Борисов Юрий Петрович (Borisov Yuriy P.)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: iup.borisov@s-vfu.ru, olonhoman@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Язык олонхо, ритмико-синтаксические параллелизмы, эпические формулы, типические места, синергетика текста олонхо, инициальные зачины в эпических песнях

ID Автора: SPIN-код: 4674-1480, РИНЦ AuthorID: 694482

Документы 1 - 10 из 14
1.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 1 (37)

Количество страниц: 13 с.

В статье на примере олонхо "Аландаайы-Куландаайы богатырь" Е. Е. Ивановой анализируются основные мифологические мотивы, которые все еще остаются вне поля зрения исследователей, и в этом заключается актуальность исследования. Цель представленной работы – произвести анализ мифологических мотивов в отдельно взятом тексте олонхо, определить их роль в сюжете эпоса и установить связь с мифологией народа саха. Для достижения поставленной цели исследование базировалось на сравнительном, структурно-семантическом и индуктивном методах, которые в совокупности позволяют раскрыть особенности и роль мифологических мотивов в построении сюжета анализируемого олонхо. В ходе исследования выявлено, что олонхо "Аландаайы-Куландаайы богатырь" Е. Е. Ивановой является двухпоколенным: если первый герой богатырь Аландаайы-Куландаайы является отверженным потомком божеств айыы, заселенным родителями-небожителями в Срединный мир, то второй – его сын Молуо Даадар уже предстает в качестве защитника племени айыы аймага и ураангхай саха. В результате изучения мифологических мотивов установлено, что в тексте олонхо они проходят красной нитью, связуя ткань эпического повествования в единое целое. Главным мифологическим мотивом с точки зрения построения сюжета олонхо является мотив вестника-стерха, который объясняет происхождение героя и инициирует героический боевой поход, обусловленный мотивом сватовства. Все выявленные мотивы мифологического происхождения классифицированы по пяти группам, в которых наиболее частыми являются мифологические мотивы оборотничества. Установлено, что метаморфозы персонажей используются для объяснения их способности странствовать в Верхний и Нижний миры, которые согласно традиционным представлениям народа саха, недосягаемы для обычного человека. Способность богатыря Молуо Даадара к многочисленным метаморфозам объясняется его богатырской закалкой и обучением волшебству. Таким образом, выявлено, что мифологические мотивы обогащают сюжет эпоса общеизвестными для эпической аудитории мифологическими представлениями, что делает сюжет олонхо узнаваемым для слушателей и способствует его адекватному восприятию.
In the article, using the example of the olonkho “Alandaaiy-Kulandaaiy Bogatyr” by Ekaterina Ivanova, the main mythological motifs that still remain outside the field of view of researchers are analyzed, and this is the relevance of the study. The purpose of the presented work is to analyze the mythological motifs in a separate olonkho text, determine their role in the plot of the epic and establish a connection with the mythology of the Sakha people. To achieve this goal, the study was based on comparative, structural-semantic and inductive methods, which together allow us to reveal the features and role of mythological motifs in constructing the plot of the analyzed olonkho. The study revealed that the olonkho “Alandaaiy-Kulandaaiy Bogatyr” by Ekaterina Ivanova is two-generation: if the first hero, the bogatyr Alandaaiy-Kulandaaiy, is a rejected descendant of the aiyy deities, settled by the celestial parents in the Middle World, then the second, his son Moluo Daadar already appears as a defender of the aiyy aimaga and uraanghai Sakha tribe. As a result of the study of mythological motifs, it was established that they underline the text of the olonkho, tying the fabric of the epic narrative into a single whole. The main mythological motif from the point of view of constructing the plot of the olonkho is the motif of the messenger-crane, who explains the origin of the hero and initiates a heroic military campaign, conditioned by the motif of matchmaking. All identified motifs of mythological origin are classified into five groups, in which the most common are the mythological motifs of werewolfism. It has been established that the metamorphoses of the characters are used to explain their ability to travel to the Upper and Lower Worlds, which, according to traditional ideas of the Sakha people, are inaccessible to an ordinary person. The ability of the hero Moluo Daadar to numerous metamorphoses is explained by his heroic training and training in magic. Thus, it was revealed that mythological motifs enrich the plot of the epic with mythological ideas well known to the epic audience, which makes the plot of the olonkho recognizable to listeners and contributes to its adequate perception.

