Ханды Мария Васильевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт, Кафедра "Пропедевтика детских болезней" ; 677007, г. Якутск, ул. Ойунского, 27 ; e-mail: mv.khandi@s-vfu.ru, m_leader@rambler.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р мед. наук

Область научных интересов: Региональные особенности физиологии и патологии детского возраста, ревматология, пульмонология

ID Автора: РИНЦ AuthorID: 530450

Деятельность: В 1960-1963 гг. - педиатр Верхневилюйской центральной районной больницы, в 1965-1966 гг. - главный педиатр г. Якутска. С 1966 г. работает в Якутском государственном университете.

Документы 1 - 10 из 19
1.

Количество страниц: 4 с.

Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия" / С. В. Маркова, М. В. Ханды, А. М. Аммосова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Медицинские науки". – 2017. – N 1 (06). – C. 71-74.

2.

Количество страниц: 4 с.

Ханды, М. В. Дефицита Альфа-1 антитрипсина у ребенка в Республике Саха (Якутия) / М. В. Ханды, Т. И. Никифорова, Л. Е. Николаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Медицинские науки". – 2019. – N 1 (14). – C. 47-50. – DOI: 10.25587/SVFU.2019.1(14).27476
DOI: 10.25587/SVFU.2019.1(14).27476

3.

Количество страниц: 4 с.

В статье представлены результаты изучения клинического течения муковисцидоза (МВ) у детей в Республике Саха (Якутия). Анализ результатов генетического обследования выявил ведущие генетические мутации - мутация del F 508 в гомозиготном и гетерозиготном состоянии. Все наблюдаемые пациенты имели смешанную форму МВ: с тяжелым течением - 5 пациентов, со средним - 4. Выраженность клинических проявлений во многом зависит от тяжести течения заболевания. Наиболее выраженные изменения наблюдались со стороны дыхательной и панкреатической систем. Панкреатическая недостаточность, бронхиты и дыхательная недостаточность выступают на первый план. При проведении потовой пробы у всех детей, больных МВ, отмечалось повышение его показателей в полтора и более раз. По результатам КПГ отмечалось нарушение функции пищеварения и панкреатической системы. При анализе инструментальных данных у большинства детей наблюдались изменения: в рентгенограмме - в виде бронхитов, диффузные изменения со стороны печени и поджелудочной железы - при ультразвуковом исследовании органов брюшной полости, нарушения функции сердца - в результатах электрокардиограммы. У части больных были обнаружены такие изменения, как уплотнения почечных синусов, двусторонние гнойные бронхиты и атрофия поджелудочной железы. Все наблюдаемые больные получали постоянную комплексную базисную медикаментозную терапию: минимикросферические ферменты поджелудочной железы (по индивидуальной расчетной дозировке), муколитические препараты (по индивидуальной схеме), бронхоспазмолитики (по показаниям), антибактериальную терапию (по индивидуальному плану, в зависимости от периода болезни и данных микробиологического результата в посевах мокроты), витаминотерапию (в т.ч. жирорастворимые витамины в повышенных дозировках), желчегонную терапию и гепатопротекторы, в обязательном порядке выполняли индивидуальную программу кинезитерапии (специальная дыхательная гимнастика и массаж грудной клетки
The article presents the results of studying the clinical course of cyctic fibrosis (CF) in children in the Sakha Republic (Yakutia). In our analysis of the genetic examination, the leading genetic mutations were a del F 508 mutation in the homozygous and heterozygous state. All the observed patients had a mixed form of CF. There were 5 patients with a severe course, and 4 with a moderate course. The severity of clinical manifestations largely depends on the severity of the course of the disease. The most pronounced changes were observed from the respiratory and pancreatic systems. Pancreatic insufficiency, bronchitis and respiratory insufficiency come to the fore. During the sweat test, all children with CF had an increase in its parameters by one and a half or more times. According to the results of CPG, there was a violation of the digestive function and pancreatic system. When analyzing the instrumental data, the majority of children experienced changes in the radiograph in the form of bronchitis, diffuse changes from the liver and pancreas to ultrasound examination of the abdominal cavity organs, cardiac dysfunction on the electrocardiogram. A number of patients showed such changes as compaction of renal sinuses, bilateral purulent bronchitis, and pancreatic atrophy. All the observed patients received constant complex basic medical therapy: minimicrospheric pancreatic enzymes (at an individual calculated dosage), mucolytic drugs (according to the individual scheme), bronchospasmolytics (according to indications), antibacterial therapy (according to an individual plan, depending on the period of the disease and the data of the microbiological result in sputum cultures), vitamin therapy (including fat-soluble vitamins in elevated dosages), choleretic therapy and hepatoprotectors, and performedobligatory individual program of kinesitherapy (special breathing exercises and chest compressions)

Клиническое течение муковисцидоза у детей в условиях Республики Саха (Якутия)/Т. И. Никифорова, М. В. Ханды, А. И. Черноградский [и другие]//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 4 (09). — С. 65-68.

