Бравина Розалия Иннокентьевна (Bravina Rosaliya Innokentevna)

Место работы автора, адрес/электронная почта: ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ; 677007, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: bravinari@bk.ru ; http://igi.ysn.ru/

Ученая степень, ученое звание: д-р ист. наук

Область научных интересов: Археология средневековья Сибири, погребальный обряд, этногенез и традиционные культуры народов Якутии

ID Автора: SPIN-код: 1536-1000, РИНЦ AuthorID: 279849

Деятельность: В 1983–2002 гг. - ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий Кафедры национальной культуры Якутского государственного университета; в 2002-2010 гг. - директор Института социальных проблем труда АН РС(Я), с 2009 г. - заведующий Сектором археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН .

Документы 1 - 10 из 69
1.

Количество страниц: 9 с.

На основе исторических, этнографических и фольклорных источников исследована история сбора и сбыта ископаемой мамонтовой кости как традиционного промысла коренного населения восточносибирской Арктики в XVII - начале XX в. Выявлено, что в историческом контексте сбор ископаемой мамонтовой кости можно определить как локальную модель традиционного занятия коренного населения в зависимости от ресурсных возможностей арктической среды, а также социально-экономических и историко-культурных факторов.

Бравина, Р. И. Сбор мамонтовой кости как традиционный промысел коренного населения восточносибирской Арктики(XVII - начало XX в.) / Р. И. Бравина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2023. -N 1 (60). - С. 163-171 - DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-14
DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-14

2.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность предлагаемого исследования состоит в отсутствии специальных работ, посвященных символике топора в традиционной культуре якутов. Топор как предмет сугубо утилитарной сферы "вещного мира" имел несколько видов: топоры-чеканы, топор чохороон , балта , тэрэгэр сюгэ , басымньы сюгэ . Первые, по всей вероятности, использовались в качестве боевого оружия, а топоры чохороон имели универсальное (боевое и рабочее) значение, что подтверждается данными фольклора. Одновременно топор представлялся оружием и символом божества Сюгэ Тойона (Топор-господина), который входил в триаду богов-творцов Вселенной. Бог-громовник метал свой топор с небес (этин сюгэтэ), защищая людей и всех полезных животных от злых потусторонних сил. В этом проявляется многоплановая сущность топора как культурного феномена, созидательного и ритуального инструмента для преобразования "природы" и "чужого" в "культуру" и "свое", для поддержания стабильности мира людей. Цель и задачи данной работы - выявление места и роли топора в религиозно-мифологической картине мира, определение его ритуальных функций и символических значений в традиционной культуре и социальной организации якутов. Основным источником фактического материала для исследования послужили сюжеты и образы якутского эпоса олонхо, исторические рассказы и предания, этнографические тексты, а также данные археологических исследований якутских погребений XVII-XVIII вв. В исследовании использованы структурно-описательный, историко-типологический и историко-генетический методы. В результате исследования сделаны следующие выводы: топоры обладают медиативной функцией, при помощи которой устанавливается коммуникативная связь между божествами и людьми; во всех ритуальных действиях они участвуют в моделировании устойчивого и стабильного жизненного пространства. Обнаружение топоров в элитных погребениях с богатым сопроводительным инвентарем свидетельствует об их высоком статусе и символическом значении в виде знака родовой власти. Содержание культурной значимости топора, его дополнительных символических маркеров и ритуальных функций не исчерпываются рассмотрением лишь в данным аспекте - оно значительно сложнее и многообразнее, например, в связи с кузнечным ремеслом или же с шаманскими камланиями, где топор-молот занимает особое место. The relevance of the proposed research lies in the absence of special works devoted to the symbolism of the axe in the traditional Yakut culture. The axe as an object of the purely utilitarian sphere of the “thing world” had several types: chakan axes, chokhoroon axe, balta , tereger suge , basymny syuge . The first ones, in all probability, were used as combat weapons, and chokhoroon axes had a universal (combat and working) meaning, which is confirmed by folklore data. At the same time, the axe was a weapon and a symbol of the deity Syuge Toyon (Axe-Head), who was a member of the triad of gods-creators of the Universe. The thunder god threw his axe from the heavens ( etin syugete ), protecting people and all useful animals from evil otherworldly forces. This manifests the multidimensional essence of the axe as a cultural phenomenon, a creative and ritual tool for transforming “nature” and “alien” into “culture” and “own”, for maintaining the stability of the human world. The aim and objectives of this work are to identify the place and role of the axe in the religious and mythological picture of the world, to determine its ritual functions and symbolic meanings in the traditional culture and social organization of Yakuts. The main source of factual material for the study was the plots and images of the Yakut epic olonkho, historical stories and legends, ethnographic texts, as well as the data of archaeological research of Yakut burials of the XVII-XVIII centuries. The study utilized structural-descriptive, historical-typological and historical-genetic methods. As a result of the study the following conclusions were made: axes have a mediative function, by means of which a communicative connection between deities and people is established; in all ritual actions they participate in modeling a stable and stable living space. The discovery of axes in elite burials with rich accompanying inventory testifies to their high status and symbolic significance as a sign of clan power. The content of the cultural significance of the axe, its additional symbolic markers and ritual functions is not limited to this aspect only - it is much more complex and diverse, for example, in connection with the blacksmith's craft or shamanic kamlany, where the axe-hammer occupies a special place.

