Дьяконова Мария Петровна

Место работы автора, адрес/электронная почта: ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: dmp76@bk.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Этнография, фольклор, эвенский язык

ID Автора: SPIN-код: 2390-3651, РИНЦ AuthorID: 705787

Документы 1 - 10 из 14
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38)

Количество страниц: 9 с.

Статья посвящена исследованию жанровой эволюции эпического цикла о Чинанае в эвенкийской фольклорной традиции. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа уникальных локальных традиций, таких как цикл о Чинанае у олёкминских эвенков, остававшихся ранее малоисследованными. Новизна работы заключается во введении в научный оборот ранее не публиковавшихся текстов и выявлении особенностей жанровой трансформации, при которой эпическое повествование сохраняет мифологическое ядро, несмотря на процессы комизации. Цель исследования – реконструкция этапов эволюции цикла – от архаических форм к десакрализованным. Задачи исследования: выделить сюжетно-композиционные особенности, определить степень сохранности архаических элементов в поздних вариантах текстов, исследовать двойственную природу героя, проследить жанровую динамику текстов. В работе применяются методы структурного и контекстуального анализа, позволяющие раскрыть диалектику сакрального и профанного в образе главного героя. Особое внимание уделяется образу Чинаная, сочетающему черты культурного героя-демиурга и трикстера. Выделены ключевые мотивы (проделок дурака, попыток невозможного, этногенетических объяснений), демонстрирующие жанровую динамику от сакрального мифа к бытовому повествованию. Теоретической основой исследования послужили концепции В. Я. Проппа, М. М. Бахтина и Е. М. Мелетинского, с акцентом на локальных особенностях эвенкийского материала. Источником исследования стали записи нимнгаканов олёкминских эвенков из сборника "Фольклор эвенков Олёкмы" (2021). Данные тексты, ранее не публиковавшиеся, представляют собой короткие сюжеты, бытующие исключительно у тянских эвенков, что указывает на их локальное происхождение. Анализ выявил специфику эвенкийского материала: сохранение мифологической основы при усилении комических черт; его локальную вариативность; уникальный синтез черт культурного героя и трикстера в образе Чинаная. В исследованных мотивах о Чинанае прослеживаются ключевые архети-пические сюжеты, характерные для мифологии и эпоса народов Сибири. Эти мотивы отражают классический образ трикстера – героя, нарушающего нормы и своими действиями вызывающего неожиданные, подчас комические или трагические последствия. Цикл о Чинанае представляет собой ценный пример динамики фольклорной традиции, демонстрирующий адаптацию эпического повествования к новым культурным условиям при сохранении связи с архаическими корнями. Современное изучение эвенкийского фольклора требует комплексного подхода, учитывающего как его внутреннюю жанровую динамику, так и взаимодействие с другими формами культурного выражения. Особый интерес представляет трансформация эпических текстов, где традиционные героические нарративы постепенно утрачивают сакральность, приобретая новые черты. Дальнейшая работа в этом направлении позволит не только углубить понимание эвенкийской эпической традиции, но и внести вклад в общую теорию фольклора, демонстрируя универсальность и уникальность механизмов жанровой трансформации в устных культурах.
This study investigates the genre evolution of the Chinanay epic cycle within the Evenki folklore tradition. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a comprehensive approach that examines both its intrinsic genre dynamics and its interplay with other forms of cultural expression. The relevance of this study stems from the need to analyze unique local traditions, particularly the Chinanay cycle among the Olyokma Evenki, which has remained understudied. The scholarly novelty of this work lies in its introduction of previously unpublished texts into academic discourse and its identification of distinctive features of genre transformation, wherein epic narratives retain their mythological core despite processes of comization. The research aims to reconstruct the evolutionary stages of the cycle: from archaic to desacralized forms. Employing structural and contextual analysis methods, this study elucidates the dialectic between the sacred and profane in the protagonist’s characterization. Special emphasis is placed on the figure of Chinanay, who embodies both culture hero-demiurge and trickster attributes. Key motifs were identified (the fool’s antics, attempts at the impossible, ethnogenetic explanations), illustrating the genre’s progression from sacred myth to quotidian narrative. These motifs exemplify the dynamic interplay between mythological preservation and folkloric adaptation in Evenki oral tradition. The study is grounded in the theoretical frameworks of V. Y. Propp, M. M. Bakhtin and E. M. Meletinsky, with particular emphasis on local specificities within the Evenki material. The primary source material consists of nimngakan (heroic epic) recordings from the Olyokma Evenki, published in the anthology Folklore of the Olyokma Evenki (2021). These previously unpublished texts represent short narrative cycles preserved exclusively among the Tyanya Evenki subgroup, indicating their distinct regional provenance. Our analysis identified three defining characteristics of this Evenki narrative tradition: the persistence of mythological foundations alongside increasingly prominent comedic elements; significant local variation in narrative performance; a unique synthesis of culture-hero and trickster attributes within Chinanay’s characterization. The examined Chinanay motifs reveal archetypal narrative patterns characteristic of Siberian mythological and epic traditions. These motifs epitomize the classic trickster paradigm – a boundary-crossing figure whose transgressive acts generate unexpected consequences ranging from comic to tragic. The Chinanay cycle constitutes a significant case study in folklore dynamics, demonstrating how epic narratives adapt to evolving cultural contexts while maintaining continuity with archaic roots. Contemporary research on Evenki folklore necessitates a multidimensional approach that examines both intrinsic genre development and cross-cultural interactions. Of particular scholarly interest is the transformational process whereby heroic narratives gradually shed their sacred dimensions while acquiring new expressive features.

