Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 326
1.

Количество страниц: 4 с.

Куприянова, Е. С. Петр Никифорович Дмитриев : (к 75-летию со дня рождения) / Е. С. Куприянова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2013. - N 1 (6). - С. 120-122.

2.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

3.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена изучению музыкальной культуры самодийских народов.

Dobzhanskaya, O. E. Die Geschichte der musikethnologischen Forschungen bei den samojedischen Völkern / Oksana Dobžanskaja // Finnisch-ugrische mitteilungen. - 2013, Band 37. - P. 267-273.

4.
Заглавие: Песни нганасан

Количество страниц: 20 с.

В этой статье читателю дается представление о песенном фольклоре нганасан. В статье представлены фотографии нганасанских певцов и нотные транскрипции мелодий.

Dobzhanskaya, O. E. Песни нганасан / Oksana Dobžanskaja // Études finno-ougriennes. - 2015, N. 47. - P. 1-20.

5.

Количество страниц: 6 с.

Исследование малых жанров якутского фольклора на данном этапе связано с достаточно широкой постановкой проблемы их жанровой специфики и определением в связи с этим их места в повествовательной системе фольклора. Сама постановка проблемы обусловлена традиционным противопоставлением "малых" и "больших" форм. Малые жанры, помимо автономного существования, оказываются включенными в больший по объему жанр (эпос олонхо, исторические предания, песенные жанры и др.). На примере жанра чабыргах уточняется представление о специфике малых жанров как о свернутом типе повествования. При этом делается предположение о мифологических истоках такого типа повествовательности. Рассматриваемая специфика малых жанров позволяет сформулировать основные направления их изучения. На метатекстовом уровне речь идет об особом типе построения малых жанров, обусловленных, с одной стороны, их четкой ритмико-синтаксической структурой, с другой - мифоритуальным прошлым семантического плана. В диахронической эволюции жанров определяющее значение приобретает консервация малыми жанрами наиболее архаического состояния традиции в целом. В этой связи немаловажное значение приобретает актуализация этой стороны малых жанров в ранней якутской литературе.
The study of small genres of the Yakut folklore at this stage is associated with a fairly broad formulation of the problem of genre specificity and the definition in this context, their place in the narrative system of folklore. The problem is due to the traditional opposition between "small" and "large" forms. Small genres, in addition to autonomous existence, are included in the larger genre (epos Olonkho, historical traditions, song genres, etc.). In the genre of chabygah refined understanding of the specificity of small genres as a minimized type of narrative. Thus, the assumption about the mythological origins of this type of narrative. The considered specifics of small genres allows us to formulate the main directions of their study. On metatextual level we are talking about a special type of construction of small genres, due, on the one hand, their clear rhythmical- syntactical structure, with another - last metrically semantic plan. In the diachronic evolution of genres, determining importance is the preservation of the small genres of the most archaic state of the tradition as a whole. In this context, the great importance is the actualization of this part of small genres in the early Yakut literature.

Покатилова, Н. В. Малые жанры в повествовательной системе фольклора / Н. В. Покатилова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Север // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 4 (17). - С. 116-121.

6.

Количество страниц: 3 с.

Новая для искусствоведения концепция звучащего ландшафта позволяет выявить неизученные области нематериального культурного наследия народов России. В звучащем ландшафте выделяются слои: интонационного взаимодействия с природой (воплощение в звуке голосов природы, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирования личности человека вовне (создание "антропогенного" ландшафта через лирику, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты.
The concept of Sounding Landscape is new to Art History. It allowsto identify the unexplored areas of the intangible cultural heritage of the peoples of Russia. There are layers in it: the intonation of interaction with nature (theimitations of the voices of Nature, their inclusion in ritual, song and epic intonation),the projection of human personality to the outside (creating the "anthropogenic" landscape through the lyric, epic, ritual), imitating musical instruments.

Добжанская, О. Э. Звучащие ландшафты Арктики: взаимодействие человека и природы через музыкальную интонацию / О. Э. Добжанская // Перекресток культур: межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве. Евразийский гуманитарный форум : материалы Международной научно-практической конференции, (г. Уфа, 28 мая 2016 г.) ; [редакционная коллегия: Юмагузин У. З., Зайнуллин Т. Т., Шуранов В. А. и др.]. - Уфа : Скиф, 2017. - 320 с. - С. 130-132.

7.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена изучению музыкальной культуры нганасан.

