Тематические подборки
Картинка коллекции
Эпическим произведениям коренных малочисленных народов Севера наряду с самобытностью присущи общие черты. Так, к ним относятся, например, соучастие сказителя и слушателей в процессе повествования, почитание сказителя как обладателя божественного дара. Эпосы различных этносов обладают схожей структурой: зачин-вступление; завязка; кульминация; развитие действия. Помимо сюжетной структуры эпосам свойственны и общие мотивы.
Эпос представляется как некоторая энциклопедия аутентичного быта и духовной культуры народа, так, например, во многих эпосах рассказывается о структуре мира (как правило, трехчастной), об особенностях жилища, традиций того или иного народа.

Героический эпос долган
Самым архаичным в фольклоре долган является эпический жанр – олонхо, впитавший в себя многовековую историю и традиции целого народа. Олонхо – героический эпос долган, который включает в себя мифологию, религию и психологию этноса. В переводе с долганского слово «олоҥхо» означает «повествование, рассказ, вымысел». Исторические легенды и предания рассказывали о переломных моментах в жизни народа. Олонхо является вершиной духовного творчества долган, сплавом его мудрости, сокровищницей языкового богатства. Среди других жанров олонхо выделяется монументальностью и уникальными особенностями.

Эвенский нимкан
В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме. Песенно-прозаический эпос исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища.

Эвенкийский нимнгакан
Материалы по эвенкийскому эпосу свидетельствуют о том, что в нем имеются такие древние элементы, как героическое сватовство, борьба с чудовищами и др., присущие догосударственному эпосу. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Сюжеты эвенкийских нимнгаканов разнообразны. Есть сказания об одиноких героях - пеших охотниках, становящихся родоначальниками эвенков; о женщинах-богатырках; о братьях-богатырях, спасающих друг друга; о брате и сестре и др.

Юкагирские сказания
Исторические предания занимают в фольклоре лесных юкагиров одно из видных мест. Предания о межплеменной борьбе являются своеобразной народной летописью, отображающей историю далекого прошлого. Многие из преданий, рассказывающих о военных подвигах юкагирских мужчин, содержательно уже ориентированы на героизацию соплеменников и стоят по своему развитию как бы на пути к архаическому героическому эпосу. Исторические предания лесных юкагиров значительно отличаются от цикла сказаний тундровых юкагиров о богатыре Эдилвее, характеризующихся большим объемом, присутствием типических персонажей, сюжетов и мотивов, переплетением признаков военно-героических преданий, мифологических представлений и волшебных элементов, яркостью и образностью языка и т.д.

Данная подборка включает эпическое наследие долган, эвенков, эвенов и юкагиров: как сами фольклорные тексты, так и научную и научно-популярную литературу по этой теме.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована картина Ю. Спиридонова "Хозяин Момских гор".
Издания подборки 1 - 10 из 53
1.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье проанализированы основные особенности исполнения эпоса эвенов. В эпической традиции эвенов сосуществуют до настоящего времени песенно-прозаический и прозаический эпос, а ранее был и собственно песенный эпос. Весь эпос эвенов назывался нимкан. Но для разграничения песенного, песенно-прозаического и прозаического эпоса эвены употребляют слово нимкан с дополнительными словами-определениями. Эпос, исполняемый песенно, называют икэ-нимкан (песня-нимкан); песенно-прозаический эпос - икэякэн нимкан (нимкан с песней)-, собственно прозаический - нимкан, а короткие сказки - урумкун нимкан (короткий нимкан). Исполнение эпоса было приурочено к определенному месту и времени и было привязано к годовому циклу - имело сезонность. Эвенский эпос нимкан обладал развитой специализацией исполнения. Эпос исполнял Һпрофессиональныйһ сказитель при наличии помощника эдъимҥи, исполняющего функцию защиты, призванного своими действиями ограждать исполнителя и слушателей от злых духов (ариҥкая). Наличие такого помощника было обусловлено тем, что, по поверьям эвенов, бодрствование злых духов начинается в темное время суток, т.е. именно в тот момент, когда идет активное исполнение эпоса. У эвенов большое значение в ритуале исполнения эпоса имела аудитория, которая являлась активным коллективным слушателем.
This article analyzes the main features of the execution of the Even epic. The work is based on the study of the epic heritage, the personalities of the performers of the song, song prose and prose epic. The epic heritage of any nation, connected with its linguistic baggage and being a part of spiritual culture, requires a multilateral analysis, taking into account the significance of the creative person. The performance of the epic was timed to a specific place and time and was tied to the annual cycle - it had seasonality. The Even epic nimkan possessed a developed specialization of performance. The epic was performed by a "professional" storyteller with an assistant ediyimi performing a defense function, called upon to protect the performer and listeners from evil spirits (arimkal) by his actions. The presence of such an assistant was due to the fact that, according to the Evens, the wakefulness of evil spirits begins in the dark, i.e. precisely at the moment when the active fulfillment of the epic is underway. Among the Evens, the audience, which was an active collective listener, was of great importance in the ritual of performing the epic.