Бравина, Р. И. "Сюгэ-балта тыл": символ топора в традиционной культуре якутов / Р. И. Бравина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 2 (30). - С. 16-25. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.57.78.002
DOI: 10.25587/SVFU.2023.57.78.002

3.

Количество страниц: 3 с.

Бравина, Р. И. Городская археология: средневековые памятники долины Туймаада / Р. И. Бравина, Е. Н. Соловьева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 2 (20). - C. 9-11.

6.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2022

Количество страниц: 400 с.

Монография содержит исследование, разработанное методами культурологического анализа текстов эпоса олонхо якутов (саха). Отдельно рассмотрено культурное пространство олонхо и изучен современный процесс возрождения и ревитализации эпической традиции этноса саха. В приложение включены статьи автора на якутском языке, написанные в разные годы, по теме монографии. Для культурологов, религиоведов и всех интересующихся эпическим наследием саха, а также других этнических сообществ мира
7.

Количество страниц: 7 с.

Исследуются обнаруженные в якутских погребениях XVIII-XIX вв. перстни-печатки, в оформлении которых, наряду с традиционным растительным орнаментом, встречаются элементы "степного орнаментализма": мотивы "корона", "пламенеющий жемчуг", "перевязанная пальметта" и "цветок смоквы". Наиболее широкие их аналогии встречаются в декоре поясных и сбруйных наборов в Хойцегорском могильнике в Западном Забайкалье и памятниках культуры енисейских кыргызов в Центральной Туве и Кузнецкой котловине Алтая. В статье высказывается предположение, что это наследие средневековых кыпчаков.

Бравина, Р. И. Металлические перстни-печатки из якутских погребений XVIII–XIX вв. / Р. И. Бравина // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – N 77. – С. 189-195. – DOI: 10.17223/19988613/77/22.
DOI: 10.17223/19988613/77/22

10.

Количество страниц: 6 с.

Контакты населения Якутии с Китаем имеют достаточно древнюю историю. Об этом свидетельствуют артефакты, датируемые эпохами палеометаллов, средневековья и нового времени. В мифологических представлениях якутов Китай воспринимался далеким южным краем, что отразилось в эпосе Олонхо, в их преданиях и рассказах. Наиболее наглядно эти контакты проявлялись в ритуальной культуре якутов, в частности, в ее атрибутике.

Бравина, Р. И. Отзвуки поднебесной: Китай в традиционном восприятии и культуре якутов (XIV - начало XX вв.) / Р. И. Бравина // Внешние связи Якутии сквозь призму времени / редакционная коллегия: С. И. Боякова (автор предисловия), Н. И. Бурнашева, А. И. Архипова (составитель) [и др.] ; рецензенты: И. И. Подойницына, Л. Н. Попова, О. В. Васильева. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 8-13. - DOI:10.25693/ BRI18.11.19
DOI: 10.25693/ BRI18.11.19