4.

Количество страниц: 4 с.

Современный спорт ставит перед спортсменами необходимость преодолевать крайне тяжелые физические и психоэмоциональные нагрузки. После высокоинтенсивных и объемных физических нагрузок юным спортсменам Якутии требуется современная восстановительная постнагрузочная реабилитация и профилактика [1]. Целью исследования явилось изучение эффективности влияния электрофореза с пантовой массой северного оленя на морфологический состав красной крови и показатели электрокардиографии. Проведено исследование спортсменов, профессионально занимающихся спортом, в количестве 71 чел. Исследуемые были разделены на 2 группы: основную группу составили 46 спортсменов, которые получали процедуры электрофореза с пантовой массой по общепринятой методике Вермеля в течение 20-30 минут через день курсом в 7-8 сеансов. Контрольная группа состояла из 25 спортсменов, которая на данном этапе никаких восстановительных процедур не получала. Для оценки клинической эффективности электрофореза с пантовой массой спортсменам проведено: общий анализ крови (HCB, RBC, HCT, MCV, MCH, MCHC) и электрокардиография у 71 спортсмена (основная группа n = 46, контрольная группа n = 25) двукратно до и после курсового воздействия пантовой массы. При оценке эффективности применения пантовой массы на восстановительные процессы сердечнососудистой системы у спортсменов основными критериями считались морфологический состав красной крови и электрокардиография. Применение электрофореза с пантовой массой в постнагрузочном периоде приводит к восстановлению организма спортсменов. В основной группе спортсменов отмечается повышение гемоглобина, MCH, MCV, MCHC в крови, в сравнении с контрольной группой спортсменов. Улучшаются показатели ЭКГ: уменьшается количество спортсменов с СРРЖ, с НБПНПГ и синусовой аритмией, отмечается ликвидация метаболических изменений в миокарде. Таким образом, зафиксировано улучшение кислородтранспортной функции крови и показателей электрокардиографии у спортсменов основной группы. Применение пантовой массы методом электрофореза представляет собой возможность немедикаментозного воздействия на кислородтранспортную функцию крови в целях восстановления спортсменов после соревновательных и тренировочных нагрузок
The modern sport makes athletes to overcome extremely serious exercises and psycho-emotional stresses. After highly-intensive and massive physical activities, young athletes of Yakutia need modern recovery rehabilitation and prevention [4]. The aim of the study was to investigate the effect of electrophoresis with reindeer antler mass on morphological structure of the red blood and electrocardiography indicators of. The study covered 71 athletes, professionally playing sports. The athletes were divided into 2 groups: the main group was made by 46 athletes who received electrophoresis with antler mass by the standard technique of Vermel within 20-30 minutes every other day during a course in 7-8 sessions. The control group consisted of 25 athletes, at this stage they did not receive any recovery procedures. To evaluate the clinical efficacy of electrophoresis with antler mass to athletes, we performed the following examinations: the general blood test (HCB, RBC, HCT, MCV, MCH, MCHC) and an electrocardiography in 71 athletes (the main group n = 46, control group n = 25) twice, before and after the antler mass course. The main criterion was the morphological structure of the red blood and electrocardiography, at assessment of the efficiency of using antler mass on recovery processes of th ecardiovascular system in the athletes. The use of electrophoresis with antler mass in the post-load period leads to restoration of organisms of athletes. The main group of the athletes demonstrated increased hemoglobin, MCH, MCV, MCHC in a blood, in comparison with the control group of the athletes. ECG indicators improved: the number of athletes with early ventricular repolarization syndrome, incomplete RBBBand sinus arrhythmia decreases, elimination of metabolic changes in a myocardium is observed. Thus, there is an improvement in the oxygen-transport function of blood and indices of electrocardiography in athletes of the main group. The use of antler mass during electrophoresis is a possibility of non-drug effects on the oxygen-transport function of blood in order to restore athletes after competitions and training loads

Применение электрофореза с пантовой массой северного оленя в качестве восстановительного средства у юных спортсменов Якутии / К. С. Гаврильева, М. В. Ханды, Н. В. Махарова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 4 (09). — С. 34-37.

