Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел археологии и этнографии ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: valera305@mail.ru ; http://igi.ysn.ru
Ученая степень, ученое звание: канд. ист. наук
Область научных интересов: Этнография, культурология, история
ID Автора: SPIN-код: 8432-3560, РИНЦ AuthorID: 285741
Деятельность: С 1991 г. работает в Институте языка, литературы и истории СО РАН.
Количество страниц: 8 с.
- 1. Антонов Егор Петрович. Якутия: последние сражения Гражданской войны (поход генерала А. Н. Пепеляева в Якутию в 1922-1923 гг.) = Yakutia: the Last Battle of the Civil War (General A. N. Pepelyaev’s March in Yakutia in 1922‒1923)
- 2. Сулейманов Александр Альбертович. "Ресурсы холода" в системе жизнеобеспечения сельских сообществ Якутии (конец XIX - начало XXI вв.) = "Gold Resources" in the Support System of Rural Communities of Yakutia. The end of the XIXth - the Beginning of the XXIth Century
- 3. Санникова Яна Михайловна, Винокурова Светлана Иннокентьевна. Г. Г. Колесов и его рукописи об экономическом положении Колымского округа Якутии в 1920-е годы = Georgy Georgievich Kolesov and His Manuscripts on the Economic Situation in the Kolyma District of Yakutia in the 1920s
- 4. Винокурова Лилия Иннокентьевна. Повседневность сельских поселений Северной Якутии в историко-культурном пространстве второй половины XX века = Daily Life of Rural Settlements in Yakutia in the Historical and Cultural Space of the Second Half of the XXth century
- 5. Григорьев Степан Алексеевич. Экологическое движение в Якутии в конце XX века = Environmental Movement in Yakutia at the End of the XX century
- 6. Данилова Надежда Ивановна, Попова Наталья Иннокентьевна. Высокая школа любви к науке = High School of Love for Science
- 7. Васильева Надежда Матвеевна, Иванова Нина Иннокентьевна. С верою в родной язык = With Faith in Native Language
- 8. Нелунов Анатолий Гаврильевич. Создатель якутской лексикографической школы = The creator of the Yakut lexicographic school
- 9. Шарина Сардана Ивановна. Система вербализации в эвенском языке (на материале нижнеколымского говора) = The Verbalization System in the Even Language (on the material of the Nizhnekolymsky subdialee)
- 10. Ларионова Анна Семеновна. Фольклор русских старожилов Якутии в трудах О. И. Чариной = Folklore of the Russian Old-Timers of Yakutia in Olga Iosifovna Charina's Researches
- 11. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2018, №3 (24)
The article highlights the subject of kerekh sacrifices, the origins of which have deep links with the primitive cults, transformed in a form encountered in rituals of transition to another world. Their varieties still require special study within the general system of shamanism. Therefore, there are key points of contentious topics to which scientists often do not pay due attention. The importance of the subject of the kerekh sacrifice in terms of methodology relates the general picture of the concept of a system of shamanism, in fact, is not inferior to world beliefs and is not the lowest ("basement") faith of the peoples of Siberia. It assumes a deep syncretic genesis of kerekh sacrifices, associated with the ancient ethnogenesis of Sakha. Passing through the cultures of Indo-Iranians, Saks and Turks, kerekh survived to the present day, proving the extraordinary vitality of the myths and archetypes laid in the foundation of Tengrism. Thoe northern materials of the sakha convincingly prove the contamination of northern and southern cults: kerekh is surprisingly combined with the cult of a dying and resurrecting beast. It is according to northern information that we can state that kerekh was placed not only to the spirits of the abaagy, but also to the deities of the aiyy who had the function to create, but sometimes also punish the unworthy conversion to the cult of ancestors and heavenly patrons.
Васильев, В. Е. Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха / В. Е.Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2018. - N 3 (24). - С. 20-27. - DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.002
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.002
Количество страниц: 9 с.
