К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент = On environmental education of future teachers of literature in the process of professional training: regional content
Обложка

К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент = On environmental education of future teachers of literature in the process of professional training: regional content

Статья в журнале

Русский

378.016:502(571.56)

10.25587/2587-5604-2025-1-15-24

экологическое воспитание; учитель русского языка и литературы; профессиональная подготовка; федеральный университет; эко-проблемы; Якутия; региональная литература; вечная мерзлота; северный человек; холод; environmental education; teacher of Russian language and literature; professional training; federal university; environmental issues; Yakutia; regional literature; permafrost; northern man; cold

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37)

В статье анализируются исследования учёных по проблеме экологического воспитания будущих учителей русского языка и литературы в процессе профессиональной подготовки с учётом современных реалий. Проведено пилотное исследование по изучению значимости эко-воспитания и актуальных экологических проблем Республики Саха (Якутия). В опросе приняли участие студенты педагогического направления филологического факультета в количестве 52 респондентов. Результаты обследования демонстрируют, что 71% обучающихся имеет представление об экологии как науке, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и их средой обитания; 59% - уверены, что изменения в климате обусловлены негативными влияниями человека на природу. Кроме этого, установлены наиболее актуальные локальные экологические проблемы, такие как "пожары" (57%), "загрязнение рек, озёр, водоёмов" (37%), "браконьерство" (9%) и пр. Выявлено, что только одна пятая часть студентов готова заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения в будущем, в своей профессиональной деятельности. В связи с этим авторами предложен и описан педагогический опыт изучения художественных текстов региональных авторов, почитающих и уважающих национальные культурные ценности по отношению к окружающей среде, в рамках дисциплин "Модуля воспитательной деятельности". Так, проанализировано стихотворение М. Д. Ефимова "Ода вечной мерзлоте" с точки зрения выявления концепта "холод", который насыщен большим количеством лексем и словосочетаний, в том числе метафорических. Авторы акцентируют внимание на том, что концепт "холод" (в вариациях "мороз", "зима", "вечная мерзлота") является экологическим ресурсом будущих поколений в контексте сохранения культурной и национальной идентичности.
The article analyzes the research of scholars on the issue of environmental education of future teachers of Russian language and literature in the process of professional training taking into account modern realities. A pilot study was conducted to study the importance of eco-education and current environmental problems in the Sakha Republic (Yakutia). The survey covered 52 students of the pedagogical direction of the Faculty of Philology. The results of the survey show that 71% of students have an idea of ecology as a science that studies the interaction of living organisms with each other and their habitat; 59% are sure that climate change is due to the negative impact of humans on nature. In addition, the most pressing local environmental problems were identified, such as fires (57%), pollution of rivers, lakes, reservoirs (37%), poaching (9%), etc. It was revealed that only one fifth of students are ready to engage in environmental education of the younger generation in the future, in their professional activities. In this regard, the authors propose and describe the pedagogical experience of studying literary texts of regional authors who honor and respect national cultural values in relation to the environment, within the framework of the disciplines of the “Module of educational activity”. Thus, the poem by M. D. Efimov “Ode to permafrost” is analyzed from the point of view of identifying the concept of “cold”, which is saturated with a large number of lexemes and phrases, including metaphorical ones. The authors emphasize that the concept of “cold” (in variations of “frost”, “winter”, “permafrost”) is an ecological resource for future generations in the context of preserving cultural and national identity.

Никонова, Н. И. К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент / Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37). - С. 15-24. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-15-24
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-15-24

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно