Григорьев Ньургун Афанасьевич (Grigoriev Nurgun A.)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 677007, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: na.grigorev@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. полит. наук

Область научных интересов: Федерализм, региональная политика, региональное управление, региональные политические режимы, процессы модернизации и демократизации

ID Автора: SPIN-код: 3649-9539, РИНЦ AuthorID: 781034

Документы 1 - 10 из 13
1.

Количество страниц: 12 с.

В данной статье исследованы основные направления сотрудничества России и Китайской Народной Республики в Арктическом регионе. В новых геополитических условиях, санкциях, ухудшения отношений с западными странами, Россия переориентировала внешнюю политику со странами Азии и Глобального Юга. Для поддержания стабильности и развития экономики необходимо решить внутренние задачи развития регионов. Наиболее важными с точки зрения социально-экономических и геополитических факторов являются такие макросубъекты, как Дальний Восток и Арктика. Были созданы отдельные институты управления - Министерство Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Принимаются нормативно-правовые акты, касающиеся развития данных регионов. Реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, в которые вкладывают средства зарубежные инвесторы, в том числе китайские. В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику в арктическом регионе. Растет заинтересованность в освоении Северного морского пути и Северо-Западного пути. Китай является с 2013 г. страной-наблюдателем в Арктическом совете, у него есть свои интересы в правовом определении морских вод Арктики. Наращивается научное взаимодействие с арктическими странами в области изучения изменения климата и наблюдения за северным сиянием. В последние годы Россия и Китай усиливают межгосударственное взаимодействие в различных сферах. Наиболее результативным направлением на сегодня выглядит взаимодействие в энергетической сфере, например, проект ЯМАЛ СПГ. Перспективными выглядят направления в вопросе строительства атомных ледоколов и совместном развитии Северного морского пути. Также ожидается вклад Китая в инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, среди которых стоит выделить территории опережающего развития. Для Республики Саха (Якутия) наиболее важным является строительство Ленского моста, который должен соединить транспортные пути на Дальнем Востоке, Восточной Азии и в Арктике.
This article examines the main areas of cooperation between Russia and the People’s Republic of China in the Arctic region. In the new geopolitical conditions, sanctions, deterioration of relations with Western countries, Russia has reoriented its foreign policy with the countries of Asia and the Global South. To maintain stability and develop the economy, it is necessary to solve internal problems of regional development. The most important from the point of view of socio-economic and geopolitical factors are such macro-entities as the Far East and the Arctic. Separate management institutions have been established - the Ministry for the Far East and the Arctic, the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic. Regulatory and legal acts concerning the development of these regions are being adopted. The largest investment projects are being implemented, in which foreign investors, including Chinese ones, invest. In recent years, China has been pursuing an active foreign policy in the Arctic region. There is a growing interest in the development of the Northern Sea Route and the Northwest Route. As an observer country in the Arctic Council since 2013, China has its own interests in the legal definition of Arctic sea waters. Scientific cooperation with Arctic countries in the field of climate change and northern lights observation is increasing. In recent years, Russia and China have been strengthening interstate cooperation in various areas. The most effective area today seems to be cooperation in the energy sector, forexample, the YAMAL LNG project. The areas of construction of nuclear icebreakers and joint development of the Northern Sea Route seem promising. China is also expected to contribute to the development of investment projects in the Far East, among which it is worth highlighting the territories of advanced development. For the Republic of Sakha (Yakutia), the most important project is the construction of the Lena Bridge, which should connect transport routes in the Far East, East Asia and the Arctic.

Григорьев, Н. А.
Российско-китайское сотрудничество в Арктике / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 110-121. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121

2.

Количество страниц: 15 с.

В данной статье исследуется политика развития Российской Арктики в форме становления институтов управления. В рамках федеративного устройства нашей страны актуализируется реализация региональной политики местных территорий. В 2000-е гг. актуализировался адресный, компенсаторский подход, где выделяются наиболее перспективные макро субъекты. Особенно обозначены Дальний Восток и Арктический регион по причине совокупности социально-экономических факторов, природно-климатических условий, транспортной инфраструктуры, геополитического положения. В области нормативно-правовой сферы были приняты стратегии, концепции, постановления развития Арктического региона. Наблюдается оформление институционального управления в виде создания отдельных органов власти. До середины2000-х гг. функции по развитию Арктики дублировались в различных федеральных ведомствах. В 2014 г. создается отдельная Государственная комиссия по развитию Арктики. В 2019 г. к ранее функционировавшему Министерству по развитию Дальнего Востока Российской Федерации добавляются задачи развития Арктики. Также функционирует отдельная государственная Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики, отвечающая за инвестиционный потенциал. Эффективность арктической политики зависит также от четкого определения и разделения функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти, что положительно влияет на общее экономическое развитие страны и федеративных отношений
This article examines the development policy of the Russian Arctic in theform of the formation of governance institutions. Within the framework of the federal structure of our country, the implementation of regional policy of local territories is being updated. In the 2000s, the targeted, compensatory approach was updated,where the most promising macro-subjects are identified. The Far East and the Arctic region are especially noted due to the combination of socio-economic factors,natural and climatic conditions, transport infrastructure, and geopolitical position.In the field of regulatory and legal sphere, strategies, concepts, and regulations for the development of the Arctic region were adopted. The formation of institutional management in the form of the creation of separate authorities is observed. Until themid-2000s, the functions of developing the Arctic were duplicated in various federal departments. In 2014, a separate State Commission for the Development of the Arctic was created. In 2019, the previously functioning Ministry for the Development of the Russian Far East was supplemented with the tasks of developing the Arctic.There is also a separate state Corporation for the Development of the Far East and Arctic, responsible for investment potential. The effectiveness of Arctic policy also depends on a clear definition and division of functions and powers between federal and regional authorities. Regional policy is an integrating factor in the interaction of the two levels of government, which has a positive effect on the overall economic development of the country and federal relations

Григорьев, Н. А.
Развитие институционального управления Арктическим регионом России / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 3 (37). - С. 108-122. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122

3.

Количество страниц: 7 с.

В данной работе исследуются изменения полномочий, функций института Глав субъектов после 2020 г., а именно в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также структуры федерально-региональных отношений. Рассмотрены правовые акты и иные документы, которые закрепляют, утверждают или изменяют полномочия Глав субъектов. В данный период главы субъектов получили довольно широкий спектр полномочий и самостоятельности для реализации политики в регионах. Регионы начали самостоятельно вводить режимы самоизоляции, оказывать меры поддержки населению, вводить масочные режимы, вакцинацию населения, QR-коды. Особенностью расширения полномочий стало не только самостоятельность региона, а то, что федеральный центр вначале разрабатывал лишь примерный политический курс, а после эффективных действий глав регионов вводил эти меры как общегосударственные.
This paper examines changes in the powers and functions of the institute of Heads of constituent entities after 2020, namely in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic, as well as the structure of federal-regional relations. Legal acts and other documents that enshrine, approve or change the powers of the Heads of constituent entities are considered. During this period, the heads of constituent entities received a fairly wide range of powers and independence to implement policies in the regions. Regions began to independently introduce self-isolation regimes, provide support measures to the population, introduce mask regimes, vaccination of the population, QR codes. A feature of the expansion of powers was not only the independence of the region, but the fact that the federal center initially developed only an approximate political course, and after the effective actions of the heads of regions, introduced these measures as nationwide.

Григорьев, Нь. А.
Изменения полномочий глав субъектов Российской Федерации в 2020 г. / Н. А. Григорьев, К. С. Кукушкин ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 69-75. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-69-75
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-69-75

4.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2025. - N 1 (37)

Количество страниц: 9 с.

Авторы статьи рассматривают актуальные вопросы в российско-китайских отношениях, в контексте текущих глобальных внешнеполитических изменений. Партнерство этих двух держав занимает центральное место в мировой политике и экономике, существенно внося вклад в становление многополярного мира и нивелируя однополярные тенденции. Цель исследования - анализ ключевых направлений взаимодействия России и Китая, выявление механизмов взаимной выгоды и стратегических интересов сторон. Особое внимание уделяется оценке текущих вызовов и перспектив, с которыми сталкиваются страны в условиях динамично меняющейся геополитической обстановки, а также предлагаются пути для углубления и расширения сотрудничества в будущем, что способствует укреплению позиций обоих государств на мировой арене. В статье были использованы материалы по торгово-экономическим отношениям между Китаем и Россией, экспертно-аналитические статьи. Были использованы сравнительный, институциональные методы при анализе российско-китайского сотрудничества. Среди обозначенных результатов исследования - на сегодня обозначены основные тенденции межрегионального сотрудничества между двумя странами, а именно, в экономике, торговле, транспорте, энергетике и безопасности. Большую роль в условиях формирующегося многополярного мира имеют международные союзы и организации. Две державы активно взаимодействуют в рамках БРИКС и ШОС. Это взаимодействие создает возможности для обеспечения устойчивого развития и стабильности, что является ключевым для обеих стран и всего региона в целом. Также развиваются отношения в гуманитарной сфере: образовании, науке, межкультурного взаимодействия. В последнее время актуализируется значение арктического региона, где у России и Китая существуют совместные проекты, например, "Арктик СПГ-2". В дальнейшем возможны исследования российско-китайского партнерства в освоении Арктики.
The authors of the article consider current issues in Russian-Chinese relations, in the context of current global foreign policy changes. The partnership of these two powers occupies a central place in world politics and economics, significantly contributing to the formation of a multipolar world and leveling unipolar tendencies. The purpose of the study is to analyze the key areas of interaction between Russia and China, identify mechanisms of mutual benefit and strategic interests of the parties. Particular attention is paid to assessing the current challenges and prospects that countries face in a dynamically changing geopolitical environment, and ways are proposed to deepen and expand cooperation in the future, which helps to strengthen the positions of both states on the world stage. The article used materials on trade and economic relations between China and Russia, expert and analytical articles. Comparative and institutional methods were used in the analysis of Russian-Chinese cooperation. Among the indicated results of the study - today the main trends of interregional cooperation between the two countries are identified, namely, in the economy, trade, transport, energy and security. International unions and organizations play a major role in the emerging multipolar world. The two powers actively interact within the BRICS and SCO. This interaction creates opportunities for ensuring sustainable development and stability, which is key for both countries and the entire region as a whole. Relations are also developing in the humanitarian sphere: education, science, intercultural interaction. Recently, the importance of the Arctic region has become more important, where Russia and China have joint projects, such as Arctic LNG-2. In the future, it is possible to study Russian-Chinese partnership in the development of the Arctic.