- 1. Бурцев Анатолий Алексеевич. Автобиографический роман А. Сыромятниковой "Родные просторы" как текст индивидуальной "памяти" = А. Syromyatnikova’s autobiographical novel "Native open spaces" as a text of the individual "memory"
- 2. Ефремова Екатерина Михайловна. "Золотые дожди Сергеляха" Сем. П. Данилова: итоговая книга стихов (жанрово-архитектонические особенности) = "Golden Rains of Sergelyakh" Sem. P. Danilov: the fi nal book of poems (Genre-architectonic features)
- 3. Петров Пантелеймон Пантелеймонович. М. С. Иванов-Багдарыын Сюлбэ: 08.11.1928-25.03.2017. [ветеран педагогического труда, фольклорист, публицист]
- 4. Трофимова Светлана Менкеновна. "Тофаларско-русский словарь" В. И. Рассадина
- 5. Мыреева Анастасия Никитична. Вклад в якутское литературоведение
- 6. Слепцов Петр Алексеевич, Васильева Надежда Матвеевна. Рецензия на второе издание "Сурук-бичик. Оҕо ааҕар кинигэтиниин" С. А. Новгородова
- 7. Дьячковский Федор Николаевич. Всероссийская научная конференция "Письменность в контексте цивилизационной парадигмы"
- 8. Бурцева Жанна Валерьевна. Поэтика "женского текста": гендерные аспекты (на материале творчества Ариадны Борисовой) = Poetics of the "female text": gender aspects (based on the work of Ariadna Borisova)
- 9. Харабаева Виктория Ивановна. Выражение персональности в сложноподчиненном предложении якутского языка (в сопоставлении с тюркскими языками Южной Сибири) = Expression of personality in the complex sentence of the Yakut language (in comparison with the Turkic languages of Southern Siberia)
- 10. Ушницкий Василий Васильевич. Хоролоры Якутии: история вопроса (анализ и новейшие интерпретации) = Khorolors of Yakutia: History of the issue (analysis from Earliest Times)
- 11. Готовцева Лина Митрофановна. Классификация фразеологических единиц якутского языка (лексико-грамматический подход) = Lexical and grammatical characteristics of phraseological units of the Yakut language
- 12. Иванов Спиридон Алексеевич. Термины определения стран света в якутском языке = Terms of the definition of the countries of the world in the Yakut language
- 13. Винокурова Декабрина Михайловна, Старостина Сардана Александровна. Общежитие - мой дом: мнение студентов СВФУ = The dormitory is my home: NEFU students’ opinion
- 14. Ермолаев Терентий Степанович. Северный моногород: контуры исследования = The Northern monocity: the outlines of the research
- 15. Никитина Саргылана Егоровна. А. Е. Кулаковский о землеустройстве и землепользовании в Якутской области в начале ХХ века = A. E. Kulakovsky on land management and land use in the Yakut region at the beginning of the XX century
- 16. Винокурова Людмила Егоровна. Г. С. Ефимов - один из первых руководителей автономной Якутии (1920-1922 гг.) = G. S. Efimov is one of the famous leader of autonomous Yakutia (1920‒1922)
- 17. Жукова Людмила Николаевна. Древнекитайский и юкагирский мифы о сотворении человека: сюжетное и структурное сходство = The ancient Chinese and the Yukagir myth of the creation of man: plot and structural similarities
- 18. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №2 (19)
This article examines Tengrianism, which in the post-Soviet space has become widespread among the Turkic and Mongolian peoples. On the wave of the rise of a sense of national pride and ethnos identity, Tengrians were presented as the oldest dogma that stood on a par with other world religions. Supporters of this movement are attracted by the idea of monotheism, inherent in Judaism, Christianity and Islam. This gives rise to the adherents of monotheistic Tengrianism to renounce shamanism and to search for the foundations of the world outlook of the Sakha people in the theory of Eurasianism, which arose among Russian emigrants from tsarist Russia. However, the cult of the “golden dynasties” of the ancient steppe khanates was the brainchild of shamanism and was built along the line of veneration of the Earth and Mount, Sun and Moon, God-Tsar and his Son-Hagan. This evolution of ideas involves borrowing the cult of tsars from neighboring countries, and on the other hand - the development of their own cults. Their merging led to the creation of new systems of religion. Historical and ethnographic data show that in the formation of the cult of Heaven, a large role was played by totemic ancestors. Also, the Turkic and Mongolian etymological parallels indicate a close interconnection of the main Tengrian rites with the cults of mountains and shamanism. This triad “mountain - totem – shaman” leads to the idea that the origins of the religion of Aiyy to be found in the archaic layers of beliefs of the ancestors of the Sakha people.
