Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 101
1.

Количество страниц: 5 с.

Статья исследует шаманские традиции у лесных юкагиров, сравнивает мужские и женские шаманские практики.

Жукова, Л. Н.
Шаманские традиции лесных юкагиров в конце XIX – конце XX вв. / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Наука и техника в Якутии. - 2024. - N 2 (47). - C. 55-59. - DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-2-55-59
DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-2-55-59

2.

Количество страниц: 19 с.

В статье проводится семиотический анализ шаманских атрибутов и одежды эвенов, зафиксированных в ходе экспедиции 2024 года в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия). Основное внимание уделено детскому шаманскому комплекту (хамасак тэти куҥаҥи) и ритуальному головному убору (хамасак авун) из коллекции Березовских эвенов. Автор исследует символический язык и знаковые функции этих предметов, демонстрируя их роль как сакральных текстов культуры. Исследование выявляет, что вещный мир шаманского культа представляет собой сложную систему знаков и символов, отражающих архаичную картину мира. Особое внимание уделяется анализу терминологии, связанной с шаманскими практиками, которая аккумулирует глубинные сакральные смыслы. Символическое значение этих терминов соотносится с ключевыми концептами: "дух", "душа", "нить", "мысль", "предок", "покровитель", "тотем", "знак", "вместилище", "идол", "изображение" и др. Важным аспектом исследования является анализ материальной культуры шаманских атрибутов. Детский шаманский комплект, включающий кафтан, головной убор, бубен и колотушку, рассматривается как точная миниатюрная копия взрослого ритуального облачения. Головной убор с изображениями гагар (өкэҥэ) и антропоморфными элементами (бэйкэн) анализируется как сложный семиотический объект, воплощающий космологические представления эвенов. Особое значение в работе придается исследованию технологических особенностей изготовления шаманских атрибутов, включая использование сакральных материалов (олений волос, ровдуга) и особых техник орнаментации. Автор подчеркивает, что эти предметы выполняли различные функции: служили инструментами коммуникации с духами, воплощали модель Вселенной, выступали в качестве защитных оберегов и носителей традиционных знаний. Проведенный анализ вносит значительный вклад в изучение традиционной культуры эвенов, раскрывая глубинные пласты их мировоззрения и демонстрируя сложную систему символических кодов, заложенных в шаманских атрибутах.
The article presents a semiotic analysis of shamanic attributes and clothing of the Evens, documented during a 2024 expedition to the Srednekolymsky District of the Republic of Sakha (Yakutia). The study focuses on a children’s shamanic set (khamasak teti kungangi) and a ritual headdress (khamasak avun) from the collection of the Berezovsky Evens. The author examines the symbolic language and sign functions of these objects, demonstrating their role as sacred cultural texts. The research reveals that the material world of shamanic cults constitutes a complex system of signs and symbols reflecting an archaic worldview. Particular attention is paid to the analysis of terminology associated with shamanic practices, which accumulates profound sacred meanings. The symbolic significance of these terms correlates with key concepts: “spirit”, “soul”, “thread”, “thought”, “ancestor”, “patron”, “totem”, “sign”, “receptacle”, “idol”, “image”, and others. An important aspect of the study is the analysis of the material culture of shamanic attributes. The children’s shamanic set, comprising a caftan, headdress, drum, and beater, is examined as an exact miniature replica of adult ritual attire. The headdress adorned with loon (ökänge) images and anthropomorphic elements (beyken) is analyzed as a complex semiotic object embodying the cosmological views of the Evens. Special emphasis is placed on investigating the technological features of shamanic attribute production, including the use of sacred materials (reindeer hair, rovduga) and specialized ornamentation techniques. The author highlights that these objects served multiple functions: as tools for communication with spirits, models of the universe, protective amulets, and vessels of traditional knowledge. The conducted analysis makes a significant contribution to the study of Even traditional culture, uncovering deep layers of their worldview and demonstrating the intricate system of symbolic codes embedded in shamanic attributes.

Варавина, Г. Н. "Вещь" и "символ": атрибутика шаманского культа эвенов как сакральный текст культуры (по материалам научной экспедиции) / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Арктика. XXI век. - 2025. - N 2 (40). - С. 32-47. - DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-48-66
DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-48-66

3.

