Звучащий ландшафт Арктики = Zvuchashchii landshaft Arktiki [The sound landscape of the Arctic]
Обложка

Звучащий ландшафт Арктики = Zvuchashchii landshaft Arktiki [The sound landscape of the Arctic]

Статья в сборнике или глава книги

Русский

398.8(=1.98)

коренные малочисленные народы; звучащий ландшафт; музыкальный фольклор; интонационно-акустическая культураэтноса; indigenous peoples; ethnic groups; North; Arctic; sound landscape; musical folklore; intonation; acoustic culture

Этнографическое обозрение = Etnograficheskoe obozrenie: научный журнал. – 2016. – 4

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

Чтение документа возможно  в помещении библиотеки

Материалы по теме
Вам будет интересно