Добжанская Оксана Эдуардовна (Dobzhanskaya Oksana E.)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dobzhanskaya@list.ru ; http://agiki.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения

Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, музыкальные инструменты народов Арктики, шаманская музыка народов Сибири, традиционное и современное музыкальное творчество народов Таймыра, музыкально-эстетические проблемы в народной художественной культуре

ID Автора: SPIN-код: 1046-0714, РИНЦ AuthorID: 312599

Документы 1 - 10 из 38
1.

Количество страниц: 13 с.

Статья посвящена систематизации многочисленных звуковых орудий шаманского обряда. Рассмотрено функционирование в контексте с традиционным мировоззрением. Принципиально новым является то, что ритуальная функция инструментов рассматривается как первичная не только для функционирования инструментов, но и для формы, конструкции, особенностей изготовления.

Добжанская, О. Э. Шаманские фоноинструменты самодийских народов: типология в контексте ритуального функционирования / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Традиционная культура. - 2009, N 3 (35). - С. 92-104.

2.

Количество страниц: 12 с.

Шаманская музыка является важной частью культуры самодийских народов (ненцев, нганасан, энцев, селькупов). В последней четверти ХХ века она стала объектом этномузыковедческого изучения (И. Богданов, Т. Дорожкова, Я. Ниеми, Н. Скворцова, Ю. Шейкин). В данной статье рассматриваются предпосылки возникновения типологически общего музыкального языка шаманских обрядов самодийских народов, а также конкретизируются характерные языковые средства, очерчивающие общий узнаваемый контур музыкальной ткани обряда. Все отличительные стилевые особенности самодийской шаманской музыки (многоголосное пение респонсорного типа в сопровождении инструмента, музыкальная ритмика как отражение 8-сложной метрики ритуального текста, мелодии-"лейтмотивы" шаманских духов, композиция обряда как музыкального целого) обусловлены ее ритуальной функцией в обряде. Статья написана на основе полевых материалов автора 1980—1990-х гг. и опубликованных архивных источников.
Shaman music is the main part of musical culture of Samoyed peoples (Nganasans, Nenets, Enets, Selkups). In the lastquarter of XX century it became a subject of ethnomusicological research by I. Bogdanov, O. Dobzhanskaya, T.Dorozhkova, J. Niemi, N. Skvortsova, Ju. Shejkin. Shaman Music is conditioned by ritual functions and goals, all elements of shaman music (such as melody, rhythm,tempo, key etc.) are dependent on ritual purposes. The main features of Samoyed shaman music are the following: 1. Shaman singing is accompanied by the drum, which is the main ritual shaman’s attribute. 2. Shaman singing is a type collective responsorial singing: the solo part (performed by the shaman) alternates with the ensemble (or chorus) part, performed by the shaman’s helpers. 3. The basis of the shaman texts is 8-syllable verses. It is contrasted to 6-syllables verses, which were associated with secular genres of Samoyed music. 4. This 8-syllable pattern is materialized in the rhythm of shaman songs through certain rhythmical formulas. 5. Each shaman melody is a tune of the shaman’s helper-spirit, who has animal-like form. That is why the onomatopoeic sounds play a very important role in the musical composition of shaman rituals – the sounds of voices of a reindeer, a swan, a goose, a loom, a bear, a wolf are available to hear on recordings. 6. The musical form of shaman ritual is like a medley (or like beaded melodies of shaman’s helper-spirits). The musical form doesn’t have any fixed structure, it depends on the purpose and the plot of the ritual. Present research is based on author’s field materials of 1980-1990s and also on published and archive sources.

Добжанская, О. Э. Музыка шаманского обряда как языковая система = The music of shamanistic rite as a language system : (на примере самодийских народов) : (on the example of Samoyed languages / О. Э. Добжанская // Вопросы филологии. Урало-алтайские исследования. - 2009, 1/УА(1). - С. 31-42.

3.

Количество страниц: 10 с.

