Вариативность женских персонажей в олонхо олекминской традиции = Variability of female characters in the olonkho of the Olyekma tradition
Статья в журнале
Русский
398.224(=512.157)
10.25587/2782-6635-2025-2-65-72
фольклор; эпос ; якутский эпос; олонхо; локальная традиция; олекминская традиция ; основные образы ; женские образы ; девушки Айыы; удаган; olklore ; epic ; Yakut epic; olonkho ; local tradition ; Olyokma tradition ; main images; female images ; Aiyy girls ; udagan
C. 65-72
Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова = Vestnik of North-Eastern Federal Univercity: электронное научное периодическое издание
Якутск, Издательский дом СВФУ
Издается с 2021 г.
Выходит 4 раза в год
Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур" : электронное научное периодическое издание / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" ; главный редактор: А. Н. Николаев ; заместитель главного редактора П. В. Сивцева-Максимова ; выпускающий редактор: С. Д. Дарбасова. — Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023—. — 2025, N 2 (18). - 97 с.
Вопрос репрезентации женских образов в якутском эпосе олонхо представляет собой актуальную проблему, связанную с осмыслением гендерных ролей и символических функций персонажей в традиционной культуре. Целью настоящего исследования является выявление типологических и функциональных особенностей женских персонажей – девушек Айыы и удаганок – в трех олонхо олекминской локальной традиции. Структура и логика исследования обусловлены решением следующих задач: 1) провести обзор существующих исследований и научной литературы по данной теме; 2) выявить ключевые женские образы, характерные для данной локальной традиции и проанализировать их функции и символику. В качестве материала рассмотрены эпические тексты "Уолан Дохсун", "Куллуйа Куллустуур" и "Турбутунан төрөөбүт Дуо бухатыыр" ("Рожденный стоя богатырь Дуо"). Методологической основой исследования стали структурно-семантический и сравнительно-сопоставительный методы анализа, а также элементы мифопоэтического подхода. В результате установлено, что героини эпоса варьируются от традиционных красавиц до активных участниц событий – пророчиц и богатырок. Особое внимание уделено образам удаганок, чьи функции различаются в зависимости от принадлежности к Верхнему или Нижнему миру: от помощниц и настав-ниц до искушающих и деструктивных фигур. Исследование демонстрирует значительную вариативность и многослойность женских образов, отражающих дуализм эпического мира олонхо и особенности местной традиции. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в курсах по фольклористике, гендерной и культурной антропологии, а также при составлении учебных пособий по якутской литературе. Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением материала за счет других локальных традиций и углубленным анализом семантики женских персонажей олонхо.
The issue of representing female images in the Yakut epic olonkho is a relevant scholarly problem, associated with the interpretation of gender roles and the symbolic functions of characters in traditional culture. The aim of this study is to identify the typological and functional features of female characters – Aiyy girls and udagankas – in three olonkho texts of the Olyekma local tradition. The structure and logic of the research are determined by the following objectives: 1) to review existing studies and academic literature on the topic;2) to identify key female images characteristic of this local tradition and analyze their functions and symbolism. The source material includes the epic texts Uolan Dokhsun, Kulluiya Kullustuur, and Turbutunan Törüöbüt Duo Bukhatyyr (The Standing Warrior Duo). The methodological foundation of the study combines structural-semantic and comparative analysis, along with elements of the mythopoetic approach. The research reveals that the heroines of the epic range from traditional beauties to active participants in the narrative—prophetesses and female warriors. Particular attention is given to the images of udagankas, whose functions vary depending on their affiliation with the Upper or Lower worlds, ranging from helpers and mentors to seductresses and destructive forces. The study demonstrates significant variability and multilayeredness of female characters, reflecting both the dualistic worldview of the olonkho epic and the specific features of the local tradition. The practical value of the research lies in its applicability in courses on folklore, gender and cultural anthropology, as well as in the development of educational materials on Yakut literature. Future research prospects in cludeexpanding the source base to other local traditions and conducting a deeper analysis of the semantics of female characters in olonkho.
Павлова, О. К.
Вариативность женских персонажей в олонхо олекминской традиции / О. К. Павлова, Н. Р. Акимова ; Арктический государственный институт культуры и искусств, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2025, N 2 (18). - C. 265-72. - DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-65-72
DOI: 10.25587/2782-6635-2025-2-65-72
Войдите в систему, чтобы открыть документ