Кирьянов Николай Сергеевич

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Музей археологии и этнографии ; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, СВФУ, МАЭ ; e-mail: ns.kirianov@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Область научных интересов: Археология

ID Автора: SPIN-код: 9389-9044, РИНЦ AuthorID: 957240

Деятельность: С 2010 г. работает ведущим методистом в Музее археологии и этнографии СВФУ, участвовал в Саха-французской археологической экспедиции по изучению погребальных памятников якутов дохристианского периода.

Документы 1 - 6 из 6
1.

Издательство: НБ РС (Я)

Год выпуска: 2023

Медиацентр Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством культуры и духовного развития Якутии представляют серию видеозарисовок с участием деятелей культуры и искусства. Проект посвящается Году труда в Республике Саха (Якутия). В выпуске ведущий научный сотрудник Арктического НИЦ РС (Я), руководитель Музея Арктической археологии им. С. А. Федосеевой, кандидат исторических наук Николай Кирьянов
2.

Количество страниц: 4 с.

В статье представлен опыт классификации наконечников стрел-охотничьих атрибутов верхоянских и оймяконских якутов XVII-XVIII вв., полученные в результате раскопок погребений на северо-востоке Якутии в ходе работ саха-французской археологической экспедиции в 2010-2015 гг. Облик и типология наконечников позволяют считать их типичными экземплярами, характерными в целом для якутской культуры позднего средневековья. Наряду с другими данными приведенная классификация позволяет утверждать о высокой степени родства и близости наиболее удаленных северо-восточных якутов с населением Центральной Якутии и считать их единым этническим образованием.

Кирьянов, Н. С. Опыт классификации наконечников стрел у Верхоянских и Оймяконских якутов XVII-XVIII вв. (по материалам погребений)/ Н. С. Кирьянов ; Музей арктической археологии им. С. А. Федосеевой // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 29-32.

3.

Количество страниц: 16 с.

Петрова, С. И. Опыт реконструкции якутской женской одежды ХVII—XVIII веков : (по материалам погребения Ат-Дабан (Ат-Быран) VI) / С. И. Петрова, А. Н. Прокопьева, Н. С. Кирьянов // Научный диалог. – 2020, N 3. – С. 370-384.
DOI: 10.24224/2227-1295-2020-3-370-384

4.

Количество страниц: 1 с.

Кочмар, Н. Н. Писаница Тойон-Арыы II : древнейшее святилище на средней Лене / Н. Н. Кочмар, Н. С. Кирьянов // Истоки, формирование и развитие Евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности : материалы I(XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XLV) 12-16 апреля 2005 г., Иркутск. — Иркутск: Радиан, 2005. — С. 396.

5.

Количество страниц: 9 с.

В 2014 г. в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия) Международной саха-французской археологической экспедицией было раскопано захоронение эвенки первой половины XIX в., в погребальном комплексе которой зафиксирован синтез сразу трех культур. Эвенский компонент выражен названием местности, этнической принадлежностью женщины, составом погребальной одежды и некоторыми вещами; Якутский – характером надмогильной и внутримогильной постройки и частью вещей. Русский (или европейский) компонент отмечается наличием православной атрибутики и присутствием в погребении импортных предметов из Центральной России, Англии и Китая. Исследователи называют такое явление "мультикультурностью" и связывает его с бурным экономическим ростом региона и тесным взаимодействием местного населения в этот период.
In 2014 the International Sakha-French archaeological expedition in the Northeastern Yakutia excavated the burial of an Even woman of the first half of the 19th century, which burial complex contains a synthesis of three cultures. The Even component is expressed through the name of the area, the woman's ethnicity, the composition of the burial costume and some part of the belongings. The Yakut one - through the way of the surface and internal burial construction and another part of the belongings. The Russian (or European) component is marked by the Orthodox Christian attributes and by some items imported from the Central Russia, England and China which are presented in the burial. The researchers give this phenomenon a term of "multiculturalism" and associate it with rapid economic growth of the area and close cooperation of the local population in this period.

Кирьянов, Н. С. Мультикультурность в погребальном комплексе традиционных народов Северо-Восточной Якутии в XIX в.=Multiculturalism in the funerary complex of traditional peoples of North-Eastern Yakutia in the 19-th century : (на примере памятника Омук унуога в Оймяконском районе) / Н. С. Кирьянов // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы VII международной научной конференции, Красноярск, 3-7 октября 2016 г. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. — Т. 2. — С. 173-181.

6.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена исследованиям Саха-французской археологической экспедиции в Верхоянском РС(Я), когда было обнаружено погребение молодой женщины с двумя новорожденными. В известном И.А. Худякова ҺКраткое описание Верхоянского округаһ (написан в 1868-1869 гг.) упоминается предание о дочери шамана, умершей во время родов. По ряду выявленных совпадений исследователи делают вывод о тождестве обнаруженного памятника с легендой.
The article is devoted to the research of Sakha - French archeological expedition in Vcrkhoyansky region of Rep lie of Sakha Yakutia, when a burial of young woman with two newborn babies was discovered. The well-known w of Ivan Khudyakov ҺShort description of Verkhoyansky regionһ (written by 1868-1869 years) mentions the leg about shaman’s daughter who died during childbirth. The researchers discovered many coincidences and made a с elusion of their similarity.

Кирьянов, Н. С. Памятник Лепсей II в Верхоянском районе РС(Я) и фольклорные материалы И. А. Худякова / Н. С. Кирьянов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 32-38.