Яковлева Капитолина Максимовна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Исторический факультет, Кафедра "Всемирная, отечественная история, этнология, археология" ; 677007, г. Якутск, ул. Белинского, 58, каб. 603 ; e-meil: km.iakovleva@s-vfu.ru, kapa1985@list.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. ист. наук

Область научных интересов: Этнология, антропология, народы Сибири, украшения, алтайская культурная общность, трансформация культуры.

ID Автора: SPIN-код: 6100-8603, РИНЦ AuthorID: 727022

Деятельность: В 2006-2011 гг. работала учителем истории и обществознания НОУ СОШ "Личность" в г. Якутск. С ноября 2011 г. принята на должность старшего преподавателя кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ. С 2012 г. является одним из руководителей СНК "Культурная антропология".

Документы 1 - 10 из 14
1.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Варган - один из ярчайших представителей реликтовых музыкальных инструментов. Который можно охарактеризовать как щипковый аэрофон. Кроме того, варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший сквозь века и практически не изменивший своего внешнего вида.
Jew`s-harp is one of the brightest representatives of relic musical instruments. Which can be described as plucked aerofon. In addition, jew`s-harp is one of the oldest musical instruments, the past through century and virtually not changed its external kind of.

Руфов, Д. Е.
Варган у тюрко-монгольских народов / Руфов Д. Е. ; научный руководитель Яковлева К. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып.6). - С. 134-138.

2.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Культ огня - наиболее почитаемый из всех сохранившихся культов у народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Это связано с суровыми климатическими условиями данных территорий. В статье рассмотрены поверья, сакральные представления, связанные с огнем у эвенов и эвенков.
The fire cult is on of the most esteem remained cults. It connected with severe climatic conditions. In that article beliefs, sacral representation which connected with fire are considered.

Никифоров, Е. Т.
Культ огня у современных эвенов и эвенков / Никифоров Е. Т. ; научный руководитель Яковлева К. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5 апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып.6). - С. 123-126.

3.

Количество страниц: 6 с.

В данной статье производится попытка выявления в мифологии народов циркумполярного мира категории образов, которые почерпнуты из находок останков мамонта. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре северных народов. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора и систематизации данных о роли мамонта в фольклоре народов циркумполярного мира. Источниками исследования послужат фольклорные и этнографические данные, описывающие образ мамонта в духовной культуре народов Севера, а также вовлекаются архивные данные из Музея антропологии и этнографии и Русского географического общества. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления народов Севера о мамонте весьма необычны, они имеют некоторые сходства: среда обитания, часто внешний облик. Основой возведения вокруг него образов являются бивни и иногда шерсть. Внешне мамонт синкретичен, он сочетает в себе признаки водного и сухопутного зверя, при этом полностью его морфология остается неизвестна: бивни часто принимают за рога, наличие хобота почти ни у кого не отмечается. В целом мамонт представляется нам опасным и иногда зловредным зверем; отношение к нему у народов Севера особое: он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера.
This article attempts to identify in the mythology of the peoples of the circumpolar world the category of images that are drawn from the finds of mammoth remains. The object of research is the image of the mammoth in the spiritual culture of the Northern peoples. Mammoth fauna has always influenced the life of people in one way or another, whether it is social, economic or even political, and of course it has left its imprint in the spiritual life of society as myths, legends and fantastic images that have partially survived to our days. To date, there are scattered data on the representation of different peoples about the mammoth fauna. As a rule, these myths are written comprehensively with the entire spectrum of folklore of a particular ethnic group and were not considered in a single context. The novelty of this research is an attempt to collect and systematize data on the role of the mammoth in the folklore of the peoples of the cir cumpolar world. The research sources are folklore and ethnographic data describing the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North, as well as archival data from the Museum of anthropology and Ethnography and the Russian geographical society. According to the results of the study, it can be concluded that the ideas of the peoples of the North about the mammoth are very unusual, they have some similarities: the habitat, often the appearance. The basis for the construction of images around it are tusks and sometimes wool. Externally, the mammoth is syncretic, it combines the characteristics of an aquatic and land animal, while its morphology remains completely unknown, tusks are often mistaken for horns, and the presence of a trunk is almost never noted. In General, the mammoth seems to us a dangerous and sometimes malicious beast, the attitude to it among the peoples of the North is special, it participates in the process of creating the world, is a strong spirit-assistant to the shaman, often acts in legends as negative beings, sometimes even of a chthonic nature.