Васильев, В. Е. Истоки тенгрианства: от культа гор до культа Неба / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 40-48.
Количество страниц: 10 с.
- 1. Ушницкий Василий Васильевич. Этнографические этюды (один день из полевой экспедиции в Синьцзян) = Ethnographic etudes (one day from a field expedition in Xinjiang)
- 2. Ефремов Николай Николаевич. Средства выражения эвиденциальности в якутском языке: формы изъявительного наклонения глагола (в сопоставлении с хакасским языком) = Means of expression of evidentiality in the Yakut language: the forms of the indicative mood of the verb (in comparison to the Khakass language)
- 3. Покатилова Надежда Володаровна. Малые жанры в повествовательной системе фольклора = Small genres in a narrative system of folklore
- 4. Самсонова Тамара Петровна. Сюжетно-композиционные особенности произведений Исая Никифорова = Plot and compositional features of the works of Isai Nikiforov
- 5. Шарина Сардана Ивановна. Деепричастия в нижнеколымском говоре эвенского языка = Adverbial-participial in Nizhnekolymskiy dialect of the Even language
- 6. Кузьмина Ангелина Афанасьевна. Названия деревьев и кустарников в якутском языке (сравнительный аспект) = The names of the trees and shrubs in the Yakut language (comparative aspect)
- 7. Винокурова Надежда Ивановна. Глоссирование как метод репрезентации текстов в якутском языке = Glossing as a method of representing texts written in Yakut
- 8. Иванова Ирина Борисовна. Языковые средства выражения меры объема и веса в якутском языке = Linguistic means of expression measures of volume and weight in the Yakut language
- 9. Иванова Нина Иннокентьевна. "Места памяти" в социолингвистической интерпретации (к постановке проблемы) = "The places of memory" in sociolinguistic interpretation (to statement of a problem)
- 10. Никитина Саргылана Егоровна. В. В. Никифоров о земском самоуправлении в Якутской области (к 150-летию Василия Васильевича Никифорова) = V. V. Nikiforov about territorial self-government in the Yakut region (the 150 th anniversary of Vasyly Vasilyevich Nikiforov)
- 11. Романова Екатерина Назаровна. Образы национального прошлого и будущего в восприятии якутской эмиграции (память, забвение, идентичность) = Images of the nation's past and future in the perception of the Yakut emigration: (memory, oblivion, identity)
- 12. Романова Лидия Николаевна. "Воспоминания" А. Я. Уваровского как место памяти = "The memories" of A. Ya. Uvarovskiy as the place for memory (posing of problems)
- 13. Томаска Алена Георгиевна. Место памяти и идентичность молодежи Мирнинского района Республики Саха (Якутия) = Place of memory and identity of the youth of the Mirny District of the Sakha Republic (Yakutia)
- 14. Игнатьева Ванда Борисовна. Чурапча на девяти холмах: топография и нарративы коллективной памяти = Churapcha on nine hills: the topography and narratives of collective memory
- 15. Санникова Яна Михайловна. К изучению регионального аспекта развития традиционного хозяйства народов Севера в контексте аграрной политики государства = To study the regional dimension of the traditional economy of Northern Peoples in the context of the agrarian policy of the state
- 16. Антонов Егор Петрович. Вклад С. В. Обручева в геологическое и географическое изучение Якутии = The contribution of S. V. Obruchev in the geological and geographical study of Yakutia
- 17. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2016, №4 (17)
On the wide band of Eurasia, the idea of sacredness of the goddess-mother generating all life on the Earth, has been known since the Paleolithic and Neolithic. Exactly since that time originates the Siberian shamanism, in which was bases on ideas about circulation of souls game birds, beasts and revered people in a similar way bury inside the wet caves or natural hollows of the tree that is clearly visible in the bear ritual, whose origins date back to the ancient monuments of Eurasia. Before the ethnographic past in Siberia was the custom of the construction of sarcophagi and burials of the air on poles. In shamanism, the fetish associated with ancestors and totems, used still. They found in a vestigial form in the ceremonies, holidays and practices of urban shamans. In this cult are the attributes of tambourines and other instruments dating back to the prototypes, such as hunting bows and bags. In archaic times, they served as ancestral shrines and later turned into musical instruments.
