Артыкбаев Жамбыл Омарович

Место работы автора, адрес/электронная почта: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева ; 010008, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатпаева, 2 ; http://www.enu.kz

Ученая степень, ученое звание: д-р ист. наук

Область научных интересов: История

ID Автора: РИНЦ AuthorID: 262667, ORCID: 0000-0001-5020-9361

Документы 1 - 5 из 5
1.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена анализу исторического антропонима Агам Огус, встречающегося в фольклоре народа саха. Для интерпретации автором использованы казахские исторические сказания об Огуз кагане, также труды Рашид-ад-Дина и Абулгазы (Абуль-Гази Бахадур хана). Автор приходит к выводу о том, что Агам Огус и есть отражение древнего сказания Великой степи об Огуз кагане.
Article is devoted to the analysis of the historical antroponim "Агам Огус" which is found in folklore of the people of sakha. For interpretation the Kazakh historical legends about Oguz to the kagcna are used by the author . Also the works of Rashced-ad-dyne and Abulgazy are involved. The author comes to a conclusion that "Агам Огус" is a reflection of the ancient legend of the Great steppe about Ogus kagan.

Артыкбаев, Ж. О. Ағам Оғус в мифологии саха: историческая ретроспектива / Ж. О. Артыкбаев ; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 2 (15). - С. 17-24.

2.

Количество страниц: 8 с.

В устной традиции казахского народа, а также в степной историологии с давних времен основной категорией истории служит не историческая эпоха, а личность. Одним из таких героев является Мейрам сопы, который как родоначальник известен не только в исторической генеалогии казахов, но и некоторых других тюркоязычных народов Сибири, в том числе саха. Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что древний этап этногенеза казахов и саха имеет общую генеалогическую структуру. Из казахских генеалогических преданий мы узнаем, что Мейрам сопы является родоначальником старшей линии племен из конфедерации Аргын, входящей в свою очередь в состав Среднего жуза. Сведения о том, что Мейрам сопы присутствует в генеалогии саха, мы находим в некоторых фольклорных сборниках и исследованиях. Одна из первых исторических генеалогий народа саха была записана со слов знатока истории в 1893 г. якутом из Баягантайского улуса Пантелеймоном Егоровичем Готовцевым. Перевод на русский язык был осуществлен известным языковедом, составителем "Словаря якутского языка" Э. К. Пекарским и издан в сборнике в честь семидесятилетия Г. Н. Потанина. На основании этого следует предположить, что происхождение казахов и якутов имеет общие корни и распад единого народа произошел в эпоху Великого переселения народов.
In the oral tradition of the Kazakh people, as well as in the history of the steppe has been the main categories of history is not historical epoch but personality. One of these heroes is Meyram sopy that as the founder of well-known not only in the historical genealogy of Kazakhs, but also in some other Turkic-speaking peoples of Siberia, including the Sakha. Our analysis suggests that the ancient stage of the ethnogenesis of the Kazakhs and Sakha have a common genealogical structure. We learn from kazakh genealogical legends, that Meyram sopy is an ancestor of the senior line of tribes from the Argyn confederation which is in turn a part of the Orta (“Average”) zhuz. We find data that Meyram sopa is present at genealogy Sakha in several folklore collections and researches. One of the first historical genealogy of Sakha people was written down according to the expert on history in 1893 by Panteleymon Egorovich Gotovtsev, Yakut of the Bayagantau ulus. A translate into Russian was made by the famous linguist, the author of the dictionary of Yakut language, E. K. Pekarsky and published in the collection in honor of G. N. Potanin's seventieth anniversary. From what it is necessary to assume that the origin of Kazakhs and Yakuts has the general roots and disintegration of the uniform people happened during an era of Great resettlement of the people.

Артыкбаев, Ж. О. Казахское генеалогическое сказание о Мейрам сопы – одном из первопредков саха / Ж. О. Артыкбаев ; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 1 (18). - C. 20-27.

3.

Количество страниц: 8 с.

В статье автор рассматривает некоторые общие проблемы и параллели в устной традиции казахов и саха - якутов. В качестве примера взята эпическая поэма "Козы Корпеш – Баян сулу". Первыми вопрос о родстве казахского и якутского вариантов поэмы поставили выдающиеся исследователи, видные государственные и общественные деятели начала ХХ в. П. А. Ойунский и М. Тынышпаев. Автором выявлены причины распространения сюжетов "Козы Корпеш – Баян сулу" на огромной территории Центральной Азии.
In this article the author considers some common problems and parallels in oral tradition of Kazakhs and Yakut Sakha. The epic poem "Kozy Korpesh – Bayan sulu" is taken in qualities of an example. At first the question of relationship of the Kazakh and Yakut versions of the poem was put by outstanding researchers, eminent state and public figures of the beginning of the XX century P. A. Oyunsky and M. Tynyshpayev. The author established the reasons of distribution of plots "Kozy Korpesh – Bayan sulu" in the huge territory of Central Asia.

Артыкбаев, Ж. О. Казахская эпическая поэма "Козы Корпеш - Баян сулу": саха-казахские мифо-исторические параллели / Ж. О. Артыкбаев ; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N 2 (11). - С. 49-56.

4.

Количество страниц: 6 с.

Артыкбаев, Ж. О. О казахском племени сiргелi: проблемы происхождения = About the Kazakh sirgeli tribe: problems of origin / Ж. О. Артыкбаев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2020. — N 2 (31). — С. 34-39
DOI: 10.25693/SVGV.2020.31.2.004

5.

Количество страниц: 8 с.

Артыкбаев Ж. О. Образ родоначальника Хаптагай батыра в устной традиции и генеалогических рассказах казахов и саха / Ж. О. Артыкбаев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2019. - N 4 (29). - С. 112-119. – DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.15.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.15