Мельничук Ольга Алексеевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения ; 677007, г. Якутск, ул. Белинского, 58, каб. 815 ; e-mail: oa.melnichuk@s-vfu.ru, madrid03@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р филол. наук

Область научных интересов: Дискурсивные стратегии, экспрессивный синтаксис, интерпретация художественного текста.

ID Автора: SPIN-код: 4998-1287, РИНЦ AuthorID: 382226

Деятельность: В 1983-1989 гг. – ассистент кафедры французской филологии ЯГУ; в 1989-1990 гг. – старший преподаватель; в 1990-1997 гг. – заведующая кафедрой французской филологии; в 1997-2004 гг. - проректор по учебной работе ЯГУ, заведующая кафедрой; в 2004-2010 гг. – декан факультета иностранных языков. С 2010 г. директор ИЗФИР СВФУ.

Документы 1 - 7 из 7
1.

Количество страниц: 9 с.

Исследование выполнено в русле междисциплинарных когнитивных направлений - когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики, одной из актуальных задач которых является моделирование структуры художественных концептов, репрезентированных в художественном тексте. Цель исследования - моделирование художественного концепта холод в авторской художественной картине мира Ю. С. Рытхэу как части концептосферы арктического дискурса. Проведенное исследование является первым этапом в исследовании художественных концептов в арктическом дискурсе Ю. С. Рытхэу. Анализу был подвергнут роман этого чукотского писателя, являющегося представителем северной лингвокультуры. Актуальность данного исследования определяется выбором концепта холод как одного из ключевых дискурсивных концептов Севера и Арктики, а также включенностью его в парадигму лингвокогнитивных исследований и концептологии художественного текста. Методом сплошной выборки было извлечено 456 маркеров - репрезентантов концепта. Маркеры распределены по лексико-тематическим группам (далее - ЛТГ) "Природа" (211), "Воздействие на человека" (142), "Жилище" (44), "Техника" (39), "Снаряжение" (20), интерпретированным как когнитивные признаки концепта. Распределение по ЛТГ производилось по признакам семантико-тематической общности маркеров концепта. Была выявлена следующая структура художественного концепта холод: в ядерной зоне расположился когнитивный признак "Природа" (211 маркеров), в приядерной зоне - "Воздействие на человека" (142 маркера), на ближней периферии находится признак "Жилище", на дальней периферии "Снаряжение" и "Техника". Определены такие когнитивные признаки художественного концепта холод как арктический климат Чукотки, природные явления, связанные с холодом, воздействие холода на человека и его деятельность.
The research is carried out in the context of interdisciplinary cognitive directions - cognitive linguistics and cognitive poetics, one of the actual tasks of which is modeling the structure of artistic concepts represented in the artistic text. The aim of the study is modeling of the artistic concept of cold in the author’s artistic picture of the world of Y. S. Rytkheu as a part of the conceptosphere of the Arctic discourse. This research is the first stage in the study of artistic concepts in the Arctic discourse of Y. S. Rytkheu. The novel of this Chukchi writer, who is a representative of the northern linguoculture, was analysed. The relevance of this study is determined by the choice of the concept of cold as one of the key discursive concepts of the North and the Arctic, as well as its inclusion in the paradigm of linguocognitive research and conceptology of the artistic text. The method of continuous sampling was used to extract 456 markers - representatives of the concept. The markers were distributed into lexico-thematic groups (hereinafter - LTG) “Nature” (211), “Human Impact” (142), “Dwelling” (44), “Technology” (39), “Equipment” (20), interpreted as cognitive attributes of the concept. The distribution into LTGs was made according to the signs of semantic and thematic commonality of the concept markers. The following structure of the artistic concept cold was revealed: in the nuclear zone there is the cognitive attribute “Nature” (211 markers), in the ancillary zone - “Human Impact” (142 markers), in the near periphery there is the attribute “Dwelling”, in the far periphery “Equipment” and “Technics”. Such cognitive features of the artistic concept of cold as the Arctic climate of Chukotka, natural phenomena associated with cold, the impact of cold on people and their activities are defined.

Павлов, С. С. Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" / С. С. Павлов, О. А. Мельничук ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 169-177. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177

2.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 132 с.

Данное издание - это отчет о ходе подготовительных работ к III Международным спортивным играм "Дети Азии", которые прошли в июле 2004 года в г. Якутске. В книге использованы отчеты республиканских комиссий по организации и проведению этих Игр
3.

Ответственность: Мельничук Ольга Алексеевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье предпринята попытка комплексного исследования современной языковой ситуации в с. Себян-Кюель Республики Саха (Якутия). В ходе исследования были изучены письменные источники на эвенском языке, произведено наблюдение на месте проживания, проведено фронтальное анкетирование. Исследование показывает, что нынешняя языковая ситуация в с. Себян-Кюель может оцениваться как благоприятная

Захарова, Л. О. Предварительные результаты полевого исследования в эвенском селе Себян-Кюель: социолингвистический аспект / Л. О. Захарова ; научный руководитель О. А. Мельничук ; МНИЛ "Лингвистическая экология Арктики", МБОУ "Себян-Кюельская средняя общеобразовательная школа" // Мигалкинские чтения (в рамках северного форума по устойчивому развитию) ; Язык и культурное наследие в контексте современных исследований (памяти В. П. Артамонова) : сборник материалов научно-практических конференций, посвященных 30-летию становления внешних связей Республики Саха (Якутия), Якутск, 30 марта 2022 г. / [составители: М. Ю. Велижанина, М. В. Самсонова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ,2023. - 1 файл (269 с. ; 6,0 Мб). - С. 178-181.

4.

Ответственность: Окорокова Варвара Борисовна (Редактор), Мыреева Анастасия Никитична (Прочие), Семенова Валентина Григорьевна (Прочие)

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 212 с.

В коллективной монографии в рамках заявленной темы авторами выявлены культурные коннотации колоративов в широком фольклорно-этнографическом контексте с привлечением сравнительно-исторического материала, обобщены результаты экспериментального анализа системы формирования фонокаденций в тюркских эпических произведениях, изучена архаическая лексика алгысов народа Саха. Исследована дискурсивная стратегия воздействия и восприятия на примере творчества якутских писателей, доказана важность методики систематического и последовательного изучения устного народного творчества на занятиях родной литературы.

Фольклорные и литературные тексты: особенности воздействия и восприятия : монография / С. К. Колодезников, Л. Л. Габышева, И. Е. Алексеев [и др.]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. – 207 с. – ISBN 978-5-7513-2904-4

5.

Количество страниц: 10 с.

Мельничук О. А. Стратегии дискурса магического реализма в романе Бориса Виана "Пена дней" (Boris Vian "L’écume des jours") / О. А. Мельничук // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2019. - N 3 (28). - С. 99-107.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.03.28.13

6.
Авторы:
Мамчак Сьюзан, Мамчак Стивен, Чоросова Ольга Марковна

Издательство: Медиа-холдинг Якутия

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 664 с.

Настоящая книга представляет собой первое научно-методическое издание, в котором обобщается опыт управления системой образования РС (Я) в условиях реформирования с конца 1980-х по 2003 г. В издании представлен обзор многогранной деятельности Министерства образования РС (Я) и органа управления образованием отдельного муниципального образования (г. Якутск) в период с конца 1980-х по 2003 г. Практика разработки стратегии развития региональной системы образования в РС (Я) осмыслена с точки зрения не только обобщения опыта пройденного пути, но и соотнесения деятельности по реформированию регионального образования с фактическими результатами и оценкой эффективности разных подходов и технологических решений в сравнении с лучшими образцами зарубежной педагогической практики на примере образования США