Петрова, В. А.
Аудитория и ее влияние на творческое мастерство исполнителя эвенского эпоса / Петрова В. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 293-296. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056

2.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38)

Количество страниц: 9 с.

Статья посвящена исследованию жанровой эволюции эпического цикла о Чинанае в эвенкийской фольклорной традиции. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа уникальных локальных традиций, таких как цикл о Чинанае у олёкминских эвенков, остававшихся ранее малоисследованными. Новизна работы заключается во введении в научный оборот ранее не публиковавшихся текстов и выявлении особенностей жанровой трансформации, при которой эпическое повествование сохраняет мифологическое ядро, несмотря на процессы комизации. Цель исследования – реконструкция этапов эволюции цикла – от архаических форм к десакрализованным. Задачи исследования: выделить сюжетно-композиционные особенности, определить степень сохранности архаических элементов в поздних вариантах текстов, исследовать двойственную природу героя, проследить жанровую динамику текстов. В работе применяются методы структурного и контекстуального анализа, позволяющие раскрыть диалектику сакрального и профанного в образе главного героя. Особое внимание уделяется образу Чинаная, сочетающему черты культурного героя-демиурга и трикстера. Выделены ключевые мотивы (проделок дурака, попыток невозможного, этногенетических объяснений), демонстрирующие жанровую динамику от сакрального мифа к бытовому повествованию. Теоретической основой исследования послужили концепции В. Я. Проппа, М. М. Бахтина и Е. М. Мелетинского, с акцентом на локальных особенностях эвенкийского материала. Источником исследования стали записи нимнгаканов олёкминских эвенков из сборника "Фольклор эвенков Олёкмы" (2021). Данные тексты, ранее не публиковавшиеся, представляют собой короткие сюжеты, бытующие исключительно у тянских эвенков, что указывает на их локальное происхождение. Анализ выявил специфику эвенкийского материала: сохранение мифологической основы при усилении комических черт; его локальную вариативность; уникальный синтез черт культурного героя и трикстера в образе Чинаная. В исследованных мотивах о Чинанае прослеживаются ключевые архети-пические сюжеты, характерные для мифологии и эпоса народов Сибири. Эти мотивы отражают классический образ трикстера – героя, нарушающего нормы и своими действиями вызывающего неожиданные, подчас комические или трагические последствия. Цикл о Чинанае представляет собой ценный пример динамики фольклорной традиции, демонстрирующий адаптацию эпического повествования к новым культурным условиям при сохранении связи с архаическими корнями. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Особый интерес представляет трансформация эпических текстов, где традиционные героические нарративы постепенно утрачивают сакральность, приобретая новые черты. Дальнейшая работа в этом направлении позволит не только углубить понимание эвенкийской эпической традиции, но и внести вклад в общую теорию фольклора, демонстрируя универсальность и уникальность механизмов жанровой трансформации в устных культурах.
This study investigates the genre evolution of the Chinanay epic cycle within the Evenki folklore tradition. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a comprehensive approach that examines both its intrinsic genre dynamics and its interplay with other forms of cultural expression. The relevance of this study stems from the need to analyze unique local traditions, particularly the Chinanay cycle among the Olyokma Evenki, which has remained understudied. The scholarly novelty of this work lies in its introduction of previously unpublished texts into academic discourse and its identification of distinctive features of genre transformation, wherein epic narratives retain their mythological core despite processes of comization. The research aims to reconstruct the evolutionary stages of the cycle: from archaic to desacralized forms. Employing structural and contextual analysis methods, this study elucidates the dialectic between the sacred and profane in the protagonist’s characterization. Special emphasis is placed on the figure of Chinanay, who embodies both culture hero-demiurge and trickster attributes. Key motifs were identified (the fool’s antics, attempts at the impossible, ethnogenetic explanations), illustrating the genre’s progression from sacred myth to quotidian narrative. These motifs exemplify the dynamic interplay between mythological preservation and folkloric adaptation in Evenki oral tradition. The study is grounded in the theoretical frameworks of V. Y. Propp, M. M. Bakhtin and E. M. Meletinsky, with particular emphasis on local specificities within the Evenki material. The primary source material consists of nimngakan (heroic epic) recordings from the Olyokma Evenki, published in the anthology Folklore of the Olyokma Evenki (2021). These previously unpublished texts represent short narrative cycles preserved exclusively among the Tyanya Evenki subgroup, indicating their distinct regional provenance. Our analysis identified three defining characteristics of this Evenki narrative tradition: the persistence of mythological foundations alongside increasingly prominent comedic elements; significant local variation in narrative performance; a unique synthesis of culture-hero and trickster attributes within Chinanay’s characterization. The examined Chinanay motifs reveal archetypal narrative patterns characteristic of Siberian mythological and epic traditions. These motifs epitomize the classic trickster paradigm – a boundary-crossing figure whose transgressive acts generate unexpected consequences ranging from comic to tragic. The Chinanay cycle constitutes a significant case study in folklore dynamics, demonstrating how epic narratives adapt to evolving cultural contexts while maintaining continuity with archaic roots. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a multidimensional approach that examines both intrinsic genre development and cross-cultural interactions. Of particular scholarly interest is the transformational process whereby heroic narratives gradually shed their sacred dimensions while acquiring new expressive features.