Dobzhanskaya, Oksana E.
The musical folklore of nganasans: traditions and contemporary condition / Oksana Dobzanskaya // Mikola-konferencia, 2004 / Department of Finnougristic ; edited by Beáta Wagner-Nagy. - Szeged : [Department of Finnougristic], 2004. - 137 p. - P. 9-13.

8.

Количество страниц: 8 с.

В устной традиции казахского народа, а также в степной историологии с давних времен основной категорией истории служит не историческая эпоха, а личность. Одним из таких героев является Мейрам сопы, который как родоначальник известен не только в исторической генеалогии казахов, но и некоторых других тюркоязычных народов Сибири, в том числе саха. Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что древний этап этногенеза казахов и саха имеет общую генеалогическую структуру. Из казахских генеалогических преданий мы узнаем, что Мейрам сопы является родоначальником старшей линии племен из конфедерации Аргын, входящей в свою очередь в состав Среднего жуза. Сведения о том, что Мейрам сопы присутствует в генеалогии саха, мы находим в некоторых фольклорных сборниках и исследованиях. Одна из первых исторических генеалогий народа саха была записана со слов знатока истории в 1893 г. якутом из Баягантайского улуса Пантелеймоном Егоровичем Готовцевым. Перевод на русский язык был осуществлен известным языковедом, составителем "Словаря якутского языка" Э. К. Пекарским и издан в сборнике в честь семидесятилетия Г. Н. Потанина. На основании этого следует предположить, что происхождение казахов и якутов имеет общие корни и распад единого народа произошел в эпоху Великого переселения народов.
In the oral tradition of the Kazakh people, as well as in the history of the steppe has been the main categories of history is not historical epoch but personality. One of these heroes is Meyram sopy that as the founder of well-known not only in the historical genealogy of Kazakhs, but also in some other Turkic-speaking peoples of Siberia, including the Sakha. Our analysis suggests that the ancient stage of the ethnogenesis of the Kazakhs and Sakha have a common genealogical structure. We learn from kazakh genealogical legends, that Meyram sopy is an ancestor of the senior line of tribes from the Argyn confederation which is in turn a part of the Orta (“Average”) zhuz. We find data that Meyram sopa is present at genealogy Sakha in several folklore collections and researches. One of the first historical genealogy of Sakha people was written down according to the expert on history in 1893 by Panteleymon Egorovich Gotovtsev, Yakut of the Bayagantau ulus. A translate into Russian was made by the famous linguist, the author of the dictionary of Yakut language, E. K. Pekarsky and published in the collection in honor of G. N. Potanin's seventieth anniversary. From what it is necessary to assume that the origin of Kazakhs and Yakuts has the general roots and disintegration of the uniform people happened during an era of Great resettlement of the people.

Артыкбаев, Ж. О. Казахское генеалогическое сказание о Мейрам сопы – одном из первопредков саха / Ж. О. Артыкбаев ; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 1 (18). - C. 20-27.

9.

Количество страниц: 4 с.

4 декабря 2015 г. в г. Якутске в рамках Декады Олонхо Республики Саха (Якутия) состоялся Второй республиканский научно-практический форум "Олонхо и олонхосуты: проблемы бытования и ревитализации в XXI веке". На форуме обсуждались актуальные проблемы сохранения и ревитализации эпической традиции в современных социокультурных условиях, рассматривались вопросы, касающиеся личности олонхосута, возрождения эпической среды, правового регулирования эпического наследия.

Мухоплева, С. Д. Второй Республиканский научно-практический форум "Олонхо и олонхосуты: проблемы бытования и ревитализации в ХХI веке" / С. Д. Мухоплева, Н. А. Оросина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, 1 (14). - C. 111-114.

10.

Количество страниц: 5 с.

Рассматривается весь имеющийся на сегодняшний день сказочный репертуар известной сказительницы из Верхоянского района Д.А. Томской. Статья является первым опытом обзора и исследования сказочного репертуара олонхосута. Отдельные мотивы каждой сказки классифицируются по указателю сказочных сюжетов А. Аарне-С. Томпсона и сюжетов якутских сказок Г.У. Эргиса.
This article discusses all known fairy repertoire of the famous storyteller from the Verkhoyansk district of D. A. Tomskaya. This paper is the first experience of the review and study of fairy repertoire of Olonkho teller. The individual motives of each fairy tale are classified by the sign of fairy stories by A. Aarne − S. Thompson and stories of the Yakut fairy tales by G. U. Ergis.

Павлова, Н. В. Сказочный репертуар Д. А. Томской / Н. В. Павлова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, 1 (14). - С. 106-110.