Васильев, В. Е. Генезис шаманских инструментов народа саха в свете образа матери-зверя у тюрков, монголов и тунгусов / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 4 (17). - С. 18-27.
Количество страниц: 4 с.
- Общественные науки. Образование > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Историческая наука. Историография > История Якутии,
- НАУКА ЯКУТИИ > ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ФИЛОЛОГИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА > Языкознание и языки. Лингвистика,
- НАУКА ЯКУТИИ > КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ > Историческая наука. Историография > Всеобщая история > История Якутии.
- 1. Томаска Алена Георгиевна. Мигранты Республики Саха (Якутия): вопросы интеграции детей сельских мигрантов = Migrants of the Republic of Sakha (Yakutia): issues of integration of rural migrant children
- 2. Тумусов Петр Сысоевич. Из опыта использования народной терминологии в переводе анатомических терминов на якутский язык = From the experience of use of traditional terminology in translation anatomical terms in the Yakut language
- 3. Федотова Наталья Дмитриевна. К вопросу качества жизни детей: жилищный аспект = To a question of the quality of children’s life: housing aspect
- 4. Батюшкин Прокопий Дмитриевич. Деятельность Олекминского дополнительного сборного пункта в период летней мобилизации 1914 г. = The activities of Olekminsky additional assembly point during the summer mobilization in 1914
- 5. Ушницкий Василий Васильевич. Историография этногенеза саха: обзор научных гипотез и популярных версий (XVII-XXI вв.) = Historiography of the Sakha ethnogenesis: the review of scientific hypotheses and popular versions (XVII–XXI centuries)
- 6. Антонов Егор Петрович. Гавриил Георгиевич Макаров (к 100-летию со дня рождения)
- 7. Илларионов Василий Васильевич, Илларионова Туяра Васильевна. Народный певец С. А. Зверев: особенности творческой лаборатории = Creative way folk singer S. A. Zverev
- 8. Иванов Спиридон Алексеевич. Старинные названия якутского жилища (лингвокультурологический аспект) = The ancient name of the Yakut dwelling (linguistic and culturological aspect)
- 9. Оконешников Егор Иннокентьевич. Терминологические словари языка саха: типология и проблемы = Terminological dictionaries of the Sakha language: typology and problems
- 10. Слепцов Петр Алексеевич. С. А. Новгородов - создатель массовой якутской письменности, первый ученый-лингвист = S. A. Novgorodov – the creator of mass of the Yakut literature, the first scientist-linguist (to the 125th anniversary)
- 11. Баишева Саргылана Макаровна. Трудовой потенциал и занятость молодежи Арктики: результаты полевых исследований = Labor and employment potential of the youth in the Arctic: the results of field studies
- 12. Петров Александр Александрович. Рецензия на учебное пособие Т. В. Павловой-Борисовой "Профессиональное будущее Якутии. Культура и искусство"
- 13. Артыкбаев Жамбыл Омарович. Казахское генеалогическое сказание о Мейрам сопы – одном из первопредков саха = Kazakh genealogical legend of Meyram sopy – one of the ancestors of the Sakha
- 14. Захаров Вячеслав Платонович. Становление пароходства на реке Лене = Formation of shipping on the river Lena
- 15. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №1 (18)
- 16. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №2 (19)
- 17. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №3 (20)
- 18. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №4 (21)
Васильев, В. Е. Этнографические этюды Севера и Юга: новые сведения о погребениях с конём и оленем / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 1 (18). - 134-137.
Количество страниц: 6 с.