Дьяконова, М. П. Жанровая трансформация эпического текста в эвенкийском фольклоре: цикл о Чинанае / М. П. Дьяконова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 2 (38). - С. 94-102. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-2-94-102

2.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена рассмотрению космонима эвенков под названием Чапактэ, переводимая как "Территория беличьих гнезд". В работе предпринята попытка рассмотрения семантически и этимологически слова "Чапактэ" связанного со словом чапа - беличье гнездо. Отмечается, что представления о звездном небе у эвенков складывалось в зависимости от этнической истории развития, основного места обитания этноса, типа хозяйствования, контактов и взаимодействия с соседями в области как материальной, так и духовной культуры. Объясняется, что восприятие охотника-эвенка, созвездие в своей сумме звезд есть определенно-ограниченная территория неба и выбран для обозначения Плеяд очень точный, с точки зрения семантики, космоним Чапактэ - "Территория беличьих гнезд". В обрядовой культуре, в фольклоре (мифе, эпосе] эвенков также отражены мифолого-мировоззренческие аспекты, связанные с белкой, беличьим гнездом и созвездием Плеяды - Чапактэ.
The article is devoted to the consideration of the Evenki cosmonym named Chapakte, translated as "Territory of squirrel nests”. The work attempted to consider the semantic and etymologically word "Chapakte” associated with the word Chapa - squirrel nest. It is noted that the ideas about the starry sky among the Evenki were formed depending on the ethnic history of development, the main habitat of the ethnic group, the type of economy, contacts and interaction with neighbors in both material and spiritual culture. It is explained that the perception of a Hunter-Evenki, the constellation in its sum of stars is definitely a limited territory of the sky, and the cosmonym Chapakte - "territory of squirrels nests” - is chosen to designate the Pleiades. In the ritual culture, in the folklore (myth, epic) of the Evenki, the mythological and worldview aspects associated with the squirrel, squirrel’s nest and the constellation Pleiades-Chapakte are also reflected.

Варламова, Ю. А.
Об эвенкийском космониме "Чапактэ - территория беличьих гнезд" в обозначении созвездия "Плеяды / Дьяконова М. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 283-287. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054

3.

