции Русского Устья.
This article contains a musical description of the tradition of the Russo-Ustin people on the example of the song "Buruldinsky stone", a transcript of the audio material. "Russian Old-Timers of Yakutia" collection materials became the basis for the article, as well as Bogoraz V. G.’s research. The purpose of the work is to preserve the intangible heritage of the tradition of the Russian Estuary.

Максимова, Н. А. Особенности музыкальной традиции Русского Устья на примере песни "Бурульдинский камень" / Н. А. Максимова ; научный руководитель Т. В. Илларионова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Аргуновские чтения - 2024. -Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 666-668.

5.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 200 с.

Монография посвящена изучению эпического сказительства Верхоянья и северо-восточных улусов Абыя, Момы, Оймяконья и Средней Колымы. Прослеживается история исследования северной эпической традиции, впервые начатого И. А. Худяковым, и активно продолжающегося якутскими фольклористами. Для фольклористов, культурологов, студентов, магистрантов гуманитарных факультетов и всех, кто интересуется эпическим наследием, сказительскими традициями и устным поэтическим творчеством народа саха
6.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 152 с.

В сборник вошли предания, статьи и художественные произведения о древнем городе Зашиверске, который построен в XVII веке на среднем течении реки Индигирки русскими казаками
7.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 160 с.

Монография посвящена исследованию жизни и творчеству шамана Ивана Андреевича Суздалова-Сапалай из Абыйского улуса
8.

Издательство: Издательство ЯГУ

Год выпуска: 2010

Количество страниц: 24 с.

В настоящее время все виды фольклора: музыкальный, хореографический, прикладной, устное народное творчество - профессионально изучаются молодежью в учебных заведениях. Каждое лето немало молодежи и студентов едут на фольклорную практику в различные уголки республики. Во время практики они испытывают трудности из-за нехватки специальной литературы, отсутствия опыта, умения разговаривать с людьми. Этот справочник по сбору фольклора предназначен для студентов
9.

Количество страниц: 12 с.

Изучение региональных традиций олонхо считается актуальным направлением в якутской фольклористике. По материалам исследований научных сотрудников ИГИПМНС СО РАН С. Д. Мухоплевой и Н. А. Дьяконовой, начиная с ХVII в., на территории Хангаласского улуса проживало около 60 олонхосутов. Это свидетельствует о том, что в Хангаласском улусе сказительское искусство было довольно распространено. Исследование сказительской традиции олонхосутов Хангаласского улуса относится к малоизученным темам якутской фольклористики. Объект исследования: сказительские традиции олонхо Хангаласского улуса. Предметом исследования являются олонхосуты Хангаласского улуса, формы исполнения олонхо, ареал бытования. Цель работы - изучение исполнительской традиции олонхо Хангаласского улуса. В статье использованы следующие методы исследования: описательный метод - для характеристики форм бытования, картографический метод с использованием географических информационных систем - для определения ареала бытования олонхо в Хангаласском улусе. В результате исследования выявили имена 78 олонхосутов из разных источников: справочника "Олонхосуты Якутии", библиографического справочника Хангаласской улусной библиотеки, сайта Олонхо, Цифрового архива Научно-исследовательского института Олонхо СВФУ и из воспоминаний местных жителей. Разделили сказительские традиции хангаласских олонхосутов на 4 локальные группы: мальжагарские олонхосуты, малтанские олонхосуты, олонхосуты округа Эркээни и олонхосуты округа Самыртай.

Илларионова, Т. В. Сказительские традиции олонхосутов Хангаласского улуса / Т. В. Илларионова, Ю. Ю. Киприянова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Качикатская средняя общеобразовательная школа им. С. П. Барашкова" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 60-71. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-60-71
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-60-71

10.

Издательство: издательство ЯГУ

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 32 с.

Учебное пособие включает в себя общие теоретические главы и темы рефератов по якутским загадкам. Пособие входит как одна из составляющих в курс "Якутский фольклор". Адресовано студентам ФЯФК, учителям национальной культуры и лицам, интересующимся вопросами якутского фольклора