Борисов, Ю. П. Мифологические мотивы в олонхо "Аландаайы-Куландаайы богатырь" Е. Е. Ивановой / Ю. П. Борисов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2025. - N 1 (37). - С. 82-94. - DOI: 10.25587/2782-4861-2025-1-82-94
DOI: 10.25587/2782-4861-2025-1-82-94

2.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассмотрена проблема якутских терминов, обозначающих ритмико-синтаксический параллелизм в языке якутского героического эпоса олонхо. Предпринята попытка разграничения терминов на основе анализа значений разновидностей параллелизма.
The article considers the problem of Yakut terms denoting rhythmic and syntactic parallelism in the language of Yakut olonkho heroic epic. An attempt of terms differentiation is based on the analysis of various forms of parallelism meanings.

Борисов, Ю. П. О якутских терминах, обозначающих параллелизм в языке олонхо / Ю. П. Борисов ; НИИ Олонхо СВФУ им. М. К. Аммосова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N2 (11). - С. 81-85.

3.

Ответственность: Божедонова Алла Евгеньевна (Составитель), Борисов Юрий Петрович (Составитель), Корякина Антонина Федоровна (Составитель), Саввинова Гульнара Егоровна (Составитель), Сатанар Марианна Тимофеевна (Составитель)

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 126 с.

В издании опубликованы итоговые документы международных, всероссийских и республиканских научных и научно-практических конференций, форумов, семинаров, круглых столов по вопросам сохранения, распространения и возрождения эпического наследия народа саха с целью ознакомления с современным состоянием научного изучения олонхо и мониторинга выполнения итоговых документов проведенных мероприятии. Издание осуществлено в рамках Международной научной конференции "Олонхо в мировом эпическом пространстве: наследие Платона Алексеевича Ойунского", посвященной 125-летию выдающегося государственного и общественного деятеля Платона Алексеевича Ойунского (г. Якутск, 27-28 сентября 2018 г.)

Резолюции и рекомендации научных мероприятий по олонхо (2000-2018 гг.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо, ЯРОО СНЭ "Ассоциация Олонхо" ; [составители: А. Е. Божедонова, Ю. П. Борисов, А. Ф. Корякина и др.]. - Якутск : ИД СВФУ, 2018. - 121 с.

5.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2022

Количество страниц: 400 с.

Монография содержит исследование, разработанное методами культурологического анализа текстов эпоса олонхо якутов (саха). Отдельно рассмотрено культурное пространство олонхо и изучен современный процесс возрождения и ревитализации эпической традиции этноса саха. В приложение включены статьи автора на якутском языке, написанные в разные годы, по теме монографии. Для культурологов, религиоведов и всех интересующихся эпическим наследием саха, а также других этнических сообществ мира
6.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2013

Серия, номер выпуска: Уруйдан, Улуу олоҥхо, "Манчаары дойдутугар! Мэҥэ-Хаҥалас". Олоҥхо ыһыаҕа

Количество страниц: 330 с.

Об олонхосутах из Мегино-Кангаласского улуса, которые жили в XVII - XXI вв.
7.

Количество страниц: 12 с.