Яковлева, К. М.
Растительный орнамент в якутских украшениях: красота со смыслом / Яковлева М. К., Михайлова С. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 152-157. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.027
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.027

4.

Издательство: НБ РС (Я), Медиацентр

Год выпуска: 2025

Этнограф и специалист по якутским украшениям Капитолина Яковлева рассказала о традиционных и трендовых украшениях. Какие вещи никогда не устареют в Якутии? На какие жертвы ради красоты приходилось идти якутским девушкам в прошлом? Что ждет нас в мире украшений будущего?
5.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В наши дни заново начинается формироваться понятие роли о традициях, культуре. Причиной можно назвать приход людей к пробуждению интереса исторической и культурной памяти. Открытость выражать свое отношение к традициям в прошлом и столкновение традиционной культуры уже в повседневной жизни. Саха тюсюлгэ в современности же не теряет свой феномен.
Nowadays, the concept of a role about traditions and culture is beginning to form anew. The reason can be called the arrival of people to awaken interest in historical and cultural memory. Openness to express one’s attitude towards traditions in the past and the clash of traditional culture in everyday life. Sakha tyusulge does not lose its phenomenon in modern times.

Алексеева, В. Т. Тюсюлгэ в XXI веке: традиции и современность / В. Т. Алексеева ; научный руководитель К. М. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова,Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 347-349.

6.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Традиционная одежда может иметь большое социальное значение и статусное значение в различных культурах. Ношение традиционной одежды может выражать членство в определенной культуре или социальной группе, подчеркивать индивидуальность и уникальность, а также отражать общественное положение и статус носителя. Традиционная одежда также может использоваться для выражения и поддержания идентичности и культурного наследия.
Traditional clothing can have great social and status significance in different cultures. Wearing traditional clothing can express membership in a particular culture or social group, emphasize individuality and uniqueness, and reflect the social position and status of the wearer. Traditional clothing can also be used to express and maintain identity and cultural heritage.

Потапова, И. С. Социально-статусная функция женского якутского костюма: традиции и современность / И. С. Потапова ; научный руководитель К. М. Яковлева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 374-376.

7.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС(Я)

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 124 с.

Сборник тезисов отражает результаты научных работ студентов и научных работников, посвященных вопросам изучения адаптации традиционных систем жизнеобеспечения скотоводов Евразии к современным социокультурным процессам, трансформации скотоводческих культур в условиях урбанизации, регионализации и переломных моментов культурной глобализации
9.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 6 с.

В статье, опираясь на научные труды историков-этнографов, автор предпринял попытку проанализировать трансформацию исконных образов женских божеств в представлении современного якутского общества в частности деятелей культуры. Современная массовая культура и глобализация стирают самобытные традиции, обычаи и верования многих народов. В рамках данной работы рассмотрен пантеон женских божеств, а именно - Айыыhыт и Иэйэхсит, дано их описание, роль в жизни и развитии традиционной культуры якутов. Айыыhыт и Иэйэхсит являются неотъемлемой частью якутского культа божеств, именно они являются символом души, семейного очага и продолжения рода. От их покровительства зависело многое - здоровые дети, благополучие в семейной жизни и процветание в хозяйстве.

Михайлова, С. А. Женские божества в пантеоне культа Айыы: традиции и современность / С. А. Михайлова ; научный руководитель К. М. Яковлева // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 130-134.

10.
Автор:
Михайлова Саргылана Михайловна

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье на основе опубликованных трудов А. Е. Кулаковского, В. Л. Серошевского, Р. К. Маака, Г. М. Попова, А. А. Макарова, А. М. Григорьевой, А. И. Гоголева, К. М. Яковлевой предпринята попытка проанализировать проблему происхождения болезней в традиционных представлениях якутов. Также автор опирался на собственные наблюдения во время этнографических экспедиций по Центральной и Западной Якутии с 2016 по 2020 гг. и полевые материалы студенческого научного кружка "Культурная антропология". Традиционные представления якутов о происхождении болезней связаны с их мифологическим мировоззрением, практическим опытом, познаниями в народной медицине.

Михайлова, С. М. Традиционные представления якутов о происхождении болезней: к историографии вопроса / С. М. Михайлова ; научный руководитель К. М. Яковлева // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 127-130.