Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 932
1.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает "эвенк, тунгус", хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Варламов, А. Н. Эпические сюжеты эвенков и хамниган: к вопросу о культурной общности / А. Н. Варламов, М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 40-49
DOI: 10.25587/i2607-6286-7959-a

4.

Количество страниц: 6 с.

Труды ранних этнографов ценны тем, что сохраняют этнографическую точность и самобытность редких источников, которые в наше время бывают утраченными навсегда или существуют в сильно трансформированном виде. В этой статье речь пойдёт о дуалистическом мышлении северных саха, у которых мифы и предания о творении мира, тотемах, героях и богах переплетались в один причудливый узел, образуя одну общую систему шаманизма, в которой этнографы обнаруживают влияния мировых религий Востока и Запада.

Васильев, В. Е. Мифы и рассказы о сотворении мира, о боге и сатане, записанные И. С. Гурвич у населения Оленёкского района в годы Великой Отечественной войны / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 233-238

5.

Количество страниц: 6 с.

В статье раскрываются проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности "Олонхо". Раскрыты теоретические основы гендерного воспитания детей дошкольного возраста, роль дидактических игр, разработан комплекс развивающих игр "Олонхо".

Кубарова, А. М. Гендерное воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности "Олонхо" / А. М. Кубарова / Гендерное воспитание детей дошкольного возраста: традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, (11-12 октября 2021 года г. Якутск). - 2021. - С. 89-93

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье описывается система работы по содержанию и методике обучения чтению чабыргах народа саха детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается место и роль малых жанров фольклора в развитии личности дошкольника. Новизна работы заключается в сочетании работы по развитию звукопроизношения с развитием координации движений и создании зрительно-наглядных и экспрессивно-эмоциональных образов по содержанию чабыргахов.

Захарова, А. Е. Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством чабыргах / А. Е. Захарова, М. И. Баишева / Гендерное воспитание детей дошкольного возраста: традиции и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, (11-12 октября 2021 года г. Якутск). - 2021. - С. 84-88

7.

Издательство: Саха республикатын суруйааччыларын союһа

Год выпуска: 1995

Количество страниц: 116 с.

Составитель книги, посредством оценок специалистов, создает образ многолико-талантливого своего отца - гордости народа Саха, народного певца-импровизатора, заслуженного деятеля искусств республики, заслуженного работника культуры РСФСР, писателя Сергея Афанасьевича Зверева - Кыыл Уола
9.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 144 с.

В сборнике представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам изучения якутского героического эпоса олонхо. В них рассматриваются теоретические и прикладные вопросы эпосоведения, требующие осмысления с позиций сегодняшнего дня
10.

Издательство: Образование

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 16 с.

Данная программа предназначена для студентов факультета народов Крайнего Севера. Предусматривает необходимый объем знаний по долганскому фольклору. Может быть использована учителями долганских школ в учебно-воспитательной работе