Дьяконова, М. П. Жанровая трансформация эпического текста в эвенкийском фольклоре: цикл о Чинанае / М. П. Дьяконова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38). - С. 94-102. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102

3.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются мифологические образы в героических сказаниях (нимнгаканах) известного эвенкийского сказителя Н.Г. Трофимова, представляющего локальную эпическую традицию эвенков рода Бута. Нимнгакан - архаический эпос, основанный на мифологических воззрениях, и это отразилось в характере и функциях героев, появлении мифологических персонажей. Целью исследования является характеристика образов небесных светил, божеств неба и земли, духов-хозяев природы. Перечисленные мифологические персонажи помогают богатырям среднего мира преодолеть препятствия и одолеть врага. Для решения поставленных задач автором использованы типологический и сравнительный методы. Результат работы требует дальнейшего сопоставительно-сравнительного исследования с другими локально-эпическими традициями эвенков.
The article discusses the mythological images in the heroic legends (nimngakans)Of the famous Evenk storyteller N.G. Trofimov, representing the local epic tradition of the Evenks Of the Buta clan. Nimngakan is an archaic epic based on mythological views, and this is reflected in the character and functions of the heroes, the appearance of mythological characters. The aim of the study is to characterize the images of the heavenly bodies, the deities of heaven and earth, the spirits of the masters of nature. The listed images help the heroes of the middle world toovercome obstacles and overcome the enemy. To solve the set tasks, the author used typological and comparative methods. The result of the work requires further comparative and comparative research with other local epic traditions of the Evenks.