Год выпуска: 2024

Компания Нордголд профинансировала программу "Языковое гнездо Эвэды" для сохранения и развития эвенкийского языка в Якутии, что является пилотным проектом с потенциалом для применения в других регионах
4.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность темы определена слабой изученностью литературы эвенков России и Китая. Причем это характерно для литературоведческой науки и критики обеих стран. Между тем, в рамках обучения РКИ студенты-иностранцы изучают литературу народов России с целью формирования социокультурной компетенции. В СВФУ есть опыт ознакомления студентов из Китая с литературами малочисленных народов Севера и эвенкийской литературой, в частности. Цель работы - представить авторский опыт учебного ознакомления студентов из Китая с эвенкийским фольклором и эвенкийской литературой России в контексте культурных связей приграничных территорий и литературных традиций становления прозы народов Арктики. Задачи нашего исследования: 1. Описать авторский опыт обучения китайских студентов в рамках преподавания эвенкийского фольклора и литературоведческих дисциплин; 2. Представить методические приемы при работе с национальным художественным текстом с целью формирования социокультурных и коммуникативных компетенций у студентов- иностранцев. Результат исследования - описание практики "включенного чтения" русскоязычного романа "Ганя Хмуров" эвенка китайского происхождения Гамаллила Гантимурова. Впервые предлагаются способы адаптации текстов эвенкийского фольклора Китая и художественного романа для чтения иностранными студентами, а также метод "включенного чтения". Опыт преподавания национальных литератур студентам-иностранцам показывает, что адаптированные варианты русскоязычных произведений национальных писателей для этой категории обучающихся должны сохранять насыщенность этнореалиями, национальными характерами, ядро национальной картины мира. При адаптации текстов чрезвычайно важно сохранить аутентичную стилистику эвенкийского фольклора и авторского языка и этнореалий в русскоязычном романе эвенка. Дальнейшая перспектива разработки темы видится в необходимости изучения специфики восприятия литератур народов Севера студентами-иностранцами с учетом их национального "Психо-Логоса" (Г. Гачев) с целью коррекции содержательного наполнения курса "Литература народов России" и его методического сопровождения.
The relevance of the topic is determined by insufficient study of Evenk literature in Russia and China. This is typical of literary studies and criticism of both countries. Meanwhile, within the framework of Russian language teaching, foreign students study the literature of the peoples of Russia in order to form sociocultural competence. The NEFU has an experience of familiarising students from China with the literatures of small-numbered peoples of the North and Evenki literature in particular. The aim of the paper is to present the author’s experience of educational familiarisation of students from China with Evenki folklore and Evenki literature of Russia in the context of cultural ties of the border territories and literary traditions of prose formation of the Arctic peoples. Objectives of our research: 1. To describe the author’s experience of teaching Chinese students in the framework of teaching Evenki folklore and literary disciplines; 2. To present methodological techniques in working with the national artistic text in order to form sociocultural and communicative competences of foreign students. The result of the study is a description of the practice of “included reading” of the Russian-language novel “Ganya Khmurov” by an Evenki man of Chinese origin Gamallil Gantimurov. The ways of adapting the texts of Chinese Evenki folklore and fiction novel for reading by foreign students, as well as the method of “included reading” are proposed for the first time.

Хазанкович, Ю. Г. Российско-китайские литературные связи: фольклор и проза эвенков для студентов-иностранцев / Ю. Г. Хазанкович, М. П. Дьяконова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследованийи проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федеральногоуниверситета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - 2 (34). - C. 52-61. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-52-61
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-52-61

5.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 168 с.

В книгу включены воспоминания современников об известном исследователе эвенкийского языка и фольклора, лауреате Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, заслуженном учителе Республики Саха (Якутия), кандидате филологических наук Анне Николаевне Мыреевой (1930-2012). Для фольклористов, филологов, студентов гуманитарных вузов и всех интересующихся культурой малочисленных народов Севера
6.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает "эвенк, тунгус", хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Варламов, А. Н. Эпические сюжеты эвенков и хамниган: к вопросу о культурной общности / А. Н. Варламов, М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 40-49
DOI: 10.25587/i2607-6286-7959-a

7.

Количество страниц: 4 с.

Дьяконова, М. П. Василевич Глафира Макарьевна – ученый-тунгусовед : (к 125-летию со дня рождения) / М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 1 (17). - С. 146-148.

8.

Количество страниц: 8 с.

Дьяконова, М. П. Мифологический образ эпического героя эвенков в сказании о Чинанае / М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2021, N 2 (22). - С. 79-86.
DOI: 10.25587/e3428-5800-1240-b

9.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2021

Серия, номер выпуска: Олоҥхо ыһыаҕа. Өлүөхүмэ. 2021

Количество страниц: 368 с.

В сборник вошли фольклорные тексты витимо-олекминских эвенков, представленные нимнгаканами, улгурами, малыми жанрами фольклора, а также обрядовой поэзией и музыкальным фольклором.
10.

Ответственность: Павлова Ольга Ксенофонтовна (Прочие), Дьяконова Мария Петровна (Прочие)

Издательство: Дани-Алмас

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 84 с.

Пособие предназначено для обучающихся в системе бакалавриата по направлению подготовки 45.04.01 «Филология», 44.03.01 «Педагогическое образование», 51.03.02 «Народная художественная культура», в учебном плане которого предусмотрено изучение устного народного творчества яку­ тов. В нем содержатся разработки практических занятий, тренировочные тестовые задания, экзаменационные вопросы, темы рефератов, а также ука­ зания на источники фольклорных текстов, исследований.

Илларионов, В. В. Практикум по якутскому фольклору : учебно-методическое пособие для вузов / В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова. - Якутск: Дани-Алмас, 2019. - 79 с.