Григорьев, Н. А. Особенности межрегионального сотрудничества России и Китая / Н. А. Григорьев, В. С. Третьяков ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2025. - N 1 (37). - С. 13-21. - DOI: 10.25587/2587-5612-2025-1-13-21
DOI: 10.25587/2587-5612-2025-1-13-21

5.

Количество страниц: 7 с.

В данной работе исследуется государственная политика поддержки молодых специалистов в Республике Саха (Якутия) с целью выявления эффективности действующих мер и программ, а также разработки рекомендаций по их улучшению. Проанализирована история и современное состояние государственной политики поддержки молодых специалистов в Республике Саха (Якутия). Оценены существующие программы и меры поддержки молодых специалистов в регионе. Выявлены проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются молодые специалисты в Республике Саха (Якутия). Составлены рекомендации для совершенствования политики поддержки молодых специалистов.
This paper examines the state policy of support for young professionals in the Sakha Republic (Yakutia) in order to identify the effectiveness of existing measures and programs, as well as to develop recommendations for their improvement. The history and current state of the state policy of support for young professionals in the Sakha Republic (Yakutia) are analyzed. The existing programs and measures to support young professionals in the region are assessed. The problems and challenges faced by young professionals in the Sakha Republic (Yakutia) are identified. Recommendations for improving the policy of support for young professionals are made.

Григорьев, Нь. А. Государственная политика поддержки молодых специалистов в Республике Саха (Якутия) / Н. А. Григорьев, М. А. Терентьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 4 (36). - С. 69-75. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-69-75
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-69-75

6.

Количество страниц: 6 с.

В данной работе рассматривается вопрос эволюции нормативно-правовой базы функционирования региональных парламентов в современной истории Российской Федерации. Региональные законодательные собрания (легислатуры) являются важным политическим институтом в развитии российского федерализма. Отмечается проблема формирования региональных законодательных собраний и определение четкой нормативной базы функционирования. Материалы статьи основаны на изучении нормативных актов, осуществляющих положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. ФЗ № 184 "Об общих принципах реализации законодательных, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Григорьев, Н. А. Развитие нормативно-правовой базы функционирования региональных парламентов в современной России / Н. А. Григорьев, А. Н. Захаров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 3 (31). - C. 67-72. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-67-72
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-67-72

7.

Количество страниц: 3 с.

Статья посвящена почетному работнику воздушного транспорта РС(Я), члену Международного сообщества писательских союзов, лауреату премии им. В. И. Кузьмина.

Григорьев, Н. А. Иван Ефимович Негенбля - историк авиации Арктики / С. С. Атласова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 3 (33). - С. 146-148.

8.

Количество страниц: 13 с.

Арктическое пространство становится важным геополитическим фактором в развитии международных отношений. Здесь пересекаются интересы ведущих держав мира, находятся большие запасы полезных ископаемых, существуют территориальные споры, развиваются северные морские пути. Арктические страны выстраивают системы взаимодействия и развития данного региона, результатом которого является создание международных организаций, такие как Арктический совет, или утверждаются комплексные программы устойчивого развития северных территорий. Целью данной статьи является определение роли неарктических держав в развитии арктического пространства. Наиболее активными новыми акторами являются Китайская Народная Республика, Индия, Южная Корея, Япония, Европейский Союз. В ходе исследования было показано, что вносится большой вклад в экономическое развитие, создаются научные центры по изучению экологии, изменению климата, добычи полезных ископаемых. Возникают вопросы о правовом статусе арктических морей, по которым проходят торговые судна. В будущем возможны варианты дальнейшего изменения институционального управления арктическим регионом, расширения полномочий и состава Арктического совета, подписания новых международных правовых документов о совместном межгосударственном освоении данного пространства на основе эффективного и доверительного партнерства.

Григорьев, Н. А. Роль неарктических держав в арктическом геополитическом пространстве / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 3 (33). - С. 121-133. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.64.90.008
DOI: 10.25587/SVFU.2023.64.90.008

9.
Авторы:
Григорьев Ньургун Афанасьевич, Аянитов Владислав Валерьевич

Количество страниц: 8 с.

Григорьев, Н. А. Арктическая политика США / Н. А. Григорьев, В. В. Аянитов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2018. – N 3 (11). – C. 26-32.

10.

Количество страниц: 6 с.

Григорьев, Нь. А. Государственная региональная политика в Республике Саха (Якутия) в системе отношений "центр–регион" / Н. А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". – 2016. – N 1 (01). – C. 77-82.