5.

Количество страниц: 6 с.

Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе. В Медицинском институте СВФУ особое внимание уделяется формированию эффективной системы самостоятельной работы студентов, контроля за индивидуальной учебно-профессиональной деятельностью будущих врачей. Эффективность самостоятельной работы студента обусловлена тремя основными факторами - это организация, обеспечение и контроль. При этом эффективность самостоятельной работы зависит от мотивированности студентов; от их понимания и умения самостоятельно учиться, пополнять свои знания. В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного среди студентов старших курсов лечебного отделения Медицинского института с целью выявления отношения студентов к выполнению самостоятельной работы и оценки эффективности самостоятельной работы. Результаты опроса показали, что студенты понимают необходимость выполнения самостоятельной работы, но при этом испытывают некоторые трудности в самоорганизации по самостоятельной работе. Для успешного образовательного процесса можно рекомендовать следующие меры по повышению эффективности использования различных форм самостоятельной работы: предоставлять студентам больше времени на непосредственное общение с больными детьми во время курации, четко ставить задачи при выполнении самостоятельной работы, а также постоянно контролировать и поощрять за качественно выполненную работу. Проведенное анкетирование показало, что самообразование развивает у студентов такие качества, как организованность, усилие и упорство, аккуратность и целеустремленность, и учит искусству общения с больными и самостоятельному клиническому мышлению. Таким образом, самостоятельная работа способствует формированию необходимых качеств для становления будущего врача
Independent work of students is one of the most important elements of training in high school. At Medical Institute, we pay great attention to effective system of independent work of students, monitoring of individual educational and professional activities of future doctors. The effectiveness of the student’s independent work is due to three main factors - organization, provision, and control. At the same time, the effectiveness of independent work depends on the motivation of students; their understanding and ability to learn independently, to supplement their knowledge. The article describes the study among senior students of therapeutic department of Medical Institute to identify the students’ attitude to carrying out independent work and evaluation of independent work efficiency. The results of the survey revealed that students understand the necessity to perform independent work, but at the same time, experience some difficulties in organizing themselves for independent work. For a successful educational process we can recommend the following measures to improve the efficiency of using various forms of independent work: to give students more time to direct contact with sick children during supervision, to set a clear task in carrying out independent work, and continuously monitor and encourage for quality work. The survey conducted shows that self-education develops in students such qualities as discipline, effort and persistence, thoroughness and commitment, and teaches a process of communication with patients and independent clinical thinking. Thus, individual work contributes to the formation of the necessary qualities for the formation of the future doctor

Организация самостоятельной работы студентов лечебного отделения по дисциплине "Педиатрия" / С. Ю. Артамонова, А. М. Аммосова, С. В. Маркова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 91-95.

6.

Количество страниц: 4 с.

Балльно-рейтинговая система оценки (БРС) успеваемости - комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. Балльно-рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. БРС поддерживает мотивацию студентов к активной и равномерной работе в течение семестра, обеспечивает осознанную самоорганизацию студентами учебной деятельности, способствует повышению эффективности регулярной самостоятельной работы, усиливает контроль над систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы посредством более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности, повышает самодисциплину студентов и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Цель данной работы заключается в сравнительном анализе балльно-рейтинговой системы с оценкой традиционного экзамена по дисциплине Һпедиатрияһ у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01. ҺЛечебное делоһ. Балльно-рейтинговая система внедрена в учебный процесс с 2011 г. Проведена сравнительная оценка успеваемости студентов, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в 2015-2016 гг. и итогов экзаменационной сессии студентов, обучившихся по Государственному образовательному стандарту 2 поколения за 2016-2017 гг. по дисциплине ҺПедиатрияһ. Результаты полученных данных показали, что проведение БРС дает возможность получения итоговой оценки по дисциплине с учетом успеваемости, стимулирует студентов на достижение более высоких результатов, повышает мотивацию на освоение образовательной программы. Внедрение новых информационных технологий, таких, как БРС, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образовательных услуг
The point-rating system (PRS) of students’ performance is a set of measures that verify the quality of the educational work of students in mastering basic educational programs. The point-rating system of knowledge assessment is intended to improve the objectivity and reliability of assessing the level of students’ training and is used as a part of the educational process management at the university. PRS maintains motivation and stable active work of students during the semester, provides a conscious self-organization of educational activities, enhances the effectiveness of regular independent work, strengthens the control over systematic work of students in mastering educational programs by higher differentiation of evaluating the results of their learning activities, promotes self-discipline and students’ responsibility for the results of their training activities. The aim of this work is the comparative analysis of the point-rating system and the assessment with a traditional exam in the course of Pediatrics for the students enrolled in the programme 31.05.01. Therapy. The point-rating system was introduced in the educational process in 2011. We compared the performance of the students under the Federal State Educational Standard of higher education in 2015-2016 and the results of the examination session of the students trained under the State Educational Standard of the 2nd generation in 2016-2017 on the course of Pediatrics. The results of the data showed that the PRS gives the opportunity of obtaining the final grade for the semester performance, stimulates students to achieve better results, increases motivation for learning educational programs. The introduction of new information technologies, such as PRS, allows to improve the system of organizing the educational process and to enhance the quality of educational services