У нганасан и энцев практика круговых танцев, приуроченных к календарным праздникам (праздник Чистого Чума, праздник Большой День), сохранялась вплоть до ХХ в. Энецкие круговые танцы, к сожалению, не сохранились. Нганасанский танец бетырся исполняют на национальных фестивалях и праздниках, благодаря чему он приобретает роль знака этнокультурной идентичности народа. Уникальной чертой голосового сопровождения кругового танца является горло хрипение на вдох и выдох. Данный тип интонирования свойственен только круговым танцам и не встречается в других жанрах музыкального фольклора нганасан и энцев. Это уникальное интонационное явление в культуре самодийцев родственно палеоазиатским народам(юкагирам, чукчам) и указывает на культурную общность древних охотников на оленей Северной Евразии. Горло хрипение возникает в процессе интенсивного вдыхания и выдыхания воздуха при сжатии органов дыхания, в процессе вдоха происходит гипервентиляция легких. Такой тип дыхания вместе с размеренными однотипными движениями в медленном темпе способствует погружению танцоров в особое ритуальное состояние. Круговые танцы плясали длительно, несколько часов подряд, танцоры были одеты в ритуальную одежду с многочисленными металлическими круглыми пластинками (эту одежду нганасаны при жизни надевали только для танцев, а после смерти человека в этой одежде хоронили). Круговой— 78 —танец с горло хрипением на вдох и выдох выполнял функцию ритуального магического действия. Благодаря своей ритуальной функции данный тип интонирования закрепился в культуре данных народов и не исчез в плоть до ХХ в.

Добжанская, О. Э. Акустический код круговых танцев самодийских народов в контексте ритуалов встречи солнца / О. Э. Добжанская // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ , 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 77-86.

4.

Количество страниц: 5 с.

Изложены основные этапы изучения устного народно-песенного творчества долган, начиная с 1930-х гг. и до настоящего времени. Рассмотрены публикации фольклорных произведений в трудах этнографа А.А. Попова, поэтессы Е.Е. Аксеновой, а также музыковедческие исследования Г.Г. Алексеевой, Ю.И. Шейкина, В.С. Никифоровой, современные публикации.
The article describes the main stages of studying of the Dolgans oral folk-song creativity, starting from the 1930s and up to the present time. The author considers publications of folklore in the works by ethnographer A.A. Popov, poetess E.E. Aksenova, as well as musicological studies by G.G. Alekseeva, Yu. I. Sheikin, V.S. Nikiforova, O.E. Dobzhanskaya and modern researchers.

Добжанская, О. Э. История изучения музыкального фольклора долган / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусства" // Научный вестник Арктики. - 2021, N 10. - С. 97-102. - DOI: 10.52978/25421220_2021_10_97
DOI: 10.52978/25421220_2021_10_97

5.

Количество страниц: 6 с.

Повествовательный фольклор нганасан (исторические предания, мифологические рассказы, сказки) содержит много информации о болезнях и эпидемиях, бытовавших среди народов Таймыре в историческом прошлом. Автор анализирует традиционные представления нганасан о болезнях, которые зафиксированы в фольклорных текстах. Изучаются публикации Б.О. Долгих, А.А. Попова, Г.Н. Грачевой, привлекаются собственные материалы.
The narrative folklore of Nganasan (historical legends, mythological stories, fairy tales) contains a lot of information about diseases and epidemics that existed among the peoples of Taimyr in the historical past. The author analyzes the traditional ideas of Nganasan about diseases that were fixed in the folklore texts. The present research is based on the publications by B.O. Dolgikh, A.A. Popov, G.N. Gracheva, and author’s field materials.

Добжанская, О. Э. Сказание про оспу (болезни и эпидемии в повествовательном фольклоре нганасан) / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусства" // Научный вестник Арктики. - 2020, N 9. - С. 50-55.

6.

Количество страниц: 8 с.

Рассмотрены сюжетные, драматургические, музыкально-стилевые особенности первых национальных опер в контексте становления национального оперного театра в середине ХХ в. (на материалах Черногории и Якутии). Произведен анализ понятий "национальное" и "этническое" в музыке в дискурсе культурной идентичности.
The article considers the thematical, dramaturgical, musical and stylistic features of the first national operas in the context of the formation of the national Opera theater in the middle of the XXth century (based on the materials of Montenegro and Yakutia). The article analyzes the musical concepts of "national" and "ethnic" in the discourse of cultural identity.