- 1. Харрис Робин. Ключевые факторы обеспечения устойчивого будущего эпических традиций = Key factors in providing sustainable futures for epic traditions
- 2. Саввинов Анатолий Иванович. Фольклор ессейских якутов: к истории собирания, изучения и публикации = The folklore of the Essene Yakuts: the history of collecting, studying and publishing
- 3. Готовцева Лина Митрофановна. Взгляд на природу фразеологических единиц якутского языка = View of the nature of the phraseological units of the Yakut language
- 4. Данилова Анна Николаевна, Оросина Надежда Анатольевна. Николай Васильевич Емельянов (к 95-летию со дня рождения)
- 5. Мухоплева Светлана Дмитриевна, Оросина Надежда Анатольевна. Второй Республиканский научно-практический форум "Олонхо и олонхосуты: проблемы бытования и ревитализации в XXI веке"
- 6. Павлова Надежда Васильевна. Сказочный репертуар Д. А. Томской = Fairy repertoire of D. A. Tomskaya
- 7. Жукова Людмила Николаевна. Археологические разведки Якутского республиканского краеведческого музея им. Ем. Ярославского в конце XX века = Archaeological exploration of the Yakut Republican Local History Museum named after Em. Yaroslavskogo at the end of the XX century
- 8. Чарина Ольга Иосифовна. Формы бытования эпических произведений русских старожилов Якутии = Forms of the existing of the epic works of the Russian old residents of Yakutia
- 9. Андреева Тамара Егоровна. Прилагательные, обозначающие черты характера человека в эвенкийском языке = Adjectives denoting character traits in the Evenk language
- 10. Ларионова Анна Семеновна. Особенности традиции эпического пения якутов Горного улуса (на примере олонхо Н. М. Тарасова) "Быстроногий Неспотыкающийся Нюсер Беге") = Features of the Yakut epic singing tradition of Gorny region(for example, Olonkho N.M. Tarasov "Swift-Footed, Sure-Footed Nuser Bege"): [статья посвящена изучению особенностей эпического пения олонхосута из Горного улуса Н. М. Тарасова]
- 11. Васильева Надежда Матвеевна, Данилова Надежда Ивановна, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Попова Наталья Иннокентьевна. Якутская орфография в новой редакции = The Yakut spelling in the new edition
- 12. Васильева Римма Иннокентьевна. Основные показатели современной этноязыковой ситуации в Республике Саха (Якутия) (по материалам Всероссийской переписи 2010 года) = Key indicators of the modern ethno-linguistic situation in the Republic of Sakha (Yakutia)(based on the all-Russian census of 2010)
- 13. Насилов Дмитрий Михайлович. Проблемы обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера в диалектных условиях = Problems of teaching native languages of indigenous peoples of the North in dialect conditions
- 14. Филиппова Виктория Викторовна. ГИС-технологии в исследовании истории Якутии (по материалам Приполярной переписи 1926-1927 гг. и Всесоюзной переписи 1939 г.) = Geographic information system in the research of history of Yakutia (based on Circumpolar census 1926-1927 and All-Union census 1939)
- 15. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2016, №1 (14)
- 16. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2016, №2 (15)
- 17. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2016, №3 (16)
- 18. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2016, №4 (17)
The role and place of shamanism of the people of Eastern Siberia in the general case of the early forms of religion in scientific works causes many questions that require an affirmative answer on the basis of objective, impartial analysis. A short overview of the historiography of the shamanism gives the opportunity to address the issue through the prism of the policy of the Imperial Russia. This leads to the conclusion that according to shamanism the role played by the ideological attitudes of the state and the Church focused on spiritual and economic merger of the former “foreigners” the Empire with the Russian people. In this light, the scattered information about the pre-Christian beliefs of the aborigines of the Eastern Siberia are of interest in terms of the revival of spiritual values in the modern globalized world, neglecting the environmental and humanitarian problems arising at the crossroads of civilizations the East and the West.
Васильев, В. Е. Шаманизм народа саха: к вопросу о сущности и систематизации традиционных верований / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 1 (14). - С. 21-26
Количество страниц: 5 с.
