Звукоподражания птицам в музыкальном фольклоре ненцев: к изучению регионально-этнических аспектов звучащего ландшафта Арктики = Onomatopoeia of Birds in the Nenets Musical Folklore: to the Study of Regional and Ethnic Aspectsof the Sounding Landscape of the Arctic
Обложка

Звукоподражания птицам в музыкальном фольклоре ненцев: к изучению регионально-этнических аспектов звучащего ландшафта Арктики = Onomatopoeia of Birds in the Nenets Musical Folklore: to the Study of Regional and Ethnic Aspectsof the Sounding Landscape of the Arctic

Статья в журнале

Русский

398.82:78(=511.2)

10.31250/2618-8619-2024-1(23)-132-141

коренные малочисленные народы Севера ; ненцы; музыкальный фольклор; звукоподражания; ономатопеи; песни-сказки о животных

Кунсткамера. - 2024, N 1 (23). - С. 132-141.

На основе полевых материалов изучаются голосовые звукоподражания северным птицам - гагаре, чайке, куропатке, вороне, кулику и др. Материалы записаны от носителей фольклора тундровых ненцев татьяны нюдихасововны Лар, Елены Хабиевны Уфимцевой (г. Салехард), Семена Эттовича Яра (п. носок таймырского района). Голосовые звукоподражания птицам отражают представления ненцев о звучащем ландшафте - имеющем этнокультурный смысл комплексе природных и антропогенных звуков, создающих звуковой образ территории. Голоса птиц персонализированы и детализированы: по звукоподражаниям можно различать не только разные виды птиц, но и пол и возраст птицы (самец или самка, птенец), разные виды активности (взлетает, ныряет, призывает, глотает рыбу и т. д.). Приводятся выполненные автором статьи нотные записи образцов звукоподражаний, на основе которых анализируются их тембровые, ритмические и звуковысотные особенности. Рассматриваются также некоторые сказочные тексты с песенными вставками (песни-сказки); действующими лицами этих сказок являются птицы (куропатка, поморник, сова). Ставится проблема выявления роли звукоподражаний в музыкальной культуре ненцев как источника мелодики песен и сказок с напевами. Автор отмечает справедливость суждения Ю. и. Шейкина, согласно которому ономатопеи животных и птиц составляют Һпалеосонорную системуһ, являющуюся одним из источников возникновения музыкальной культуры народов Арктики. именно поэтому данные звукоподражания нуждаются в пристальном изучении.
Based on field materials, the vocal onomatopoeia of northern birds - loon, gull, partridge, crow, sandpiper, etc. - is studied. The materials were recorded from the bearers of tundra Nenets folklore Tatiana Nyudikhasovovna Lar, Elena Khabievna Ufimtseva (Salekhard city), Semyon Ettovich Yar (Nosok village of Taimyr district). Vocal onomatopoeia of birds reflect the ideas of the Nenets about the sounding landscape of the tundra - a complex of natural and anthropogenic sounds that has an ethnocultural meaning, creating a sound image of the territory. The voices of birds are personalized and detailed: different types of birds can be distinguished by onomatopoeia, also the sex and age of the bird (male or female, chick), different types of activity (flying up, diving, calling, swallowing fish, etc.). The article provides a musical notation samples of onomatopoeiaс (made by the author), on the basis of which their timbre, rhythmic and sound-pitch features are analyzed. Some fairy tale texts with song inserts (fairy tale songs) are also considered, the heroes of which are birds (tales about a partridge and a skua, about a partridge and an owl). The problem of identifying the role of onomatopoeia in the musical culture of the Nenets as a source of melody in song and fairy tale genres is posed. The author notes the validity of Yu. I. Sheikin’s judgment, according to which the onomatopoeias of animals and birds constitute a “paleosonoric system”, which is one of the sources of the emergence of the musical culture of the peoples of the Arctic. That is why these onomatopoeias require close study.

Добжанская, О. Э. Звукоподражания птицам в музыкальном фольклоре ненцев: к изучению регионально-этнических аспектов звучащего ландшафта Арктики / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Кунсткамера. - 2024, N 1 (23). - С. 132-141. - DOI: 10.31250/2618-8619-2024-1(23)-132-141
DOI: 10.31250/2618-8619-2024-1(23)-132-141

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Материалы по теме
Вам будет интересно