Яковлева Татьяна Афанасьевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: ta.iakovleva@s-vfu.ru, tanaykovleva@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. юрид. наук

Область научных интересов: Административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования

ID Автора: SPIN-код: 5369-3130, РИНЦ AuthorID: 769134

Деятельность: В 1996-2011 г. - служила в ОВД РФ, ЯФ ДВЮИ МВД РФ. С 2012 г. работает в СВФУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 10
1.

Количество страниц: 7 с.

В статье рассмотрены основные положения проекта федерального закона "О старательской деятельности", одной из целей которого является противодействие незаконным добыче и обороту золота. Анализ положений проекта, в части регулирования порядка формирования старательского участка, а также условий осуществления старательской деятельности, представленные в Проекте, позволяет отнести старательскую деятельность к высокорисковой, с неизвестной долей вероятности присутствия запасов золота на старательском участке, сформированном индивидуальным предпринимателем на кадастровой карте. Достигнет ли закон своей цели при таких условиях? Предлагается изменить подход к формированию старательского участка, а также разработать меры уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства.
The article examines the main provisions of the draft federal law “On artisanal mining”, which is meant to combat illegal extraction and sale of gold, among other objectives. An analysis of the draft’s provisions concerning the regulation of the mining claim formation procedure, as well as the conditions of conducting artisanal mining presented in the draft, shows that artisanal mining is a high-risk activity with an uncertain probability of the presence of gold deposits on the mining claim formed by the entrepreneur on the cadastral map. Can the law fulfill its objective in such conditions? The article proposes a change in approach to the formation of a mining claim, and an implementation of measures of criminal and civil liability.

Яковлева, Т. А. К обсуждению проекта федерального закона "Остарательской деятельности" / Т. А. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 4 (36). - С. 62-68. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-62-68
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-62-68

2.

Количество страниц: 8 с.

Международное сообщество взяло на себя ответственность за состояние окружающей среды как среды обитания человека. В международных соглашениях обращается внимание государств на загрязнение и ухудшение качества окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности человека. Особое внимание уделяется вопросам изменения климата и устойчивого развития, взяты под государственный контроль выбросы в атмосферу парниковых газов. По данным исследований на современном этапе начинаются процессы таяния не только арктических льдов, но и многолетней мерзлоты. Таяние многолетней мерзлоты, с одной стороны, является результатом потепления климата, с другой - приведет к неизбежным процессам выброса в атмосферу парниковых газов и станет источником (причиной) изменения климата. Многолетняя мерзлота охватывает территории северной части Америки, Европы, Азии, острова Северного Ледовитого океана, Антарктиды. В работе обосновывается позиция о необходимости изучения термокарстовых процессов на основе международного сотрудничества, организации международной сети мониторинга за состоянием многолетней мерзлоты. Закрепление принципов организации международного сотрудничества, финансирования и создания сети мониторинга за состоянием многолетней мерзлоты в международных соглашениях станет еще одним шагом в деле обеспечения экологической безопасности нашей планеты. Научные изыскания и воспроизводство научных знаний велись по спектру смежных отраслей международного и экологического права и сфер правового регулирования, а также на пересечении права с областями знаний в области мерзлотоведения, геологии, экологии, биологии, охраны окружающей среды.
The international community has taken upon itself the responsibility for the condition of the environment as a human habitat. International conventions draw attention of governments to the pollution and the deterioration of the environment due to economic and other human activities. Particular attention is paid to issues of climate change and sustainable development, emissions of greenhouse gases into the atmosphere are taken under government control. According to research data, at the present stage there is an onset of a thawing process of not just Arctic ice, but also of permafrost. The thawing of permafrost on one hand is a result of climate warming; on the other hand, it will inevitably lead to emission of greenhouse gases into the atmosphere and become a source (cause) of climate change. Permafrost covers the territories of northern parts of America, Europe, Asia, islands of the Arctic Ocean, and the Antarctica. The paper argues for the necessity of research on the thermokarst processes on the basis of international cooperation, the development of an international permafrost monitoring network. Establishing the principles of organization of international cooperation, the funding and the creation of a permafrost monitoring network in international agreements will become another step towards ensuring the environmental security of our planet. Research and reproduction of scientific knowledge were conducted along the spectrum of related fields of international and environmental law and areas of legal regulation, and also at the crossing of law and fields of permafrost studies, geology, ecology, biology, environmental protection.

Яковлева, Т. А. Международный мониторинг многолетней мерзлоты: правовые основы / Яковлева Т. А. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - N 2 (34). - С. 34-41. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-2-34-41
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-2-34-41

3.

Количество страниц: 8 с.

Исследование проведено на основе обзора и анализа публикаций результатов научных исследований в области биологии, охраны окружающей среды, охраны водных объектов, морской среды, а также международного и российского экологического права, регулирующих отношения в области защиты морской среды при освоении месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Проведенное исследование показало, что действующий в международном и экологическом праве России профилактический и предупреждающий подход для предотвращения деградации морской среды и принцип "платит загрязнитель" на современном этапе не решает поставленные задачи. Автором предлагается дополнение международного экологического права подходом, основанным на принципе загрязнитель, не только платит, но и восстанавливает. Совершенствование подходов и принципов международного права станет основанием для изменения российского законодательства и законодательства других стран в целях предотвращения деградации морской среды. После разлива нефти наиболее уязвимыми являются прибрежные акватории морей и их экосистемы, следовательно, в первую очередь, национальное законодательство государств заинтересовано в правовом регулировании охраны морской среды при разливе нефти и нефтепродуктов.

Яковлева, Т. А. Правовое регулирование охраны морской среды приосвоении недр в арктической зоне России (окончание) / Т. А. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 3 (31). - C. 43-50. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-43-50
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-43-50

4.