Яковлева, М. П. Классификация мифологических персонажей в эвенкийских героических сказаниях Н. Г. Трофимова / Яковлева М. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 288-293. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.055
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.055

4.

Год выпуска: 2025

Эпическая сказка лесных юкагиров (одулов) о приключениях находчивого человека Бэрбэкина в подземном мире предков и среди Богов Верхней земли. Сказка сохраняет народные мифологические образы, а также заимствования из фольклора других народов. Для учащихся старших классов, студентов, всех, кто интересуется юкагирским языком и фольклором
6.

Год выпуска: 2025

В этой книжке с замечательными иллюстрациями художника В. В. Данилова ты прочтешь легенду о древнем животном мамонте, когда-то жившем на территории нашей республики. Рассказал легенду в 1896 г. на реке Коркодон верхнеколымский юкагир Н. Самсонов собирателю и исследователю фольклора народов Севера Владимиру Ильичу Иохельсону. В юкагирских сказках и преданиях заключена мудрость древнейших жителей нашей республики. Прочитай легенду, переведи на русский язык с помощью словаря, помещенного в конце книги
7.

Год: 2022

Эвены Березовки - это одна из этнических групп эвенов, которая сохранила самобытный образ жизни, богатую материальную, духовную культуру. В данный сборник вошли лучшие образцы устного народного творчества особой этнической группы эвенов Березовки, сохранивших до настоящего времени традиции, обычаи и уникальный неассиммилированный эвенский язык. В него включены оригинальные тексты выдающихся сказителей И. А. Булдукина, А. И. Хабаровской, А. И. Тарабукиной, Е. Н. Булдукина, Е. И. Балаганчик, К. П. Тайшина, С. Е. Дьячкова и др. В основу книги легли фольклорные материалы, собранные В. А. Роббеком с 1959 г. Книга озвучена Еленой Васильевной Нестеровой научным сотрудником ИГИиПМНС Со РАН, кандидатом филологических наук
8.

Количество страниц: 10 с.

Ушницкий, В. В. "Хосунный эпос" народов Севера: ретроспективный анализ / В. В. Ушницкий // Известия лаборатории древних технологий. — 2020. — Т. 16, Вып. 1 (34). — С. 141-150. — DOI: 10.21285/2415-8739-2020-1-141-150.
DOI: 10.21285/2415-8739-2020-1-141-150

9.

Количество страниц: 6 с.

Захарова, А. Е. О мифологических и сказочных мотивах в долганском олонхо "Сын лошади Аталами богатырь" / А. Е. Захарова ; Арктический государственный институт искусств и культуры // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2013. – N 11 (30), ноябрь. – С. 182-187.

10.
Обложка

Ответственность: Варламов Александр Николаевич (Редактор), Данилова Надежда Ивановна (Редактор), Маклашова Елена Гавриловна (Редактор), Покатилова Надежда Володаровна (Редактор), Романова Екатерина Назаровна (Редактор), Дьяконова Мария Петровна (Ответственный за выпуск)

Издательство: Электронное издательство НБ РС(Я)

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 176 с.

В сборнике опубликованы тезисы докладов, представленные на Всероссийской научно-практической конференции "Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич", посвященной 125-летию Глафиры Макарьевны Василевич (15(29).03.1895 — 22.04.1971), выдающегося советского ученого, чьи фундаментальные труды по этнографии, языкознанию, педагогике и фольклористике являются основой тунгусоведения и остаются актуальными и востребованными на протяжении длительного времени. Для языковедов, этнографов, историков и всех, кто интересуется вопросами состояния и развития Северной Азии РФ. Тексты тезисов приводятся в авторской редакции

Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции, посвященной 125-летию Глафиры Макарьевны Василевич, (24-25 сентября 2020 г., г. Якутск) / редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Электронные текстовые данные (1 файл: 1,25 Кб). - Якутск : Электронное издательство НБ РС(Я), 2020. - 170, [1] с. ISBN 978-5-6043458-0-1.