A diffusion-based model of language learning and interlingual distance = Модель изучения языка, основанная на диффузии, и межъязыковая дистанция
Статья в журнале
Английский
81’32:001
10.25587/2310-5453-2025-2-67-74
second language acquisition; language distance; multicontinua diffusion; neural language embeddings; anisotropic diffusion modeling; finite element method; освоение второго языка ; языковое расстояние; мультиконтинуальная диффузия; нейронные языковые вложения; моделирование анизотропной диффузии; метод конечных элементов
Арктика. XXI век = Arctic XXI Century: информационно-научное издание. – 2025. – 2 (40)
С. 67-74
Арктика. XXI век = Arctic XXI Century: информационно-научное издание
Якутск, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова"
Основан в 2012
Выходит 4 раза в год
2310-5453 (print), 2587-5639 (online)
: Creative Commons Attribution 4.0 License.
Арктика. XXI век. Гуманитарные науки : информационно-научное издание / ФГАОУ ВПО "Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова" ; гл. ред. М. Ю. Присяжный ; ред. коллегия В. Г. Белолюбская, д. филол.н., проф. (СВФУ, Россия), О. А. Мельничук, д.филол.н., проф. (СВФУ, Россия), В. В. Михайлова, к.филос.н., доцент (СВФУ, Россия), А. А. Петров, д.филол.н., проф.(РГПУ им. Герцена, Россия), В. Л. Мартынов, д.геогр.н., проф. (РГПУ им. Герцена, Россия), Грэг Поэлзер, PhD, проф. (Университет Саскачевана, Канада), Дженнан Фергюсон, PhD, проф. (Университет Аризоны, США). - Якутск : ИДСВФУ, 2014-. - 25 см. ISSN 2310-5453. - ISSN 2587-5639 (online). - 2024, N 2 (40). - 143 с.
Понимание процесса изучения языка и количественная оценка межъязыковых взаимосвязей представляют собой ключевые задачи лингвистики, когнитивной науки и языковой педагогики. В данной работе предлагается новая концептуальная модель, описывающая освоение второго языка как процесс диффузии в структурированном многомерном языковом пространстве. Мы вводим формальную метрику межъязыковой дистанции, основанную на лингвистических признаках, для количественного измерения структурных и функциональных различий между языками. Опираясь на нелинейные модели диффузии Баренблатта, мы концептуализируем процесс изучения языка как многоконтинуальную диффузию, где различные языковые компоненты (фонетика, грамматика, лексика и прагматика) рассматриваются в качестве взаимодействующих, но самостоятельных континуумов. Каждый континуум эволюционирует согласно собственной динамике диффузии, что позволяет отразить вариативную сложность и скорость освоения различных языковых подсистем. Взаимодействие между континуумами моделирует взаимовлияние языковых компетенций в реальном процессе обучения. Предложенная модель верифицируется на эмпирических данных о скорости освоения второго языка для различных языковых пар. Результаты демонстрируют корреляцию между диффузионными расстояниями в каждом континууме и наблюдаемыми трудностями освоения соответствующих языковых аспектов. Данный подход не только предлагает новую теоретическую перспективу для исследования языкового обучения, но и создает прогностическую основу для разработки учебных программ, моделирования учащихся и применения в многоязычных NLP- и ИИ-системах.
Grigorev, Aleksandr V.
A diffusion-based model of language learning and interlingual distance / Aleksandr V. Grigorev, Zhenwei Guo ; M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Liaocheng University // Арктика. XXI век. - 2025. - N 2 (40). - С. 67-74. - DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-67-74
DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-67-74
- 1. Биткеева Айса Николаевна, Хохолова Ирена Семеновна. Ресурсы этничности в городской идентичности северян = The resources of ethnicity in the urban identity of Northerners
- 2. Ангуа Аннет Нгуеа, Борисова Изабелла Захаровна. Культурологические и социокультурные аспекты гастродипломатии в Якутии и Африке = Cultural and sociocultural aspects of gastrodiplomacy in Yakutia and Africa
- 3. Осорова Марина Анатольевна. Фитонимическая лексика в якутском, тувинском, хакасском, алтайском языках: мотивационный аспект = Phytonymic vocabulary in the Yakut, Tuvan, Khakas, Altai languages: motivational aspect
- 4. Арктика. XXI век. Гуманитарные науки, 2025, №2 (40)
Войдите в систему, чтобы открыть документ