Количество страниц: 5 с.

Культ оленя имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве коренных малочисленных народов Севера. Весь вещный мир и обрядово-ритуальная символика северных народов связана с оленьей тематикой. В связи с этим в статье рассматривается культ оленя у эвенов и эвенков (тунгусов), а именно его почитание и сакрализация. Для северных народов олень являлся и является священным животным. Культ оленя является важнейшим культурным кодом у эвенов и эвенков, с помощью которого в прошлом человек устанавливал коммуникативную связь с верховными божествами и духами покровителями и осваивал особый мифологический мир.
The cult of deer is of great importance in the municipal space of the indigenous minorities of the North. The entire real world and ritual and ritual symbolism of the northern peoples is associated with deer themes. In this regard, the article considers the cult of deer among Evens and Evenks (Tungus), namely its veneration and sacralization. For the northern peoples, deer was and is a sacred animal. The cult of deer is the most important cultural code among Evens and Evenks, with the help of which in the past a person established a communicative connection with the supreme deities and spirits patrons and mastered a special mythological world.

Варавина, Г. Н.
Культ оленя в религиозном ландшафте коренных народов Севера / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 47-51.

4.

Ответственность: Назайкинский Е. В. (Научный консультант)

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 44 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения : специальность 17.00.02 - музыкальное искусство / Добжанская Оксана Эдуардовна ; научный консультант Е. В. Назайкинский ; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва : [б. и.], 2008. - 42 с.

5.

Количество страниц: 14 с.

В статье рассматривается религиозная журналистика России, её актуальное состояние. Обзор религиозных СМИ проводится, исходя из принципа конфессиональной представленности на территории России. Основное внимание уделяется православным СМИ. Делается попытка анализа положения и влияния религиозных СМИ.
The article considers religious journalism in Russia, its current state. The review of religious media is conducted based on the principle of confessional representation in the territory of Russia. The main attention is paid to the Orthodox media. An attempt is made to analyze the situation and influence of religious media.

Архипова, М. П.
Влияние религиозных СМИ в России / М. П. Архипова, В. Б. Надькин ; Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет // Аргуновские чтения -2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып. 6). - С. 520-533.

6.

Количество страниц: 8 с.

Данная статья посвящена изучению работ В. Ф. Трощанского по верованиям якутов в контексте исследования материалов Сибиряковской (якутской) экспедиции. Актуальность исследования заключается в изучении научных трудов В. Ф. Трощанского "Эволюция черной веры (шаманства) якутов" (1902), "Опыт систематической программы для изучения дохристианских верований якутов" (1897) в текстологическом аспекте и направлениях концептуальных положений относительно верования народа саха. Цель исследования - раскрыть текстологические параметры работ В. Ф. Трощанского как фундаментальных трудов по верованию якутов, где особенную значимость приобретают авторские ракурсы изучения жизни якутов. Методологической базой исследования являются теоретические направления текстологии как отрасли филологии. В работе избраны культурологический, герменевтический методы в сравнительно-типологическом анализе текстов, источников, документов. В результате исследования подчеркивается научный контекст предпринятого В. Ф. Трощанским исследования, что подчеркивается словами просветителя, одного из основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского. Фундаментальность исследованию придает изучение верования якутов в сравнительных контекстах с культурой и верованием других тюркских и монгольских народов, а также широкий контекст лексико-семантических исследований религиозной терминологии якутского языка.
This article is devoted to the study of Vasily Troshchansky's works on Sakha beliefs in the context of researching the materials of the Sibiryakov (Yakut region) expedition. The relevance of the research lies in the study of Troschansky's scholarly works "The Evolution of the Black Faith (Shamanism) of the Yakuts" (1902), "The Experience of a Systematic Programme for the Study of Pre-Christian Beliefs of the Yakuts" (1897) in the textological aspect and directions of conceptual provisions concerning the beliefs of the Sakha people. The aim of the study is to reveal the textological parameters of Troschansky's works as fundamental works on Yakut beliefs, where the author's angles of studying Yakut life acquire special signicance. The theoretical directions of textology as a branch of philology are the methodological basis of the research. The work chooses cultural, hermeneutic methods in comparative-typological analysis of texts, sources, documents. The study emphasises the scientic context of the research undertaken by Troschansky, which is underlined by the words of the enlightener, one of the founders of Yakut literature Alexei Kulakovsky. The study of Yakut beliefs in comparative contexts with the culture and beliefs of other Turkic and Mongolian peoples, as well as the broad context of lexical and semantic studies of religious terminology of the Yakut language adds to the fundamental nature of the research.