Добжанская, О. Э. К проблеме формирования сюжетно-образной и музыкально-стилевой специфики национального оперного искусства (некоторые параллели академического музыкального театра Восточной Европы и Восточной Сибири) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Культура. Наука. Производство. - 2020, N 6. - С. 5-12.

7.

Количество страниц: 6 с.

Рассматривается роль якутских исследователей Андрея Александровича Попова (1902-1960), Прокопия Елисеевича Ефремова (1933-1992), Галины Григорьевны Алексеевой (1944-2007) в изучении этнографии и фольклора коренных народов Таймыра: долган, нганасан, ненцев, а также русских старожилов Таймыра (затундренских крестьян). Полевые исследования материальной и духовной культуры долган и нганасан, выполненные А.А. Поповым в 1930-е гг., выявили и зафиксировали целые пласты уникальной культуры арктических этносов, стали фундаментом для работы исследователей XX-XXI вв. Записанные им фольклорные тексты на долганском языке представляют разные жанры фольклора долган, многие из которых стали раритетами или не сохранились до наших дней. Одним из основных направлений научной деятельности П.Е. Ефремова было собирание и изучение фольклора долган, которое он производил в экспедиционных исследованиях 1960-1970-х гг. на Таймыре. Оно завершилось академическим изданием ҺФольклор долганһ в серии ҺПамятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востокаһ СО РАН. Научная работа музыковеда доктора искусствоведения Г.Г. Алексеевой по собиранию и изучению музыкального фольклора долган велась в 1980-1990-е гг. в экспедиционных исследованиях в Хатангском районе и городе Дудинка Таймырского автономного округа. Созданные исследователем научные труды имеют большую ценность.

Добжанская, О. Э. Роль якутских исследователей ХХ века в изучении фольклора и этнографии народов Таймыра / Ф. Н. Дьячковский ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2020, N 3 (32). - С. 31-36. - DOI: 10.25693/SVGV.2020.32.3.003
DOI: 10.25693/SVGV.2020.32.3.003

8.

Количество страниц: 5 с.

В статье характеризуется концепция звучащего ландшафта Арктики, которая развивается исследователями-музыковедами кафедры искусствоведения АГИКИ в рамках интердисциплинарных исследований Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики. Обсуждаются основные положения, актуальность и перспективы развития данной концепции
The paper is devoted to describing of the new concept of Arctic Sounding landscape, which is which is developed by researchers-musicologists of Arctic State Institute of Culture and Arts in the framework of interdisciplinary research of the Laboratory of integrated geocultural research of the Arctic. The article discusses the main provisions, relevance andprospects for the development of this concept

Шейкин, Ю. И. Арктика как звучащий ландшафт (этномузыковедческий подход) / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева // Вестник Арктического государственного института культуры и искусств. — 2020. — N 11 (1). — С. 140-144.

9.

Количество страниц: 7 с.

Рассматривается понятие нематериального культурного наследия применительно к культуре народов Арктики. Дается анализ основных понятий в связи с деятельностью международной организации ЮНЕСКО и соответствующих комитетов России. Предлагается сохранение уникальных явлений культуры народов Севера и Арктики путем включения их в соответствующие программы, поддержанные ЮНЕСКО.

Добжанская, О. Э. Нематериальное культурное наследие народов Севера и Арктики: проблемы изучения и сохранения / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Научный вестник Арктики. - 2016, N 6. - С. 85-91.

10.

Количество страниц: 5 с.

Образы холода в фольклоре народов Таймыра пока не становились предметом изучения. Они связаны с мировоззрением коренных народов, древней мифологией и ритуалом. Автор выявляет данные образы в мифологических, обрядовых, сказочных текстах нганасан, ненцев, долган, раскрывает связанные с этими образами мировоззренческие и морально-этические коннотации.

Добжанская, О. Э. Образы холода в устном народном творчестве народов Таймыра / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Норильский государственный индустриальный институт" // Научный вестник Арктики. - 2019, N 5. - С. 74-78.