В 1918 г. основан Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. В 1925 г. в состав Института вошел Педагогический институт дошкольного образования. В конце 1957 г. в состав Института вошел Педагогический институт (бывший институт им. Покровского). С 1991 г. - Российский педагогический университет им. А. И. Герцена
Количество страниц: 2 с.
- 1. Оконешников Егор Иннокентьевич. Терминологические словари языка саха: типология и проблемы = Terminological dictionaries of the Sakha language: typology and problems
- 2. Васильев Валерий Егорович. Этнографические этюды Севера и Юга: новые сведения о погребениях с конём и оленем
- 3. Артыкбаев Жамбыл Омарович. Казахское генеалогическое сказание о Мейрам сопы – одном из первопредков саха = Kazakh genealogical legend of Meyram sopy – one of the ancestors of the Sakha
- 4. Батюшкин Прокопий Дмитриевич. Деятельность Олекминского дополнительного сборного пункта в период летней мобилизации 1914 г. = The activities of Olekminsky additional assembly point during the summer mobilization in 1914
- 5. Захаров Вячеслав Платонович. Становление пароходства на реке Лене = Formation of shipping on the river Lena
- 6. Томаска Алена Георгиевна. Мигранты Республики Саха (Якутия): вопросы интеграции детей сельских мигрантов = Migrants of the Republic of Sakha (Yakutia): issues of integration of rural migrant children
- 7. Баишева Саргылана Макаровна. Трудовой потенциал и занятость молодежи Арктики: результаты полевых исследований = Labor and employment potential of the youth in the Arctic: the results of field studies
- 8. Федотова Наталья Дмитриевна. К вопросу качества жизни детей: жилищный аспект = To a question of the quality of children’s life: housing aspect
- 9. Слепцов Петр Алексеевич. С. А. Новгородов - создатель массовой якутской письменности, первый ученый-лингвист = S. A. Novgorodov – the creator of mass of the Yakut literature, the first scientist-linguist (to the 125th anniversary)
- 10. Ушницкий Василий Васильевич. Историография этногенеза саха: обзор научных гипотез и популярных версий (XVII-XXI вв.) = Historiography of the Sakha ethnogenesis: the review of scientific hypotheses and popular versions (XVII–XXI centuries)
- 11. Тумусов Петр Сысоевич. Из опыта использования народной терминологии в переводе анатомических терминов на якутский язык = From the experience of use of traditional terminology in translation anatomical terms in the Yakut language
- 12. Иванов Спиридон Алексеевич. Старинные названия якутского жилища (лингвокультурологический аспект) = The ancient name of the Yakut dwelling (linguistic and culturological aspect)
- 13. Илларионов Василий Васильевич, Илларионова Туяра Васильевна. Народный певец С. А. Зверев: особенности творческой лаборатории = Creative way folk singer S. A. Zverev
- 14. Антонов Егор Петрович. Гавриил Георгиевич Макаров (к 100-летию со дня рождения)
- 15. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №1 (18)
- 16. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №2 (19)
- 17. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №3 (20)
- 18. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2017, №4 (21)
Петров, А. А. Рецензия на учебное пособие Т. В. Павловой-Борисовой "Профессиональное будущее Якутии. Культура и искусство" / А. А. Петров ; Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 1 (18). - С. 141-142.
Год выпуска: 2023
Исследуется изучение лингвофольклористики на материале фактов духовной культуры долган: малых жанров фольклора и олонхо. Реалии устного народного творчества долган позволяют исследовать языковые данные в русле традиций лингвофольклористики. В настоящее время, в условиях промышленного освоения Арктики, язык и традиционная культура долган находятся на грани исчезновения, и потому изучение фольклора одного из этносов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в этнолингвистическом плане представляется актуальной задачей гуманитарной науки для поколений россиян и мирового сообщества. Сегодня отсутствуют исследования, посвящённые анализу языка фольклора долган – одного из коренных малочисленных народов Севера России. Поэтому в статье впервые предпринята попытка анализа фольклорного материала долган как предмета лингвофольклористики. Источниками исследования послужили опубликованные в России и за рубежом материалы устного народного творчества долган.Фольклор, язык и традиционная культура долган Таймыра и Республики Саха (Якутия), несмотря на трансформации и инновационные процессы, продолжают сохраняться в их новых формах, адаптированных в условиях многонационального и поликультурного общества, и в этом значительную роль играют такие современные направления языкознания, как этнолингвистика и лингвофольклористика. Долганы устойчиво сохраняют в своей духовной культуре такие жанры устного народного поэтического творчества, как пословицы, поговорки, загадки, приметы, сказки, героические сказания – олонхо. Учитывая малоисследованность темы почти во всех жанрах устного народного творчества, дальнейшие изыскания в этой интереснейшей области научного знания представляются весьма актуальными и перспективными
Год выпуска: 2020
В статье рассматривается феномен поликультурности современных переводов произведений народов России на русский язык, а путь к достижению этого качества – как новая интерактивная модель, сменяющая собой двухступенчатый метод перевода XX века. Авторы отталкиваются от ретроспективы традиций обработки текстов народов России и противопоставляют ему новые экспериментальные данные переводов якутской и бурятской литературы на русский язык