Руфова, Е. С. Текстологический аспект работ В. Ф. Трощанского по верованиям якутов в контексте исследования материалов Сибиряковской (якутской) экспедиции / Е. С. Руфова, А. А. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 2 (14). - С. 81-88. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-2-81-88
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-2-81-88

7.

Количество страниц: 9 с.

В этой статье рассматривается тенгрианство, в постсоветском пространстве получившее распространение среди тюркских и монгольских народов. На волне подъёма чувства национальной гордости и самобытности этносов тенгрианство преподносилось как древнейшее вероучение, стоявшее наравне с другими мировыми религиями. Сторонникам этого движения привлекательна идея единобожия, присущая иудаизму, христианству и исламу. Это даёт повод адептам монотеистического тенгрианства отрекаться от шаманизма и искать основы мировоззрения народа саха в теории евразийства, возникшей среди русских эмигрантов из царской России. Однако культ "золотых династий" древних степных ханств был детищем шаманизма и строился по линии почитания Земли и Горы, Солнца и Луны, Бога-царя и его Сына-кагана. Эта эволюция идей предполагает заимствование культа царей у соседних стран, а с другой стороны – развитие собственных культов. Их слияние приводило к сложению новых систем религии. Исторические и этнографические данные показывают, что в формировании культа Неба большую роль сыграли тотемные предки. Также тюркские и монгольские этимологические параллели свидетельствуют о тесной взаимосвязи основных обрядов тенгрианства с культами гор и шаманства. Эта триада "гора – тотем – шаман" приводит к мысли о том, что истоки религии Айыы следует искать в архаичных пластах верований далёких предков народа саха.
This article examines Tengrianism, which in the post-Soviet space has become widespread among the Turkic and Mongolian peoples. On the wave of the rise of a sense of national pride and ethnos identity, Tengrians were presented as the oldest dogma that stood on a par with other world religions. Supporters of this movement are attracted by the idea of monotheism, inherent in Judaism, Christianity and Islam. This gives rise to the adherents of monotheistic Tengrianism to renounce shamanism and to search for the foundations of the world outlook of the Sakha people in the theory of Eurasianism, which arose among Russian emigrants from tsarist Russia. However, the cult of the “golden dynasties” of the ancient steppe khanates was the brainchild of shamanism and was built along the line of veneration of the Earth and Mount, Sun and Moon, God-Tsar and his Son-Hagan. This evolution of ideas involves borrowing the cult of tsars from neighboring countries, and on the other hand - the development of their own cults. Their merging led to the creation of new systems of religion. Historical and ethnographic data show that in the formation of the cult of Heaven, a large role was played by totemic ancestors. Also, the Turkic and Mongolian etymological parallels indicate a close interconnection of the main Tengrian rites with the cults of mountains and shamanism. This triad “mountain - totem – shaman” leads to the idea that the origins of the religion of Aiyy to be found in the archaic layers of beliefs of the ancestors of the Sakha people.

Васильев, В. Е. Истоки тенгрианства: от культа гор до культа Неба / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 40-48.

8.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучается образные интерпретации шаманского бубна у самодийских народов (нганасан, ненцев, энцев, селькупов). Бубен рассматривается в контексте шаманского обряда, в основном как ритуальное орудие, однако с учетом звуковой функции фоноинструмента.

Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.

9.

Количество страниц: 10 с.