Бально-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине "Педиатрия" / С. В. Маркова, М. В. Ханды, А. М. Аммосова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 71-74.

7.

Количество страниц: 6 с.

Физическое развитие детей и подростков является важными параметрами здоровья и широко используются в клинической практике, а также для оценки здоровья групп детского населения и в популяционных исследованиях. Показатели физического развития должны регулярно отслеживаться для обобщения социального благополучия общества на современном этапе, так как физическое развитие очень тонко отражает физиологические процессы, происходящие в растущем организме на этапе онтогенеза. Цель данного исследования - изучение и анализ функциональных показателей с учетом образа жизни детей и подростков, проживающих в сельской местности на современном этапе. Проведена оценка физического развития и двигательной активности детей и подростков 11-15 лет, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия). Физическое развитие исследовалось с помощью антропометрии, силовые возможности при помощи кистевой динамометрии. Изучен образ жизни современных школьников, при этом особое внимание было уделено двигательной активности. При анализе полученных данных выявлено достоверное различие между полом и возрастом в физическом развитии современных школьников. В целом антропометрические данные обследованных детей и подростков соответствуют нормативам центильных таблиц. Анкетным методом изучен образ жизни сельских школьников, и выявлены факторы, влияющие на физическую дееспособность подростков. Данные исследования позволят выработать рекомендации для обеспечения оптимальной двигательной активности школьников для улучшения физической подготовленности.
Physical development of children and adolescents are important parameters of health and are widely used in clinical practice, for assessing health of children, and for population studies. Indicators of physical development must be monitored in order to understand the social condition of modern society. The aim of the work is to study and analyze functional indicators taking into account the lifestyle of children and adolescents living in rural areas. The study was conducted to assess physical development and motor activity in children and adolescents aged 11-15 living in rural districts of the Republic of Sakha (Yakutia). Physical development was examined by anthropometry, and power capabilities - hand dynamometry. We studied the lifestyle of modern schoolchildren. Particular attention was paid to motor activity. Our study clearly showed that physical development depends on the sex and age of schoolchildren. The anthropometric data of the examined children and adolescents correspond to the norms of the centile tables. Questionnaire method studied lifestyle of the rural schoolchildren and the factors that influence the physical capacity of adolescents. These studies will help to give recommendations for optimal motor activity of schoolchildren to improve physical fitness

Физическое развитие и двигательная активность современных школьников, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия) / Л. А. Степанова, С. В. Маркова, А. М. Аммосова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2018. — N 2 (11). — С. 38-43.

8.

Количество страниц: 4 с.

Ханды, М. В. Дефицит Альфа-1 антитрипсина у ребенка в Республике Саха Якутия / М. В. Ханды, Т. И. Никифорова, Л. Е. Николаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2019. — N 1 (14). — С. 47-50. — DOI: 10.25587/SVFU.2019.1(14).27476
DOI: 10.25587/SVFU.2019.1(14).27476

9.

Количество страниц: 6 с.

Определение монооксида углерода (CO) в выдыхаемом воздухе у школьников г. Якутска / М. В. Ханды, Т. И. Никифорова, С. В. Маркова, А. Д. Саввина, А. А. Харлампьева, А. А. Лазарева, Е. В. Михайлова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2020. — N 3 (20). — С. 61-66.— DOI: 10.25587/SVFU.2020.20.3.008
DOI: 10.25587/SVFU.2020.20.3.008

10.

Количество страниц: 4 с.

Распространенность курения среди детей подросткового возраста г. Якутска / Ханды М. В., //Якутский медицинский журнал. – 2019. – N 1 (65). – С. 55-57. – DOI:10.25789/YMJ.2019.65.17
DOI: 10.25789/YMJ.2019.65.17