Год выпуска: 2019
Исследуется проблема этнолингвоэкологии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — носителей языков северной группы тунгусо-маньчжурских языков алтайской языковой общности: эвенков (тунгусов), эвенов (ламутов), негидальцев, солонов. Впервые термин “этнолингвоэкология” был введен в научный оборот профессором В. П. Нерознаком в энциклопедическом словаре-справочнике “Красная книга языков народов России” (М., 1994), в котором были помещены сведения по эвенкийскому, эвенскому и негидальскому языкам. В течение XX — начала XXI века происходит активный процесс утраты языков северных народов. В этих условиях представляется особенно актуальным возрождение, сохранение и развитие языков и культур коренных малочисленных народов РФ, в том числе и тунгусо-маньчжурских. В этом случае важное значение приобретает как патронат со стороны государства, так и позиция самих малочисленных народов. Особое внимание следует уделять вопросам научного исследования сохранившихся очагов бытования разговорного родного языка и культуры (приоритетно в местах компактного проживания этих народов и ведения традиционных видов хозяйствования — оленеводства, охоты, рыболовства, собирательства), а также преподавания этих языков на всех уровнях системы образования и воспитания (семья, дошкольные образовательные учреждения, начальная и средняя школа, средние специальные учебные заведения и вузы). Констатируется чрезвычайная важность практического применения результатов исследований такого интересного направления языкознания, как этнолингвистика
Год выпуска: 2021
Статья посвящена истории изучения и преподавания эвенского (ламутского) языка в России в период с XVII– по начало XXI века. Отдельное внимание уделено проблеме лингвоэкологии языка. Рассматриваются фундаментальные и прикладные исследования в синхронном и диахроническом аспектах, а также вопросы преподавания эвенского языка в семье, дошкольных образовательных учреждениях, колледжах и высших учебных заведениях России. Изучаются возможности этнолингвистики для сохранения и развития языка: преподавание эвенского языка в тесной связи с традиционной и современной материальной и духовной культурой. Для этого устанавливается роль лексики, связанной с песенно-танцевальным творчеством, с декоративно-прикладным искусством, обрядовой лексики жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны), производственной (охотничьи, рыболовецкие, оленеводческие обряды) лексики; табу и эвфемизмов; лексики, связанной с народными знаниями (метрология, метеорология, ориентация в пространстве, медицина, календарь, питание и кухня и др.), а также слов, отражающих религиозные воззрения (анимизм, шаманизм, христианство) в формировании языковой картины мира и менталитета эвенов. Отмечена роль государственных институтов, общественных организаций, а также самих представителей малочисленного этноса в сохранении и развитии своих языка и культуры. Обращено внимание на перевод как инструмент сохранения уникального языка
Количество страниц: 16 с.
Поморцев, О. А. Сверхдлинные дендрошкалы высокогорий Северной Америки и высоких широт Евразии / О. А. Поморцев, Е. П. Кашкаров, Н. В. Ловелиус ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Международный институт исследования ритмов, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Науки о Земле". - 2023. - N 2 (30). - C. 56-71. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.30.2.006
DOI: 10.25587/SVFU.2023.30.2.006
Количество страниц: 3 с.
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Биографии. Генеалогия. Геральдика,
- НАУКА ЯКУТИИ > КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ > Историческая наука. Историография > Всеобщая история > История Якутии,
- НАУКА ЯКУТИИ > КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ > Биографии. Генеалогия. Геральдика.
Кузьменко, О. Н. Якутия как вызов (материалы к биографии В. М. Зензинова) / О. Н. Кузьменко ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 2 (20). - C. 51-53.
Ответственность: Петров Александр Александрович (Научный руководитель)
Количество страниц: 5 с.
Рожина, С. В. Анализ художественного изображения родного языка в языковой среде / С. В. Рожина ; научный руководитель А. А. Петров ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 1 (1). - C. 78-82.
Количество страниц: 4 с.
- Общий отдел > Общие вопросы науки и культуры,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История > Биографии. Генеалогия. Геральдика,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩИЙ ОТДЕЛ > Общие вопросы науки и культуры,
- НАУКА ЯКУТИИ > КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ. БИОГРАФИИ. ИСТОРИЯ > Биографии. Генеалогия. Геральдика,
- КНИГАКАН > Общий отдел,
- КНИГАКАН > Краеведение. Археология. География. Биографии. История.
Петров, А. А. В. А. Роббек - выдающийся российский ученый-северовед и организатор науки / А. А. Петров ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 37-40.
Издательство: Образование
Год выпуска: 1993
Количество страниц: 16 с.
- Долганы: северные кочевники Заполярья > Фольклор и традиционная культура,
- Петров Александр Александрович,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Долганы (тюркская группа языков) > Этнография. Фольклор.