Актуальность исследования исходит из необходимости освещения эпической формульности в контексте когнитивной лингвистики, которая в настоящее время приобретает все большее значение. Поскольку эпическое сказительство является коммуникативным актом, то в нем обнаруживаются акты семиозиса и номинативные акты, предполагающие наличие когнитивной инфраструктуры в каждом участнике коммуникации. В этой связи особо интересным представляется описание видения эпического мира сказителем-олонхосутом, которое находит отражение в коллективных знаниях эпической аудитории. В свою очередь структура коллективных знаний выполняет функцию универсальных схем восприятия и осмысления новых знаний. Потому сказитель при каждом исполнении олонхо структурирует его так, чтобы она стала частью общего сознания. Целью настоящей статьи является выявление стркутуры концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ, репрезентированного в ранних записях якутского олонхо в диахроническом аспекте. Под термином концепт мы понимаем гештальт – оперативную единицу в мыслительных процессах, актуализируемую эпическими формулами, состоящими из ритмико-синтаксических параллелизмов. При анализе репрезентации концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ были применены методы концептуального и когнитивно-матричного анализа в рамках прототипического подхода. В результате исследования установлено, что в пределах категории исследуемого концепта обнаруживается прототип, состоящий из вербальных референтных координат. Эти координаты объективизируются ядерными лексическими единицами, содержащими концептуальную информацию и устойчивыми словосочетаниями, раскрывающими портретное описание и эмоциональное состояние богатыря олонхо. Промежуточную позицию занимают варианты концепта, репрезентированные в более поздних текстах при помощи одиночных формул, в которых наблюдается трансформация концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ посредством упрощения гештальта до отдельно взятой одной характеристики. Видимо процесс упрощения концепта был продиктован развитием эпического сказительства, когда необходимость детального описания стала необязательной ввиду развития восприятия эпической аудитории. На периферии прототипа представлены авторские вариации концепта, которые свидетельствуют о наличии в сказительстве импровизаторского аспекта, где сказитель свое "уклонение" от эпических традиций санкционирует дополнительными авторскими ремарками, призванными обозначить для эпической аудитории его отступление от общепринятых норм.

Борисов, Ю. П. Репрезентация концепта богатырь в гневе в ранних текстах олонхо: прототип и варианты / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 77-87
DOI: 10.25587/d5787-1930-5942-q

8.

Количество страниц: 12 с.

Борисов, Ю. П. Устойчивые эпические формулы в оймяконском олонхо: сравнительный аспект / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2019, N 4 (16). - С. 151-162.
DOI: 10.25587/SVFU.2019.16.44325

9.

Количество страниц: 12 с.

Борисов, Ю. П. Русизмы в раннем тексте олонхо "Ала Булкун бухатыыр": семантические и функциональные аспекты / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2021, N 3 (23). - С. 76-87.
DOI: 10.25587/a9483-0635-6591-m

10.

Ответственность: Попова Мария Гаврильевна (Прочие), Борисов Юрий Петрович (Научный руководитель), Поликарпова Евдокия Михайловна (Прочие), Чехордуна Екатерина Петровна (Прочие), Корякина Антонина Федоровна (Прочие), Филиппова Нина Игнатьевна (Прочие), Корякина Раиса Васильевна (Редактор), Габышев В. Н. (Редактор)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 296 с.

В методическом пособии отражены результаты внедрения муниципального образовательного проекта по педагогике олонхо «Туску» в образовательный и воспитательный процессы Тасагарской СОШ. В издании представлены общая характеристика локальности, дорожная карта реализации проекта и сценарии уроков по основным предметным направлениям и внеурочным занятиям. В приложениях приведены результаты работы школы с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы и достижения учащихся за 2018-2019 учебный год. Книгапредназначенадляпедагогов,студентовивсех,кто интересует­ ся вопросами педагогики олонхо.

Муниципальный инновационный образовательный проект по педагогике олонхо "Туску": опыт работы : [методическое пособие] / Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) [и др.] ; научный руководитель проекта Ю. П. Борисов ; редакционная коллегия: Ю. П. Борисов (ответственный редактор) [и др.]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. - 289 с. - ISBN 978-5-7513-2892-4.