Количество страниц: 13 с.

Действующее законодательство Российской Федерации не дает определение понятию "экологически опасная деятельность". Представленные в научной литературе определения экологически опасной деятельности не в полной мере отражают ее сущность. В целях оценки правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности при освоении недр в Арктической зоне Российской Федерации исследованы правовые средства, направленные на определение степени потенциальной экологически опасной деятельности. Методологической основой исследования стали общенаучные и специально-юридические методы (формально-логический, толкования норм права, правового моделирования). В соответствии с законодательством Российской Федерации на степень экологически опасной хозяйственной и иной деятельности влияют объекты, на которых осуществляют свою деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели. Такие объекты классифицируются по следующим критериям: 1. степенью негативного воздействия объекта на окружающую среду; 2. отнесением к опасным производственным объектам; 3. объекта государственного экологического контроля по категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - праву каждого на благоприятную окружающую среду; 4. местоположением объекта государственного экологического контроля. С учетом указанных критериев в статье представлено определение и разработана классификация экологически опасной хозяйственной и иной деятельности. Освоение недр в Арктической зоне России относится к экологически опасной деятельности с высоким, значительным и средним уровнями экологического риска.

Яковлева, Т. А. Освоение недр в Арктической зоне России как потенциально экологически опасная деятельность: правовые основы / Т. А. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 3 (33). - С. 30-42. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.64.50.003
DOI: 10.25587/SVFU.2023.64.50.003

5.

Количество страниц: 8 с.

Исследование проведено на основе обзора и анализа публикаций результатов научных исследований в области биологии, охраны окружающей среды, охраны водных объектов, морской среды, а также международного и российского экологического права, регулирующих отношения в области защиты морской среды при освоении месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Проведенное исследование показало, что действующий в международном и экологическом праве России профилактический и предупреждающий подход для предотвращения деградации морской среды и принцип "платит загрязнитель" на современном этапе не решает поставленные задачи. Автором предлагается дополнение международного экологического права подходом, основанным на принципе "загрязнитель не только платит, но и восстанавливает". Совершенствование подходов и принципов международного права станет основанием для изменения российского законодательства и законодательства других стран в целях предотвращения деградации морской среды. После разлива нефти наиболее уязвимыми являются прибрежные акватории морей и их экосистемы, следовательно, в первую очередь национальное законодательство государств заинтересовано в правовом регулировании охраны морской среды при разливе нефти и нефтепродуктов. International and environmental law in Russia does not provide a preventive and precautionary approach to forestall degradation of the marine environment and the "polluter pays" principle at the present stage. The author proposes supplementing international environmental law in the investigated area with an approach based on the principle that the polluter not only pays but also restores. Improvement of approaches and principles of international law will be the basis for changing Russian legislation and legislation of other countries in order to prevent degradation of the marine environment. After an oil spill, the coastal waters of the seas and their ecosystems are the most vulnerable; therefore, the national legislation of states is primarily interested in legal regulation of marine environmental protection in case of oil and petroleum product spills. The legal obligation on oil and gas producing companies to carry out measures to remediate the marine environment will require them to finance scientific research, search and develop new technologies for the safe development of subsoil resources and restoration of the marine environment. This study is a comprehensive analysis of the scientific research results in the field of biology, environmental protection, protection of water bodies, marine environment, as well as international and Russian environmental law governing relations in the field of marine environment protection during the development of mineral deposits on the continental shelf, internal sea waters, in the territorial sea and the adjacent zone of the Russian Federation. Закрыть

Яковлева, Т. А. Правовое регулирование охраны морской среды при освоении недр в Арктической зоне России (начало) / Т. А. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2023. - N 2 (30). - C. 51-58.

6.

Количество страниц: 5 с.

Яковлева, Т. А. Модель правовой охраны природной среды Арктической зоны России. Часть 2 / Т. А. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2022. - N 4 (28). - C. 101-108.

7.

Количество страниц: 8 с.

В настоящее время наблюдается расширение хозяйственной и иной деятельности человека в Арктический регион, в том числе добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана. Значимым представляется степень разработанности механизма правового регулирования в области охраны природной среды Арктической зоны России. В науке экологического права сложились два подхода к правовому регулированию в области охраны окружающей среды в Российской Арктике, первый выступает за разработку и принятие специального закона об Арктической зоне Российской Федерации, второй - за необходимость отражения особенностей Арктики в действующем законодательстве. В результате исследования механизмов правового регулирования в области охраны природных объектов и комплексов, территорий с особым режимом охраны в Арктической зоне России, предложены направления совершенствования экологического законодательства. Правовая охранаприродной среды Арктической зоны России должна основываться на общих механизмах правового регулирования, а также иметь специальные нормы, учитывающие особенности функционирования природной среды в условиях Арктики, в действующем законодательстве Российской Федерации об охране окружающей среды.

Яковлева, Т. А. Модель правовой охраны природной среды Арктической зоны России. Часть 1 / Т. А. Яковлева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2022. – N 3 (27). – C. 34-40.

8.

Количество страниц: 8 с.

Яковлева, Т. А. К вопросу о правовом регулировании сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов / Т. А. Яковлева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2019. – N 3 (15). – C. 24-31.

9.

Количество страниц: 6 с.

Яковлева, Т. А. Муниципальный земельный контроль в системе контрольной деятельности органов местного самоуправления / Т. А. Яковлева, А. Н. Степанова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2021. – N 2 (22). – C. 48-53.

10.

Количество страниц: 8 с.

Яковлева, Т. А. К вопросу о правовом регулировании охраны многолетней мерзлоты / Т. А. Яковлева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2021. – N 4 (24). – C. 76-82.