Федорова Айталина Родионовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: aytap@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Область научных интересов: История, исторические науки

ID Автора: SPIN-код: 4371-9116, РИНЦ AuthorID: 939430

Документы 1 - 4 из 4
1.

Количество страниц: 5 с.

В данной статье при помощи данных этнографии производится попытка обзора отношений человека и мамонтовой фауны. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов Севера. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. Также в статье приводятся данные по современной добыче мамонтового бивня, о связанных с ней духовных практиках. В целом мамонт в представлениях народов Севера - это опасный и иногда зловредным зверь, отношение к нему особое. Он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера, а сегодня как ресурс влияет на социально- экономическое состояние жителей Крайнего Севера, где вокруг его добычи также сформировались духовные обычаи.
In this article with the help of ethnographic data an attempt to review the relationship between man and mammoth fauna is made. The object of the study is the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North. The mammoth fauna always somehow influenced a life of the people whether social, economic or even political sphere of life, and certainly it has left the imprint in a spiritual life of a society as myths, legends and fantastic images which have partly remained till our days. Also in article the data on modern extraction of a mammoth tusk, about the spiritual practices connected with it are resulted. In general the mammoth in representations of the peoples of the North is a dangerous and sometimes malicious animal, the attitude to it is special. It participates in the process of creation of the world, is the strong spirit-assistant at the shaman, acts often in legends in a role of negative beings sometimes even chthonic character, and today as a resource influences a social and economic condition of inhabitants of the North where spiritual customs also were generated around its extraction.

Федорова, А. Р.
Этнографические аспекты изучения отношений человека и мамонта / Федорова А. Р. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936-2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 99-103.

2.

Количество страниц: 2 с.

Для успешного проведения исследования необходимо понимать потенциал накопленного материала, выявить лакуны и обозначить дальнейшие направления. Как правило информация часто разрозненна, часть материалов возможно еще не введена в научный оборот. В последние годы для объединения материалов используются базы данных, позволяющие не только обобщать, но и систематизировать и вести поиск необходимой информации. В контексте НИР лаборатории "Человек в Арктике" была разработана база данных по костным останкам в археологических памятниках Якутии.
It is necessary to understand the potential of the stored material, identify gaps and identify further directions for successful research. The information is often scattered, some of the materials have not yet been introduced into scientific circulation. In recent years, databases have been used to combine materials, allowing not only to generalize, but also to systematize and search for the necessary information. In the context of the research of the laboratory "Human in the Arctic", a database on bone remains in the archaeological sites of Yakutia was developed.

Прокопьева, А. Н.
Костные останки на археологических памятниках Якутии: опыт создания базы данных / Прокопьева А. Н., Слепцова А. А., Федорова А. Р. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН // Четвертичная палеонтология и палеоэкология Якутии : материалы международного научного семинара, посвящённого 85-летию co дня рождения известного ученого палеонтолога, д.б.н. П. А. Лазарева (1936—2011) / редакционная коллегия: М. Ю. Чепрасов, С. Е. Федоров, Г. П. Новгородов. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 120 с. : ил., карт. ; 21 см. - С. 26-27.

3.

Количество страниц: 5 с.

В данной статье производится попытка выявления в мифологии народов циркумполярного мира категории образов, которые почерпнуты из находок останков мамонта. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре северных народов. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора и систематизации данных о роли мамонта в фольклоре народов циркумполярного мира. Источниками исследования послужат фольклорные и этнографические данные, описывающие образ мамонта в духовной культуре народов Севера, а также вовлекаются архивные данные из Музея антропологии и этнографии и Русского географического общества. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления народов Севера о мамонте весьма необычны, они имеют некоторые сходства: среда обитания, часто внешний облик. Основой возведения вокруг него образов являются бивни и иногда шерсть. Внешне мамонт синкретичен, он сочетает в себе признаки водного и сухопутного зверя, при этом полностью его морфология остается неизвестна: бивни часто принимают за рога, наличие хобота почти ни у кого не отмечается. В целом мамонт представляется нам опасным и иногда зловредным зверем; отношение к нему у народов Севера особое: он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера.
This article attempts to identify in the mythology of the peoples of the circumpolar world the category of images that are drawn from the finds of mammoth remains. The object of research is the image of the mammoth in the spiritual culture of the Northern peoples. Mammoth fauna has always influenced the life of people in one way or another, whether it is social, economic or even political, and of course it has left its imprint in the spiritual life of society as myths, legends and fantastic images that have partially survived to our days. To date, there are scattered data on the representation of different peoples about the mammoth fauna. As a rule, these myths are written comprehensively with the entire spectrum of folklore of a particular ethnic group and were not considered in a single context. The novelty of this research is an attempt to collect and systematize data on the role of the mammoth in the folklore of the peoples of the cir cumpolar world. The research sources are folklore and ethnographic data describing the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North, as well as archival data from the Museum of anthropology and Ethnography and the Russian geographical society. According to the results of the study, it can be concluded that the ideas of the peoples of the North about the mammoth are very unusual, they have some similarities: the habitat, often the appearance. The basis for the construction of images around it are tusks and sometimes wool. Externally, the mammoth is syncretic, it combines the characteristics of an aquatic and land animal, while its morphology remains completely unknown, tusks are often mistaken for horns, and the presence of a trunk is almost never noted. In General, the mammoth seems to us a dangerous and sometimes malicious beast, the attitude to it among the peoples of the North is special, it participates in the process of creating the world, is a strong spirit-assistant to the shaman, often acts in legends as negative beings, sometimes even of a chthonic nature.

Федорова, А. Р.
О некоторых представлениях народов циркумполярного мира о мамонте / Федорова А. Р. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 148-152. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.026
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.026

4.

Количество страниц: 18 с.

Васильева, О. В. Воображение Севера в контексте освоения природной среды: мамонт в мифологических представлениях якутов / О. В. Васильева, А. А. Кузьмина, А. Р. Федорова // Научный диалог. – 2021, N 1. – С. 194-210.
DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-194-210