- 1. Никитина Саргылана Егоровна. Василий Николаевич Иванов (к 80-летию со дня рождения)
- 2. Григорьев Степан Алексеевич. Положение коренных малочисленных народов Якутии в постперестроечный период (по материалам республиканской прессы) = The situation of indigenous peoples of Yakutia in the post-perestroika period (based on the national press)
- 3. Дьячковский Федор Николаевич. Егор Иннокентьевич Оконешников (к 85-летию со дня рождения)
- 4. Илларионов Василий Васильевич. Олонхосут Николай Абрамов, внук Сэсэна Аржакова = Olonkho teller Nikolay Abramov, Sesena Arzhakov's grandson
- 5. Охлопков Василий Егорович, Константинова Татьяна Николаевна. Методологические вопросы при исследовании кочевых народов = Methodological issues in the study of nomadic peoples
- 6. Васильева Римма Иннокентьевна. Впечатления от поездки к ессейским якутам = Impressions from the trip to the Essene Yakuts
- 7. Слепцов Петр Алексеевич. С. А. Иванов. Морфологические особенности говоров якутского языка (Новосибирск: Наука, 2014. 248 с.): рецензия
- 8. Николаев Егор Револьевич. К вопросу об эвенкизмах в якутском антропонимиконе = On the question of evenkisms in Yakut antroponymycone
- 9. Борисов Юрий Петрович. О якутских терминах, обозначающих параллелизм в языке олонхо = On Yakut terms denoting parallelism in the olonkho language
- 10. Сосин Платон Васильевич. Южная Якутия: социальная адаптация и этноэкологические проблемы коренных малочисленных народов Севера = South Yakutia: social adaptation and ethno-ecological problems of the indigenous peoples of the North
- 11. Иванова Нина Иннокентьевна. Современный носитель якутского языка г. Якутска: социолингвистическая характеристика в динамике. 2008 и 2014 гг. = A modern Yakut language speaker of Yakutsk: sociolinguistic feature in dynamics 2008, 2014
- 12. Артыкбаев Жамбыл Омарович. Казахская эпическая поэма "Козы Корпеш - Баян сулу": саха-казахские мифо-исторические параллели = Kazakh epic poem "Kozy Korpesh - Bayan sulu": Sakha-Kazakh mythological and historical parallels
- 13. Захарова Тамара Викторовна. Историк Гражданской войны в Якутии В. Н. Чемезов (1915–1979) = The historian of the Civil War in Yakutia V. N. Chemezov (1915-1979)
- 14. Ушницкий Василий Васильевич. Батулинская проблема в этногенезе саха и бурятов = Batulinsky problem in ethnogenesis Sakha and Buryats
- 15. Кулаковская Людмила Реасовна. А. Е. Кулаковский и П. А. Ойунский: отношения "старой" и "новой" интеллигенции в историко-культурном контексте = A. E. Kulakovsky and P. A. Oyunsky: the relationship of the "old" and "new" intellectuals in the historical and cultural context
- 16. Винокурова Лилия Иннокентьевна. Данара Антоновна Ширина (к 80-летию со дня рождения)
- 17. Романова Екатерина Назаровна. Н. Б. Дашиева. Календарь в традиционной культуре бурят: опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования: (М.: Изд-во "Наука – Восточная литература", 2015. – 239 с.)
- 18. Винокуров Александр Данилович. Сравнительный анализ и реконструкция ламеллярного панциря раннего железного века Якутии = Comparative analysis and reconstruction lamellar armour early Iron Age Yakutia
- 19. Жукова Людмила Николаевна. Якутские захоронения позднего средневековья в исследованиях музея им. Ем. Ярославского в конце XX в. = The Yakut burials of the late Middle Ages in researches of the museum named after Yaroslavskiy at the end of the XX century
- 20. Захарова Тамара Викторовна. Офицерский состав якутского гарнизона сибирской армии А. В. Колчака (ноябрь 1918 – декабрь 1919 гг.) = Officers Siberian Yakut garrison A. V. Kolchak’s army (November 1918 - December 1919)
- 21. Никитина Саргылана Егоровна. Организационные мероприятия по установлению новой власти в северных округах Якутии (1917–1925 гг.) = Arrangements for the establishment of the new government in the northern districts of Yakutia (1917–1925)
- 22. Бурнашева Наталия Ивановна. Экономика Якутии в XIX веке: первые шаги к рыночным отношениям = The economy of Yakutia in XIX century: the first steps toward a market economy
- 23. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2015, №2 (11)
In domestic Ethnography established division of shamans on "white" and "black" that reflect their bundle of priests and sorcerers, healers. But, according to sources, the first information about the "white" shamans were written in the spirit of missionary work. It gives the right to assert that the early sources require a critical analysis of the modern religious studies. In addition the well-known theory of “white” shamanism has left a certain mark the influence of world religion in the face of the Orthodox Church. So, since the turkologist V. V. Radlov Christians saw in the shamans “servants of the devil”, and all the pagan gods and spirits are relegated to the ranks of the impure forces. This has resulted in the first scientific monograph on the "black faith" the Yakuts, their religion was compared with the beliefs of the Yezidi nation – “idolaters” that revered the sun. Of all the religions, shamanism is not lucky: in Soviet times, it is often considered quackery, ritual shamans - wild manifestations of spiritualism. Negative attitude towards shamans by historians maintained to this day, and this problem requires a more objective scientific analysis.
