Олесова Антонина Петровна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова ; 677007, г. Якутск, ул. Кулаковского, 46 ; e-mail: ap.olesova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. пед. наук

Область научных интересов: Методика обучения русскому языку, формирование профессиональных компетенций

ID Автора: SPIN-код: 4852-4610, РИНЦ AuthorID: 400075

Деятельность: С 1996 г. - преподаватель в Якутском государственном университете.

Документы 1 - 5 из 5
1.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматриваются вопросы использования региональных текстов на уроках русского языка в школах Якутии. В результате проведенного анализа специальной литературы, изучения педагогического опыта выявлены различные подходы к трактовке регионального текста, сформулировано рабочее определение этого понятия для данного исследования. Определены критерии отбора региональных текстов: соответствие требованиям текстуальности, доступности, задачам патриотического и духовно-нравственного воспитания, познавательная ценность, представленность изучаемых языковых явлений, эстетичность формы, оптимальный объем. Приведены конкретные примеры включения региональных текстов в содержание уроков русского языка. Рекомендуются методические приемы, которые помогут школьникам осмыслить культурно-языковые и другие особенности региона, отраженные в тексте: справка об источнике, авторе, чтение текста, анализ его содержания, историко-культурологическое комментирование, выявление культурно-маркированных слов, отражающих региональную специфику, словарно-семантическая работа с ними, этимологический комментарий, обсуждение приведенных в тексте фактов и др. Таким образом, региональный текст становится средством познания культурно-языковых особенностей функционирования русского языка на территории Якутии, отражающих взаимовлияние языков и культур: якутские заимствования в русскоязычной речевой коммуникации, своеобразный говор арктических старожилов, уникальный двуязычный фольклор потомков государевых ямщиков. Утверждается, что использование регионального текста на уроках русского языка заключает в себе большой дидактический потенциал для формирования языковой личности, ее духовно-нравственного развития.

Олесова, А. П. Дидактический потенциал региональных текстов в обучении русскому языку в школах Республики Саха (Якутия) / Олесова А. П. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Современные проблемы науки иобразования. - 2023. - N 6. - С. 6. - DOI: 10.17513/spno.33046
DOI: 10.17513/spno.33046

2.
Авторы:
Олесова Антонина Петровна, Иванова Саргылана Спартаковна

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматриваются вопросы формирования лингвокультурологической компетенции языковой личности школьника в процессе обучения русскому языку. В центре внимания - разработка комплекса лингвокультурологических задач для изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 9-м классе якутской школы. Определены основные теоретические положения из области лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, методической лингвоконцептологии, важные для создания такого комплекса задач. Также установлено, что в учебниках русского языка для 9-х классов представлены упражнения с традиционными заданиями, творческие задания единичны, необходимы лингвокультурологические задачи на углубление, расширение концептосферы школьника, осознание национально-культурной специфики русских фразеологизмов. Это подтверждается и результатами констатирующего среза, который выявил проблемы в усвоении русских фразеологизмов обучающимися якутской школы. Комплекс лингвокультурологических задач, предложенный в данной статье, учитывает эти затруднения обучающихся и опирается на инновационный опыт, имеющийся в теории и практике обучения русскому языку. Комплекс включает четыре группы лингвокультурологических задач, условно соотнесенных с уровнями языкового менталитета и активизирующих их. При этом важными методическими условиями являются моделирование посредством таких задач диалога культур, сопоставление фактов русского и родного языков, что позволяет обучающимся постичь национально-культурную специфику и ценностные смыслы, заключенные во фразеологизмах. Эффективность данного комплекса задач в формировании лингвокультурологической компетенции школьников подтверждена результатами методического эксперимента.

Олесова, А. П. Комплекс лингвокультурологических задач для изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 9-м классе якутской школы / Олесова А. П., Иванова С. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - N 6-1. - С. 17. - DOI: 10.17513/spno.32180
DOI: 10.17513/spno.32180

3.

Издательство: ИПК СВФУ

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 258 с.

Книга представляет собой сборник материалов республиканской научно-практической конференции учителей и учащихся "5 Самсоновские чтения", проведенной 19 февраля 2011 года в МОУ "Хаптагайская СОШ им. Кеши Алексеева". Доклады участников посвящены актуальным вопросам научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся школ Республики Саха(Якутия). Адресована широкому кругу читателей
4.
Авторы:
Олесова Антонина Петровна, Винокурова Вероника Егоровна

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается явление межъязыковой омонимии в якутском и русском языках. Авторы выявляют и характеризуют виды и типичные модели межъязыковых якутско-русских омонимов, основываясь на учете особенностей фонологических систем и графических норм неродственных русского и якутского языков.

Олесова, А. П. Межъязыковые якутско-русские омонимы: виды и типичные модели / А. П. Олесова, В. Е. Винокурова // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 167-169

5.

Ответственность: Саввина Галина Васильевна (Составитель), Петрова Светлана Максимовна (Научный консультант), Олесова Антонина Петровна (Прочие)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 44 с.

Автор предлагает оригинальную систему упражнений для формирования у иностранных учащихся слуховых и произносительных навыков с использованием логопедических приемов. В пособии представлены наиболее актуальные для иностранцев темы: правильная артикуляция и дифференциация трудных звуков русской речи, развитие слуховой памяти. Тексты и задания предназначены для студентов по принципу нарастающей сложности, что позволяет использовать их в разноуровневых группах. В пособии на наглядном материале широко представлен национально-региональный компонент. Пособие адресовано преподавателям русского языка как иностранного, студентам и всем, кто самостоятельно изучает русский язык.

Учимся говорить правильно : учебно-методическое пособие по фонетике русского языка для иностранных студентов начального и среднего этапов обучения / составитель Г. В. Саввина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. - 39 с.