На широкой полосе Евразии идея сакральности богинь-матерей, порождающих всё живое на земле, была известна с эпохи палеолита и неолита. Именно с той поры берёт начало сибирское шаманство, в основе которого лежали представления о круговороте душ промысловых птиц, зверей и почитаемых людей, схожим образом хоронимых внутри сырой пещеры или в лоне дупла дерева, что отчётливо видно в медвежьем обряде, истоки которого восходят к древнейшим памятникам Евразии. До этнографического прошлого в Сибири существовал обычай сооружения саркофагов и воздушных погребений на столбах. В шаманстве фетиши, связанные с предками и тотемами, применяются до сих пор. Они в пережиточной форме встречаются в церемониях праздников и практике городских шаманов. При этом культовыми атрибутами выступают бубны и иные инструменты, восходящие к прототипам, таким, как охотничьи луки и мешки. В архаические времена они служили в качестве родовых святынь и позднее превратились в музыкальные инструменты.
On the wide band of Eurasia, the idea of sacredness of the goddess-mother generating all life on the Earth, has been known since the Paleolithic and Neolithic. Exactly since that time originates the Siberian shamanism, in which was bases on ideas about circulation of souls game birds, beasts and revered people in a similar way bury inside the wet caves or natural hollows of the tree that is clearly visible in the bear ritual, whose origins date back to the ancient monuments of Eurasia. Before the ethnographic past in Siberia was the custom of the construction of sarcophagi and burials of the air on poles. In shamanism, the fetish associated with ancestors and totems, used still. They found in a vestigial form in the ceremonies, holidays and practices of urban shamans. In this cult are the attributes of tambourines and other instruments dating back to the prototypes, such as hunting bows and bags. In archaic times, they served as ancestral shrines and later turned into musical instruments.

Васильев, В. Е. Генезис шаманских инструментов народа саха в свете образа матери-зверя у тюрков, монголов и тунгусов / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 4 (17). - С. 18-27.

10.

Количество страниц: 11 с.

В статье на основе полевых материалов автора, собранных в 1989 –2018 гг., анализируется практика шаманских традиций у нганасан. В последней четверти ХХ в. сложилась практика сценического исполнения или имитации фрагментов шаманских ритуалов. Их могли исполнять близкие или отдаленные родственники шаманов, но иногда и люди, не имеющие отношения к шаманству. Содержание песнопений – благопожелание присутствующим – оправдывало ситуацию ритуального пения на сцене. Имитационный шаманский обряд – сложное явление, соединяющее традиционные, профессиональные и инновационные нормы фольклора, и нуждающееся в дальнейшем изучении.
The author on the basis of the own field materials collected during 1989–2018analyzes the practice of modern onstage interpretations of shamanism.Unfortunately, at the end of the 20th century the authentic Nganasan shamanism disappeared. It was well studied by researchers. However, in the last quarter of the 20th century, during the life of shaman Demnime Kosterkin andhis son Dulsymyaku Kosterkin, there was a practice of scenic performanceof fragments of shamanic rituals. Stage imitations of shamanic ritual couldbe performed by close or distant relatives of shamans (for example, the folkgroup “Ngamtusuo”), but sometimes by people which hadn’t any relationsto the shamanism. At the folklore festival in Dudinka (2015, 2018), shortfragments from the shamanic rites of Nganasan were shown. They were performed by Evdokia Demnimeevna Porbina (born in 1938) – the daughter ofthe shaman Demnime. Her assistants were T.D. Turkina, S.M. Kudryakova,A.N. Chunanchar. The musicological comparison of the melodies showedthat there were authentic shamanic melodies from the repertoire DemnimeKosterkin which sounded on the scene. Shamanic songs were performed inthe style of polyphonic responsorial singing (one verse singing by a shamanalternates with the same verse in the part of assistants), that style is specific forthe shamanic rite. The chants contained good wishes to those present, which istypical for shamanic spells. Unlike meaningful shamanic chants performed bythe shaman’s daughter, the costumed image of the shaman (it was representedin the dance) had no ritual function and was only a decorative ornament of thestage composition. Imitation shamanic ritual is a complex phenomenon thatcombines traditional, professional and innovative norms of folklore, and needsto be the subject for a further study.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Имитационный шаманский обряд нганасан: к проблеме сценического воплощения ритуальной практики = Nganasans imitation shamanic ritual: to the problem of onstage interpretation of ritual practice / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Зрелищные искусства: контакты и контексты : сборник статей и эссе / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан ; ответственный редактор С. И. Рыжакова ; составление и редакция С. И. Рыжаковой и Р. Р. Султановой. - Казань : ИЯЛИ, 2020. - С. 44-53