Васильев, В. Е. Теория "белого шаманства" народа саха в свете ранних источников / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N 2 (11). - С. 45-49.
Количество страниц: 6 с.
The article deals with the accession of Yakutia to Russia in the light of the nature of aboriginal tsarist policy in Eurasia. The author refutes the practice of ignoring the leveling and ethnic components in areas that at one time led to the collapse of the Russian Empire and then the Soviet Union.
Васильев, В. Е. Имперская политика России в Якутии: взгляд этнографа на историю российского периода всеверо-восточной Азии / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N 1 (10). - С. 66-71.
Количество страниц: 6 с.
- 1. Кириллина Мария Афанасьевна. Жанрово-стилевое своеобразие комедий Н. Д. Неустроева = Genre and stylistic originality of N. D. Neustroyev’s comedies
- 2. Николаева Альбина Михайловна. Экспрессивные средства в якутском эпическом тексте = Expressive means in the epic text
- 3. Илларионов Василий Васильевич. Н. С. Горохов: первые записи олонхо и их перевод на русский язык (к изучению верхоянской эпической традиции) = N. S. Gorokhov: the first notes Olonkho and their translation into Russian (to the study of the Verkhoyansk epic tradition)
- 4. Ларионова Анна Семеновна. История становления якутской музыкальной фольклористики = History of the formation of the Yakut musical folklore
- 5. Захарова Тамара Викторовна. Из истории якутского алфавита = From the history of the Yakut alphabet
- 6. Павлов Афанасий Афанасьевич. Якутская духовная семинария - первое среднее учебное заведение Якутии = The Yakut religious seminary was the first secondary educational institution in Yakutia
- 7. Юрганова Инна Игоревна. Государственно-церковные отношения в советской Якутии: коллективы православных верующих = State - church relations in the Soviet Yakutia: the groups of Orthodox believers
- 8. Федоров Василий Игнатьевич. Политика военного коммунизма в Якутии = The policy of war communism in Yakutia
- 9. Сулейманов Александр Альбертович. Трансформация системы международного научного сотрудничества в Арктике на рубеже 80-90-х годов ХХ века = The transformation of the international scientific cooperation systemin the Arctic at the turn of 80—90th years of XX century
- 10. Ушницкий Василий Васильевич. Дауры: новые этнографические материалы = Daur: new ethnographic materials
- 11. Николаева Татьяна Николаевна. Формула сравнения как форма описания внешности героя (на материале якутского олонхо "Ала-Булкун") = Comparison as a form of description of the hero’s appearance (based on the Yakut epic Olonkho "Ala−Bulkun")
- 12. Ушницкий Василий Васильевич. Поездки в тюркские республики Южной Сибири: впечатления этнографа = Trips to the South Siberia: the experience of the ethnographer
- 13. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2014, №1 (8)
- 14. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2014, №2 (9)
The author reports a new petroglyph, found in the mountains of Momsky ulus, and conventionally calls its "Shaitan". Myths and legends about the "shaitan" allow more widely consider the northern shamanism, which is closely deal with the sacred place where the ancient natives brought sacrifices.
Васильев, В. Е. Петроглиф близ перевала Бакиркичан и его интерпретация в свете этнографических сведений о "шайтанах" / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2014, N 1 (8). - С. 108-111.
Количество страниц: 8 с.
During the trip from 11 June to 6 September 2012, the author managed to collect new information that supplements the known data on the beliefs of Sakha and the Evens. These field materials reflect syncretism of beliefs of Sakha and also safety of the relicts which are dating back to the cultural heritage of the ancient Turkic period.
Васильев, В. Е. Этнографические этюды Момского улуса / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2013, N 1 (6). - С. 89-97.
Количество страниц: 6 с.
The author of article proves that the theory of "occurrence" of Yakutia in structure of Russia arose during the epoch of Stalinism and contradicts the concept of accession of Siberia in structure of the Russian state. In this regard it is necessary to reconsider a periodization of history of Yakutia in the XVII–XVIII centuries and to correct ideological errors of the Soviet period.
Васильев, В. Е. Запад и Восток в евразийской политике России ХVI–ХVIII веков: к проблеме присоединения Ленского края / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2013 - N 1 (6). - С. 9-14.